Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Логическое- это то, что от нас требует определенного интеллектуального

усилия, сознательная деятельность.

Интуитивное–это бессознательная деятельность

Сознательная деятельность–это целесообразная деятельность, самосознание,

знание.

Знание- умение, навык, владение.

Знание–это установление однозначного соответствия знака и объекта, который

этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание как вложение

смысла.

Уровни понимания:

1. Способность слежения за текстом. Текст- это все, что может быть

подвергнуто интерпретации(картина, музыка, следы на снегу)

2. Способность воспроизведения текста–уровень «натаскивания»

3. Способность опровержения текста- высший уровень понимания

Знание- это не просто соотношение знака и объекта познания, но и понимание

Самосознание–это способность выделить себя из окружающей действительности.

Бессознательная деятельность- это деятельность, не подверженная правилам

логики.

Открытие- это логическое преступление.

Научная деятельность- это деятельность бессознательная. Научное творчество

близко деятельности художника, писателя.

Писатель мыслит до и после работы, во время работы он не мыслит, он пишет.

Отличие логического и интуитивного:

1. Логическое–сознательная деятельность. Интуитивное- бессознательная

деятельность

2. Доказательность логических операций. Интуитивные действия-

бездоказательны

3. Отчетливость логического мышления. Интуитивное мышление- безотчетное

4. Подсознательное- в сознании не было на сознание действует из вне.

Бессознательное находится в сознании

Сверхсознание- информационное поле, ноосфера, космический разум, который

является «складом» всех истин.

48. Научное познание и его специфические признаки. Методы научного

познания.

Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его

основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и

возникает как результат научной деятельности.

Наука:

- социальный институт (люди и отношения между ними)

- -специфическая познавательная деятельность (познание)

- специфическое знание (физика и т.д.).

Наука–система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения

знаний.

Метод–совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых

результатов.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть

несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания

можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и

теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также

качественные и количественные методы, методы непосредственного и

опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция

методологического знания. В этом плане все методы научного познания по

степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных

групп:

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический

и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными.

К их числу также относятся аналитический (характерный для современной

аналитической философии), интуитивный, фе- . номенологический,

герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные

методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с

рационалистической диалектикой

II. Обгн^научные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие

и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной

промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-

методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего

относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура,

функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

III. Частно-научные методы, т. е. совокупность способов, принципов

познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной

отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это

методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или

иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на

стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс

дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные

методы исследования.

V. Методы междисциплинарного- исследования как совокупность ряда

синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания

элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на

стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная,

целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней,

сфер дeйcт-' вий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с

учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного

исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются

наблюдение–целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное

с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит

активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют

формализацию, аксиоматический и гипотетнко-дедуктнвнЫй методы.''

1. Формализация–отображение содержательного знания в знаковом формализме

(формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с

целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации

рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками

(формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и

отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении

научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как

показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни

одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже

при последовательном его проведении–не охватывает всех проблем логики

научного познания (на что уповали логические позитивисты). 2.

Аксиоматический метод–способ построения научной теории, при котором в ее

основу кладутся некоторые 1гсходые положения–аксиомы (постулаты), из

которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто

логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем 'из аксиом

(н вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод–способ теоретического .исследования,

сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между

собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об

эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции)

заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых

неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного

метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно

гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня

общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод

ориентирован на описание прежде всего формальной структуры “готового

знания” и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью

гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы..

В научном исследовании широко используются так на-зываемые общелогическае

методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

1. Анализ–реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и

синтез–их объединение в единое целое.

2. Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений

изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя

свойств.

3. Идеализация–мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных

(идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в

действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т.

п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное н очень

опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой

некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и

построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с

абстрагированием и мысленным экспериментом.

4. Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их

обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего

к единичному.

5. .Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в

некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными

объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий

вывод–умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает

признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д;

следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым

аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

6. Моделирование–метод исследования определенных объектов путем

воспроизведения их характеристик на другом объекте–модели, которая

представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом,

интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы

моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и

знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)

моделирование.

7. Системный подход–совокупность общенаучных методологических принципов

(требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К

числу этих требований относятся:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе

с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его

элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями

ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты