убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может
объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-
творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет
никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность
материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью
требовали бы существования всемогущего двигателя»
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич
Чаадаев(1794–1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать
как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из
атомов и молекул, т.е. «элементов материальных», из которых образуются все
тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма
внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе
распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева
ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению,
не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является
результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания
также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании,
действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения
выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире,
объекты которого обладают свободой, действует откровение.
Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух
миров–физического и духовного, как существо свободное, которое в своем
историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На
понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается
концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих
судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а
определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей
мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого,
всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического
процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения
России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам,
Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного
переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в
нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы
России изменились: если прежде оторванность России от мирового
исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала
представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро
овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом
присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России,
связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический
лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя «высочайшим
повелением» и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы.
Свою позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому, есть несколько
способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою
родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее,–только ее не
обманывать»'.
Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство,
яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков( 1804–1860)
и Иван Васильевич Киреевский(1806–1856) и др., оказавшие значительное
воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились
судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности
исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого
призвания. тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила
круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею
чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам Вл.
Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод
человеческого злодейства.
Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о
человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической
структуре души и о ее «центральных силах»(Хомяков) или о «внутреннем
средоточии духа(Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с
этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины,
духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало
всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог. Исторический
прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла».
Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением
идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке
крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы
объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического
строя к буржуазной монархии.
Славянофилы: Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы. Считали, что виноват
Петр I. Сдернул Россию с естественного пути развития, русский народ имел
опору на православие, самодержавие и народность. Необходимо вернуться к
этим ценностям. В это время началась борьба за чистоту русского языка.
Идея–Россия, возвратив утраченные ценности, должна оказаться впереди всех,
миссионерская роль.
Западники. Во всем винили Петра I, потому что не довел дело до конца.
Чаадаев: «Россия не имеет своей истории, не имеет ничего национального,
все, что имеем, плохо усвоенный западный пример». Россия- урок миру, как не
надо делать. «В России победит социализм не потому, что он прав, а потому
что неправы его противники».
В России, при всей привлекательности развития западной культуры,
существовали недостатки: атеизм, преступность и т.д., должна взять все
лучшее и тогда она сможет оказаться впереди всей планеты. Россия должна
стать мессией, той силой, которая будет определять развитие всей
цивилизации.
К западникам относятся выдающиеся мыслители–В.Г. Белинский(1811–1848), Н.Г.
Чернышевский(1828–1889), Н.А. Добролюбов(1836–1864), Д.И.
Писарев(1840–1868), А.И. Герцен(1812–1870). Это талантливые литературные
критики, философствующие публицисты, общественные деятели. Западники прошли
поучительную школу немецкой классической философии и французского
Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не
без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако,
сохранить диалектический метод Г. Гегеля'. Они полагали, что сознание есть
свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи–мозга.
Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л.
Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее
социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для
человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики
Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне
рождающую споры. В области эстетики(о чем он написал свой труд «Об
эстетическом отношении к действительности») Чернышевский рассматривал
художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому,
«прекрасное–это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее
разнообразии–существенный аспект в философских воззрениях мыслителя.
Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и
выступления.
Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне
противоречивый путь. Его идейное развитие–это духовная драма, процесс
очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не
согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими
философскими концепциями. В своих изданиях–альманахе «Полярная звезда» и
газете «Колокол»–он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая
общедемократические требования–освобождение крестьян с землей, общинное
землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом не какой-либо
абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо
устроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что природа и человеческая
история вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив,
движение», причем движение происходит посредством борьбы двух
противоположных тенденций(или стремлений)–возникновения и разрушения.
Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится
центральной: личность–вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею
все живет.
Русский философ–Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900)(отец Сергий)–первый
профессиональный философ, который приобрел мировую известность. До него
проводниками русской идеи были поэты и писатели.
В 12 лет стал материалистом, решил отказаться от бога. Философия
Соловьева–философия всеединства; тяжело переживал разорванность русского
общества, мировой цивилизации, считал, что Россия является частью
Европейской культуры. Общественно–историческая задача философии- спасти
падшего человека и человечество. Свою философию строит как нравственную
философию. «Я стыжусь, следовательно, я существую». Одна из основных
работ–«Оправдание добра»–этический трактат. В этой работе нашла отражение
идея о философии всеединства–учении о положительном синтезе, учение о
мудрости, которая является его онтологией всеединства. Всеединство–синтез
истины, добра и красоты. Сфера абсолютного обладает признаками
безусловности, только этими понятиями человек должен руководствоваться в
своей жизни.
Цель исторического процесса–приблизить реальность к божественному миру.
Можем назвать В.С. идеалистом, но он признавал материальность мира.
Мир–хаос, но не всегда. Человек–центр мира, должен стать источником
гармонии мира, посредник между природой и Богом, должен изменить природу до
ее одухотворенности. Нравственный смысл человеческой личности реализуется
непосредственно в акте любви к другому человеку и к Богу. Истинный источник
и предмет человеческой любви–это понятие вечной женственности, которое
сопоставимо с образом Софии.
Впервые в России В.С. опубликован в 1985 году. В социальном плане–идея
всеединства–богочеловеческий союз всех людей, вселенская церковь, которая
объединяет все религии. Занялся проблемой теократии–власти Бога. Залогом
такого единства выступает объединение католической и православной церкви.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33