изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: «Ничто не
может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».
Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что
Парменид–центральная фигура этой школы–ученик Ксенофана. Его учение и по
времени, и по сущест-ву предшествует учению Гераклита, а учение последнего
предшествует учению Парменида.
Ксенофан-(около 565–473 до н.э.) философ, поэт–изложил учение стихами. Всю
жизнь(почти сто лет) был очень бедным, скитался по различным городам. Он и
не стремился к богатству, основатель эллейской школы.
Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял
во главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике
возможность познания мира). Именно из его уст вырвался крик отчаяния:
ничего нельзя знать достоверно! Впервые именно Ксенофан осуществил
разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по
мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а
лишь мнение, видимость:«над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь
мнение доступно», утверждает мыслитель. Состояние его души выражено фразой
Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое
Бог». Это–центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне
его движения Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и
это одно–Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического
толка.(Пантеизм–учение, максим. сближающее поня-тие бог и природа с
тенденцией к их отождествлению).
Парменид(конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политический деятель,
центральная фигура Элейской школы'. Он родился в знатной семье и провел
молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало
ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине
сладкого учения». В центре его учения–неизменная, непреходящая субстанция,
неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только ка-
жется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках:
1. Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое 3. Бытие=небытие
Для П.Истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно.
Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание П.Делит на путь истины и
путь мнения(О Природе). Ранее познание считалось единым. С этого момента
развивается наука(отделение субъекта от объекта познания).
Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир-вещ. шар,
в котором нигде нет пустоты и, сле-довательно возможности движения.(все
заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществу-ющее
никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение.(«Бытие есть, небытия нет, ибо
небытие невозможно ни познать, ни высказать», «Истинно только
существующее»).
Бытия не м.б. ни чуточку меньше, ни чуточку больше, оно однородно и
непрерывно. Нет пустого пространства, все наполнено бытием. Бытие
бесконечно во времени(не возникало и не уничтожалось), ограничено в
пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двум началам:
первое(активное)–Эфирный огонь, чистый свет, теплое;
второе(инертное)–густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух
начал происходит многообразие видимого мира. Вселенная–состоит из
венцов(кругов), которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре
Вселен-ной. В самом центре всех сфер–Богиня Правды и необходимостями, всем
управляет.
Зенон Элейский(около 490–430 до н.э.)–любимый ученик и последователь
Парменида'. Он развивал логику как диалектику. Наиболее известные
опровержения возможности движения–знаменитые апории Зенона, которого
Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апории чрезвычайно глубоки и
вызывают интерес по сей день. Отстаивал неизменность бытия(едино и
неподвижно), небытие мыслить нельзя, это область мнения. Отрицал
возможность мыслить движение, анализировать, а то, что мыслить нельзя–не
существует.
Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой
апории «Ахиллес»: быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.
Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости
разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед
тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни
уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости
на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное
время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но
и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставился
не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мысли мости
его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с
пространством и временем.
Апория «Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти
половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее
половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к.
путь его бесконечен.
Аристотель указывает, что Зенон бесконечно делимое смешивает с бесконечно
большим. Зенон рассматривает пространство как сумму конечных отрезков и
противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. В «Черепахе»
невозможность движения истекает из того, что нельзя пройти в конечное время
бесконечное число половинок пути. Зенону просто не было знакомо понятие
суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число
слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной
скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее(конечное) время.
Таким образом, элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими
тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников
осмысливал,–что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на
высокий уровень философских поисков тайны движения. Однако они не смогли
разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений.
Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники
атомизма.
Основное свойство окружающего мира–не вещество, а качество(неизменная
вечность, можно мыслить)–таков вывод элеатов.
№ 6 Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты.
Атомизм- движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия.
Гипотеза развита Левкиппом и особенно Демокритом(460-370 до н.э.).
В основе бесконечного многообразия мира–единое архэ, имеет бесконечное
число элементов(атомов). Потенциальная бесконечность–к куче песка всегда
можно добавить еще одну песчинку. Актуальная бесконечность–наличие
бесконечного числа элементов в ограниченном объеме. С помощью обычного
мышления объяснить его нельзя.
Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое–атом.
Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не
уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие,
пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни
верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь.
Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой
самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные
конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей,
различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие
мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами
Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души.
Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.
Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании
бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический
разум.
Атомизм составляет одно из величайших учений. В отличие от всех
выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе,
кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как
наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний
в разложении вещественный элемент сущего. А это–гениальный взлет мысли на
принципиально новый уровень философского постижения сущего.
Основа познания- ощущения. От вещей отделяются “видики”- материальные формы
вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в
органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме
проникающим в них «видикам», то в ощущениях возникает образ предмета,
соответствующий самому предмету. Т.о. уже в ощущениях мы получаем верный
образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой
величины недоступны чувствам, такие свойства вещ постигаются умом, и это
познание также м.б. достоверным.
№8 Объективный идеализм Платона.
Объективный идеализм–одна из разновидностей идеализма. Признавая
первичность духа и вторичность материи, О.И. в отличие от субъективного
идеализма, считает первоосновой не личное, человеческое сознание, а
некоторое объективное, потустороннее сознание.
Платон(427–347 до н.э.)–был представителем аристократии, очень знатного
происхождения. Отец–потомок греческого царя Кодры, мать–принадлежала к дому
Солона(законодатель Афин). Платон получил великолепное образование,
совершенствовал свою душу и тело, в этом преуспел. Смерть Сократа сильно
повлияла на него: «Каким д.б. чтобы в нем все было разумно?».
Путешествовал(Африка, Сицилия и Южная Италия), Классическая философия,
понятие о рациональном типе мышления зародились благодаря деятельности
Платона.
Сократовская проблематика–проблема общих понятий. Платон разрешил проблему,
дал определение общим понятиям. Его учение об идеях. Были разработаны общие
принципы идеалистической философии. Сократ: «Что такое прекрасное?»–Платон
это определил.
Онтология Платона. Признавал существование бытия как истинного и
неизменного, сущность его предопределена идеями(«идея»–образ).
Мир идей–истинное бытие–они неизменны, вечны. Можно порождать новые идеи.
Истину ищем в мире идей.
Небытие–то, что может стать всем. Между миром идей и небытием находиться
мир становления, мир чувственных вещей, мир в котором живем.
Мир становления–мир чувственных идей–о нем нет истинного знания. Философ
живет в мире становления, мир идей с ним не связан, как же его познать?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33