Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Понятие «русской идеи» ввел в оборот–определял как историческую роль России

в создании исторической троицы–единения церкви, государства и общества(на

равных правах). Работы: «Теократическая философия «, «Чтение о

Богочеловеке».

«Серебряный век»–философия Бердяева. Русский космизм- Федоров, евразийство

связать с проблемой массовой эмиграции русских философов за границу.

№28 Постклассическая(неклассическая) философия к. 19–20 веков(общая

характеристика)

Причины перехода к неклассическим типам философствования в 20 веке:

1. Основная причина–к началу 20 века выявились неразумные тенденции в

развитии западной цивилизации(войны, революции).

2. Рационализм(особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но

практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый

опыт(поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно

разрушить.

3. Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической

философии–искривленное конечное пространств, относительность Эйнштейна.

Развитие науки возвратило природе таинственность. Разрушилось

представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа

определяет содержание знания, даже если он этого не хочет(субъективность

знания носит объективный характер).

С середины 19 века философская классика активно критиковалась. Кьеркегор

ставит под сомнение существование рационал.системы, система Ф. связана с

конкретным человеком, его взглядами и переживаниями. Человеческое

существование трагично и безысходно. Ницше, Зиммель, Бергсон восприняли

этот тип философствования.

Конец 19 века–II Мировая война–I период развития неклассической философии

Послевоенные годы(середина XX века)–II период.

Происходит размежевание постклассической философии:

1.ориентированная на сцеинтизм

2.антисцеинтизм.

Сцеинизм – это направление абсолютизирует роль науки в жизни общества,

наука – главный стимул общественного прогресса. Стремление придать

философским рассуждениям научную форму. Эталон научности – естественные и

точные науки.

Проявил себя в позитивизме – Позитивус – положительный, речь шла о

положительной науке.

Стадии позитивизма:

1-ый позитивизм – классический – 30 – 90 годы Х1Х века – Огюст Конт создал

первую гуманитарную науку – социологию; Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль.

Эмпириокрититцизм – Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Освальд – 1-ый

популяризатор научного знания (физический позитивизм) – 70 г. Х1Х – начало

ХХ века.

Неопозитивизм (логический позитивизм) – возник благодаря деятельности

Венского кружка – Морис Шлипп, Рудольф Карнапп, Карл Поппер, Рассел.

Гносеологические установки позитивизма:

1.Знать можно лишь то, что дано в чувственном опыте. Эксперимент и

наблюдение являются основным методом познания.

2.Всякое подлинное знание есть знание фактов, данных в опыте. Факты можно

регистрировать, никакое объяснение недопустимо, потому что, объясняя факт,

мы вносим дополнительные сущности. В опыте закона нет, поэтому его нужно

исключить.

3. Отрицали возможность предсказания при помощи законов, вообще отрицали

законы. Предсказание возможно как более широкое описание факта.

Основное внимание обращали на естественные науки, которые называли

позитивными, потому что позволяли решать насущные проблемы человечества.

Позитивисты критиковали предшествующую философию, но не отрицали ее.

Антисцеинтизм – Шопенгауэр.

1.Наука скрывает истину бытия, умерщвляет бытие.

2.подлинным выражением жизни является противоразумная воля.

3.Подлинным средством постижения истины является не логический анализ, а

интуитивное освоение действительности.

№ 31 Философский смысл проблемы бытия. Классификации форм бытия.(Онтология

)

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии, вопрос о том,

что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник

вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока

будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его

содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно

общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как

всеохватывающие понятия–это синонимы. Бытие есть все то, что есть–«вся

видимая же и невидимая». как утверждается Символом веры. Это и материальные

вещи, это и все процессы(физические, химические, геологические,

биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и

отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного

воображения–все это тоже существует как разновидность духовной реальности,

как часть бытия.

Бытие в обыденном понимании–существование.

Бытие как философская категория–это не просто существование, а то, что

гарантирует существование.

Почему бытие не называют существованием? Понятие существование наделяет

предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку: «Ты для меня не

существуешь». Бытие же имеет смысл «есть», эта связка подчеркивает смысл

существующего(Сидоров есть человек).

Аспекты бытия:

. Что существует? Мир.

. Где? Здесь и везде.

. Как долго? Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет, правда доказать это мы не можем.

1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир? Все

ли пространство заполнено миром? Все существующее должно иметь предел.

Нам проще представить мир безграничным, как только представим

безграничным- ?–где граница? Непротиворечивое определение бытия: «ВСЕ

СУЩЕСТВЕТ»

2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны, а

мир–бесконечен. Существование–предпосылка единства мира. Если есть мы и

природа–бытие- это уже предпосылка единства мира. Материальность,

единство пространства и времени( Е=mc2). Тождество бытия: А=А- одно из

фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в

процессе наших рассуждений).

3. Как все то, что существует в отдельности существует? Все то, что нас

окружает–действительность, имеет ли оно логику существования или нет?(Мы

выделяем растения и животные, т.к. нам это хочется или это разделение не

зависит от нас)

Реальность: как мы эту действительность познаем.

Действительность: все то, что существует и действует на нас.

Уровни бытия:

. Бытие природы

. Бытие общества

. Бытие личности

Сферы бытия:

- Органическая сфера

- Неорганическая сфера

- Техносфера и т.д.

Формы бытия:

I. Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека,

мегамир–дали.

Представлены первой и второй природой: Первая природа–существовала до

человека, с ним и после него

Вторая природа–вечный мир, созданный человеком. Человек создает вторую

природу на основе законов первой природы.

II. Человека. Человек существует как человек благодаря уникальной связи

природного(человеческого ) тела и человеческого духа(сознания). Эта

уникальность связи в других объектах отсутствует.

III. Духовного(идеального).

. Индивидуализированного духовного- наш внутренний мир, нет нас–мир уходит

с нами.Мы произвольны в формировании своего духовного мира(он

субъективен).

. Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после

роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и

О.Д.: источник О.Д,- сознание, оно может существовать благодаря

индивидуальному сознанию, но от него не зависит.

. Социального духовного–форм общества.

Итог: Бытие- это существование во всех его многообразных формах.

Бытие–категория единая, его деление произведено в познавательных целях.

№29 Основные течения западной философии 20 века: прагматизм, неопозитивизм,

феноменология, экзистенциализм, неотомизм(одно по выбору)

феноменология

Феномен–это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь

идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее

в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и

их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный

красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и

достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается

чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это

происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само

сознание. Забвение жизненного мира–это результат плохого философствования.

Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток. Феноменологи

считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не

обращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир,

всемерно культивируя идеалы обезжизненно-го знания, не только не избегает

кризисных явлений, а наоборот, плодит их(бесконечные войны, конфликты,

экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного

мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким(как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к

субъективизму), либо объекта(что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты