Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Решалась различными философами различно.

Например, механистический материализм: объект–то, что существует независимо

от субъекта. Заложил понимание объекта как объективного мира, но

субъект–является чем-то пассивным в познавательном отношении–фиксирует

воздействия извне, не более. Субъект- как изолированный индивид.

Идеалисты–занимали более прагматичную позицию(прогрессивную) по вопросу об

объекте и субъекте. Субъект–не то, что нам дано природой, а то, как он себя

проявляет(человек–это его разум).

Субъективный идеализм сужал понимание субъекта–как психическую

деятельность, отрицая существование субъекта независимо от объекта. Объект

как психическое состояние субъекта(я могу вообразить либо реально видеть

объект ).

Диалектическое представление. Марксистско–ленинская

философия(диалектический материализм)–бытие определяет сознание. Субъект

меняется также как и объект.

Итог: процесс познания–взаимодействие объекта и субъекта, в результате чего

происходит воспроизведение объекта в знании, а также изучение его свойств,

отношений, связей. Важнейшая сторона этого взаимодействия–гносеологическое

отношение, которое реализуется в различных духовных сферах освоения мира:

обыденном и научном познании, …

№ 46 Современные концепции истины.

1. Классическое понимание истины. Ограниченность этого понимания.

Аристотель–автор классической концепции истины: Сущность истины как

соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта.

Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самостоятельная

сущность.

S=O , то- это истина, если между S и O нет тождества- заблуждение.

Нормативное(традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S

познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным

полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой

подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поиска познающего.

Творчеству(познанию нового ) места нет. 2. Есть признание зеркальности

наших познавательных усилий.

Идея нормативной истины прижилась в марксизме. Ленинская теория отражения

полностью базируется на этом.

В современности:

. Корреспондентская концепция истины. Корреспонденция предполагает простую

информацию о событии.

. Референтная(реферативная) концепция истины–точный слепок событий или

познающего объекта.

. Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью

которого можно добиться поставленных результатов.

. Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной»(договорная).

2. Проблема разнообразия истины.

Классически истина может быть только одна. Истина–понятие однозначное.

Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен

естественными науками–убрали грань между О и S. Знание может быть

разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания( само

положение субъекта может влиять на получение знания–вспышка на Солнце и

Земле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем

исключить субъекта из результата знания.(Н-р, изучение электрона в камере

Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается с газом,

истина искажена прибором).

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины- одна

истина может иметь множество измерений(толкований)(Н-р, рац.число

изображаем на оси в пределах от.. и до …, пределы разные, но все толкования

истинны). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется

фиксированным набором познавательных актов. Истина- не результат , а

Истина–процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание

плюрализма(множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в

научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

3. Истина и идеология. Сталкиваемся с пограничными понятиями. Идеология

находилась всегда рядом с наукой и претендовала на истинное знание(ислам,

христианство, марксизм и др)–все идеологии заявляли право на истину.

Идеология–истина , но с конкретной точки зрения–адекватное отражение

действительности, но зависящее от положения субъекта в системе социальных

отношений, отражает положение человека в данном обществе. «Недостаток»

идеологии в том, что она всегда субъективна.

в науке–истина * в идеологии–идеологема * в искусстве- правда

4. Истина и правда. Правда–не ложь, но правда не есть истина. Правда

подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят в искусстве.

Правда–как отражение мира, но в особой форме. «В науке добытое знание

выражается в понятиях, а в искусстве–в образах». Искусство не несет

функцию познания, но что?

Правда художественного произведения заключается в том, что если

художник(поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это

переживаем, то это- художественная правда. Когда мы говорим о правде

художественного произведения, то речь идет о соответствии художественных

форм тем эмоциям, которые испытал автор с изображаемым объектом.

Правда–когда автор способен вызвать у нас ответные адекватные чувства,

пробудить эстетические чувства.

5. Проблема критерия истины–до конца не разрешена. Критерии истины делятся

на внешние и внутренние.

Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность

необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный

критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто

нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно

меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев

недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.

Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив

логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не

имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности

мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.

6. Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет

истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей

философии. Истина сама по себе может являться сущностью.(«Вот это

истинный человек»–это высказывание не метафора, а сущность). С точки

зрения философской концепции истины: истина–то, чем предмет должен

стать(а не есть).

№47ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

1. Методология

2. Понятие метода. Их классификация

МЕТОДОЛОГИЯ

Применительно к общей теории познания.

Общие принципы

Узкоспециальное образование становится невостребованным. Причины

1. Изменение социально-политической обстановки в стране(была плановая

система подготовки специалистов, система изменилась- выпускники не могут

найти работу по специальности)

2. Проблема узкоспециального образования- узкое развитие только в одной

области

3. Быстро нарастает объем информации, она быстро устаревает, поэтому узкие

специалисты быстро становятся не у дел

Главный предмет–математика–интересуют отношения, которые можно выразить

числовым способом

Необходим довесок- философия- в методологическом аспекте. Философия

пользуется особой понятийной сеткой. По своей природе философские

определения являются определениями с размытыми краями. То что

понятно–наука, а то что непонятно–философия.

Лобачевский–«без философского обобщения наука мертва и превращается в

скопище фактов.»

У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая

Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. На

Западе методология является так же основой философии.

Методология- наука, которая изучает методы.

Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод–это

алгоритм.

Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском

методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых

случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане,

что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее

знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»

Метод=знание, теория= знание, метод(теория

Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли

по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка, которую проходят дважды».

Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи,

после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.

Существует 2 вида методов:

1. Общенаучные или философские методы

2. Методы конкретных наук.

Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология,

но это методика, так как методология не умещается в рамках одной

науки(точка зрения Боровкова).

Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук–это

методы решения задач в конкретных дисциплинах.

Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях

науки.

Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в

методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18

начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин,

которые могли существовать в процессе своего уничтожения.

Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки

мог быть применим в методологическом плане)

Проблема основного вопроса философии: что первично?, материя или

сознание(дух)

В методологическом плане эти 2 вопроса недоказуемы и

неоправергаемы(первична материя или сознание)

Общий путь познания

1. Предварительное определение логического и интуитивного

2. Понятие сознательного и бессознательного

3. Этапы творческого процесса познания

А. Эйнштейн признавал философию как мать всех наук.

На пути чисто логического рассуждения принципиально нового знания получить

невозможно, знание аналитическое не может быть принципиально новым. Мы

выявляем то знание, которое для нас лежит в предпосылках. Приращивание

знания возможно только интуицией.

Интуитивное знание- сугубо личностное, для его выражения мы должны его

перевести на язык логики.

Логическое- выводное знание, основанное на логике. Логика–это наука о

правильном мышлении. Логика–это учение о выводе.

Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.

В интуитивном мышлении: Недостаток: «я знаю, но я не знаю как я знаю».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты