только индивиду
Образ–это отражение мира в чувственно-наглядной форме
Понятие- это вербализованная форма отражения(словесная)(вербус- слово,
глагол)
Понятие является альтернативой чувственному образному мышлению
«искусство мыслит образами, наука- силогизмами, одно показывает, другое-
доказывает»(Силогизм–определение)
Максвелл:«Я развил в себе привычку разрабатывать зрительную партитуру
проблемы», то есть он первоначально проблему видел, а потом ее разрабатывал
Адомар: «Использование образов в науке возможно потому, что образ может
выступать как язык рассуждения»
2. давно замечено, что если трудно выразить мысль, нужно представить себе
ее образно, а потом
описать. Образ обладает рядом преимуществ перед понятийным мышлением:
1. образный язык делает процесс мышления более быстрым
2. целостность образного мышления в противовес логического мышления(на
уровне понятий)
3. вербальное мышление плоскостное, образное мышление–объемное
4. образное мышление адекватно, а понятийное мышление не адекватно
отсюда недостаток- адекватность в совокупности с индивидуальностью не дает
возможности этот образ передать(картина, которая нарисована как образ,
всеми воспринимается по-разному)
очень ценно информацию переводить в зрительный образ. Более 90 % информации
о внешнем мире приходится на зрение.
Наука должна оперировать понятиями. Физики говорят так, что «настоящий
физик должен знать математику, как родной язык, но вместе с тем в качестве
языка можно использовать образ, который, при всей своей индивидуальности,
обладает размытостью»
В научном творчестве используются зачастую не только зрительные образы, но
и музыкальные.
Именно благодаря использованию образов, возможны исп-ния 2 методов:
1. метод структурного переноса
2. метод визуализации
1. до начала 19 в врачи не знали слуховой трубки, но они знали, что в
зависимости от шумов можно установить характер и диагноз болезни. В 1816
г. ЛАйНЕКА изобрел слуховую трубку(фонендоскоп)
1. приемник стетоскоп
2. какая связь фонендоскоп, радио, телефон
3. передатчик телевидение
алгоритм метода:
1 шаг- рассматривают некоторое явление, рассматривают его в структурном
виде, вместо адстракт. вводим переменные, но сохраняем отношения
2 шаг–вместо переменных подставляем другие из других материалов, но
сохраняем отношения
3 шаг–проверяем, верно это, или нет
именно этот метод послужил основанием создания метода абсолютной
формализации.
Метод структурного переноса можно рассматривать в объектах динамических.
Пикар: клапан Пикара, сейчас используется в подводных лодках, в
космических аппаратах.
Изобрел, видя как в цирке дрессировщик входит в клетку с
хищниками(предбанник)
Метод визуализации–современный метод работы с абстрактными материями
Современная физика в силу своей абстрактности утратила возможность
демонстрации. Возникла насущная необходимость абстрактные понятия
переводить в наглядные образы.
Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого
предмета, но это образ самой сущности предмета.
Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового
поля: бумага, опилки магнит)
Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает
возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации
путешествия
МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/тия)
Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я-
образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа
Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим
хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.
3 шага(уровня) личностного уподобления:
1 шаг–проекция, то есть пересаживание себя в объект. Нужно стать на точку
зрения микроба, чтобы понять его поведение
2 шаг–интраекция- «вкладывание», возвращение к себе обогащенным тем знанием
«Я-образа» в который пытался вселиться
3 шаг- эмпа/тия–полное личностное уподобление
очень часто этот прием используют художники, писатели(очень тяжело выходить
из образа)
4. ХУД. ОБРАЗ КАК ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Идеал–то, к чему нужно стремиться, но то, что мы никогда не достигнем.
Наука и искусство разные вещи, отличаются друг от друга
Для того чтобы решить научную задачу надо иметь воображение художника, но
искусство способно обогатить мышление художника, а наука не может достичь
того.
Только конкретная личность может заниматься творчеством, коллектив может
исполнять
Творчество- это рождение нового, это выход за пределы заданной ситуации
Можно творить, продавая семечки. Нужно идти не от характера результата, а
от характеристики личности. Творчество–это тогда творчество, когда человек
реализует свои личностные потенции.
Солженицын: нужно работать так , будто это твое последнее дело в жизни.
Личность, личные качества ученого, играют большую значительную роль в
научной деятельности.
54 ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ. МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ
1. Знак и значение
2. Базовые определение.Форма,содержание,формализация
3. Функции формализации
4. Научная деятельность и игра
5. Границы формализации
Знак- материально- вещественное чувственное образование(предмет, явление,
действие), которое выступает как представитель другого предмета, явления,
действия.
Знак является заместителем предметов, отсылает к другому предмету, который
является значением.
Тарский–принцип любого язака состоит в том, чтобы отсылать знак к
внелингвистической реальности.
Знак может отсылать нас к самому себе–автономное употребление знака
«Мария» состоит из 5 букв–слово, знак «Мария» состоит из 5 букв
Симеотика–наука о знаковых системах. Разделы науки:
Семантика–отношение знака к обозначаемому
Синтаксис–отношение знака к знаку, рассматривает внутреннюю структуру
Прагматика–наука об использовании знаков
Выделяют знак и значение
Знак–это то , что обозначает, значение–обозначаемое
Нет знака без обозначения
Концепции значения:
Предметная; смысловая ; бихевиорийская(поведенческая); операциональная
1. Предметная ЗНАК- ПРЕДМЕТ
Значением выступают вещи, предметы которые знак обозначает. Проблема: как
быть с абстрактными понятиями? Справедливость, счастье- нет предмета. Знак
есть, а значения в предметном смысле нет.
Нулевые понятия- понятия, которые не имеют предмета в своем объеме(русалка,
леший) эти изъяны преодолеваются в смысловой концепции значения.
2. произносим так, а воспринимающий воспринимает как предмет, это он делает
потому что знак соотносится со значением не только путем прямого
контакта, но и через смысл. Смысл- знание о предмете.(треугольник: знак,
предмет(генотат), смысл(концепт, знание о предмете) )
Знак
Предмет(генотат) смысл
(концепт)
семантический треугольник Фрега-Чорга
смысл–это способы представления значения. Значение- это сам предмет.
«утренняя» звезда, «вечерняя» звезда- Венера(два смысла, а значение одно и
тоже). Значение может быть одно, а смыслов может быть очень много.
3. исходит из того, что значением знака является совокупность действий,
которые можно предпринять с предметом, когда я получаю, вижу, слышу
опледеляется как знак.
4. В данной концепции: значение- некоторая совокупность операций,
проведение которых возможно с определеным предметом.
Умножение–определенный алгоритм действий
2. БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Существует до 30 определений формы, которые можно
аргументировать в 3 раздела: внешний вид; разновидность; строение.
Как внешний вид это самое распространенное определение формы.
Разновидность: формы сознания, формы бытия.
Строение–это более соответствует внутренней сущности предмета.
Гегель акцентировал внимание на проблеме формы и содержания.
Форма- это то, что присуще данному предмету на уровне сущности.
Строение может быть представлено различным образом: совокупность, система,
структура
Совокупность–неустойчивая система веще, образующая некое целое(пассажиры
троллейбуса- неустойчивая целостность)
Система- более устойчивое состояние(упорядочивает элементы по какому-то
соотношению)(пассажиры- отделение военных- некая целостная система, вышли
из троллейбуса- система не развалится)
Структура- инвариант системы, это то, что дает устойчивость системе, это
то, что может сохранять сущность целого, в мысле различного(материального и
др.) состояния. Пример: мелодия- структура, может быть представлена
голосом, музыкальным инструментом, оркестром, нотами. Исполнение различное,
а структура одна и таже.
Информация- вывод: наиболее соответвуют определения формы через структуру.
Формализация представляет собой выявление содержания через форму, и поэтому
структура для нас представляет интерес.
Традиционно привыкли противопоставлять форму и содержание, но когда мы
говорим о формализации, то оказывается, что форма и содержание
взаимосвязаны. Формализация–это однозначное установление последовательности
мысли и последовательности знаков, выражающих эту мысль. Формализация-
установление однозначного соответствия между операциями в мысли и
операциями со знаками, то есть если мы знаем последовательность знаков и
что этот знак обозначает, то можем восстановить ту мысль, которая была
формализована.
Алгоритм формализации:
1. задать список исходных символов, то есть каждому содержательному
компаненту соотнести определенный знак.
2. Задать правила образования, то есть правила сочетания знаков
3. Отобрать исходные формулы(аксиомы)
4. Задаются правила преобразования(правила вывода). На этом этапе задаются
правила получения из исходных форм всех остальных разрешенных, допустимых
форм.
Гильберт сравнивал метод формализации с шахматной игрой:
1. знаки- фигуры и поля. 2. Формулы- расположение фигур на доске. 3.
Исходные формулы- начальная позиция шахматной комбинации 4. Правила
преобразования- правила ходов.
ФУНКЦИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ
Цель формализации: выразить мысль в таковой форме с помощью с помощью
определенных, доведенных до символа знаков. Формализация всегда
сопровождается символизацией, имеет смысл тогда, когда используется
символика
Функции:
1. экономность. За счет формализации достигается эффект, когда объемное
содержание может быть выражено лаконично, емко. «выразить мир в ореховой
скорлупе», таким содержанием проще оперировать. Формализация позволяет
сделать объект обозримым(необходимо и достаточно)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33