Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость

разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее

самоценности и неповторимости.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной

цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая

существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного

сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена

израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение

христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку

зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее

воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают

географические условия существования того или иного народа.

Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л.

Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития

народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского

называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие

физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические

процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии,

переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н.

Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются

временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего

исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической

энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области,

формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной

активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание

активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание,

растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные

социальные конфликты и потрясения.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной

цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации

выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в

отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют

нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно

тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков

культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как

противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки

культуры ее внутреннему богатству.

№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)

проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще

более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала

научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться

"в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,

биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой

стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению,

членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости,

усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной)

организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного

знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему

очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным

углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре

философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая

ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального

статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других

объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть

та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри.

Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто

неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой,

а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное).

Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы

над рабством, победа над тяжестью мира.

Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не

замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в

ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится»

не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что

каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как

личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и

обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту

достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только

потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями,

независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия

таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к

покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной

культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие

отдельного человека, таким образом:

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный

представитель вида «гомо сапиенс»;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя

обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире

совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков

используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных

духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в

социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на

первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его

«самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в

условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм

социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального

развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в

личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого

общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал,

социального и биологического, в человеке оставалось только одно-

биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к

членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после

возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз

доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что

человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого

общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть

полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у

которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-

биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо

определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам

самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою

социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому

понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки,

образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно

дать характеристику личности человека. В значительной мере качества

формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;•

человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;•

верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: •

чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные

негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;•

решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества

развиты больше, другие- меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие

потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности

могут быть:

• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и

др.;

• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям

культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную

оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных

действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого

счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется

обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу

соответствует определенный уровень потребностей и возможность их

удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо.

Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди

интересов выделяются:

• личные(индивидуальные);

• групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров,

номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны,

экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты