Финансы и кредит

использованные банком в течение определенного периода времени.

2. Отчет об акционерном капитале. В данном документе отражаются изменения

в балансе движения капиталов, которые имеют значения для акционеров банка,

показывая, каким образом вложенный ими капитал изменился с течением

времени. Поскольку акционерный капитал закладывает основу финансового

положения банка и может быть использован для компенсации убытков и защиты

вкладчиков и других кредиторов, то за изменениями баланса движения

капиталов внимательно следят как органы регулирования и надзора, так и

крупные клиенты банка.

Определение долгосрочных целей и показателей прибыльности банка.

Первым шагом при анализе любой финансовой отчетности банка выступает

определение целей, которые должен преследовать банк. Помимо того, что

существуют текущие цели, которые определяют повседневную деятельность

банка, все чаще банки приходят к выводу, что они должны уделять особое

внимание и стоимости их акционерного капитала. Это исходит из того, что

основополагающий принцип финансового менеджмента в соответствии с

сегодняшней практикой состоит в том, что максимизация стоимости

акционерного капитала банка является ключевой задачей и она должна иметь

приоритет над остальными задачами. Все коммерческие банки представляют

собой корпорации, акционеры которых заинтересованы в возрастании стоимости

акционерного капитала и доходов по нему. Если стоимость акции не повышается

до уровня, соответствующего ожиданиям акционеров, инвесторы могут пожелать

избавиться от них и тогда банк столкнется с трудностями в привлечении

нового капитала для обеспечения своего роста в будущем. Поэтому очевидно,

что банковские менеджеры должны стремиться к максимизации стоимости

акционерного капитала банка при сохранении приемлемого уровня риска по

своим операциям.

Теоретически движение цены акции является наилучшим показателем работы

предприятия, поскольку отражает рыночную оценку его деятельности. Однако,

на практике в банковском деле данный показатель бывает часто недостаточно

точен. Причина этого кроется в том, что с большинством банковских акций

заключается недостаточно много сделок, как на национальных, так и на

международных рынках. Это заставляет финансовых специалистов обращаться к

различным относительным показателям прибыльности.

Важнейшие относительные показатели прибыльности банка, использующиеся в

настоящее время следующие:

1. Прибыль на собственный капитал = чистая прибыль после налогообложения

/ акционерный капитал.

2. Прибыль на единицу актива = чистая прибыль после налогообложения /

совокупные активы 3. Чистая процентная маржа = (процентный доход от

кредитов инвестиций в ценные бумаги - процентные расходы по депозитам и др.

эмитированным долговым обязательствам) / активы

4. Чистая непроцентная маржа = непроцентный доходы - непроцентные расходы /

активы.

5. Чистая маржа операционной прибыли = операционные доходы - операционные

расходы / активы.

6. Чистая прибыль до проведения специальных операций = чистая прибыль после

налогообложения и до учета прибыли или убытков по ценным бумагам и другим

операциям, носящим чрезвычайный характер / активы.

7. Чистая прибыль в расчете на акцию = чистая прибыль после налогообложения

/ обыкновенные акции находящиеся в обращении.

Как и все финансовые показатели, каждый из приведенных в значительной

степени варьируется в различные периоды времени и по разным рынкам

банковских услуг. Каждый из приведенных показателей характеризует тот или

иной аспект прибыльности банка. Так прибыль на единицу активов - это прежде

всего показатель эффективности работы менеджеров. Он говорит о том,

насколько менеджеры банка справляются с задачей извлечения чистой прибыли

из активов банковского учреждения. Вместе с тем, этот показатель является

измерителем доходности для акционеров банка. Он приблизительно

устанавливает размер чистой прибыли, получаемой акционерами от

инвестирования своего капитала, т.е. риска, на который они идут,

предоставляя свои средства в надежде получить приемлемый уровень прибыли.

Чистая маржа операционной прибыли, чистая процентная маржа и непроцентная

маржа являются показателями как эффективности, так и прибыльности, т.е.

того, на сколько успешно менеджеры и сотрудники банка обеспечивали

сохранение опережающих темпов роста доходов по сравнению с темпами роста

расходов. Чистая процентная маржа определяет размер разницы между доходами

и расходами по процентам, которая была получена менеджерами путем

тщательного контроля за доходными активами банка и поиска наиболее дешевых

источников средств. Непроцентная маржа определяется отношением непроцентных

доходов (платы за обслуживание депозитов и другие виды комиссионных

вознаграждений, получаемые банком) и произведенных непроцентных расходов (в

том числе заработная плата, затраты на ремонт, техническое обслуживание

банковского оборудования и расходы на покрытие убытков по кредитам). У

большинства банков непроцентная маржа отрицательна, т.к. непроцентные

расходы как правило превышают соответствующие доходы, несмотря на то, что в

последние годы объемы получаемого банком комиссионного вознаграждения

быстро увеличиваются. Показатель чистой прибыли до проведения специальных

операций, оценивает прибыль банка, полученную за счет обычных, регулярно

используемых источников дохода, в том числе доходов от кредитов,

инвестиций, комиссионного вознаграждения за другие услуги, предоставляемые

банком, по отношению к совокупным активам банка. Необычные или чрезвычайные

статьи, такие как "доходы от продажи банковского имущества и оборудования",

"прибыль и убытки по ценным бумагам" обычно исключаются финансовыми

специалистами из расчета показателей прибыльности банка. Наконец,

показатель чистой прибыли в расчете на акцию представляет собой оценку

выплат в пользу основных владельцев банка относительно количества

реализованных банком акций.

Другой традиционный показатель прибыли называется спрэд прибыли и

рассчитывается следующим образом:

спрэд прибыли = (процентные расходы / доходные активы) - (процентные

расходы / пассивы банка, по кот выплачиваются проценты)

С помощью спрэда оценивается, на сколько успешно банк выполняет функцию

посредника между вкладчиками и заемщиками, а также на сколько остра

конкуренция на обслуживаемом банком рынке. Усиление конкуренции обычно

приводит к сокращению разницы между средними доходами по активам и средними

расходами по пассивам. При условии неизменности всех прочих факторов, спрэд

банка сокращается по мере обострения конкуренции, что вынуждает его

менеджеров искать другие пути получения прибыли с целью компенсации

снижения спрэда прибыли (например, в форме комиссии за оказание новых видов

услуг).

Еще одним важным показателем прибыльности является чистая маржа

операционной прибыли. Это соотношение совокупной операционной прибыли и

совокупных активов. Данный показатель прибыльности может быть разложен на

две составляющие:

1. на среднюю процентную прибыль по активам

2. на среднюю непроцентную прибыль по активам.

Этот последний элемент образуется за счет комиссионного вознаграждения при

оказании различных услуг.

С обострением конкуренции на рынке кредитов и других доходных активов и по

мере того, как многие кредиты переходят в разряд просроченных, все большее

число банков стали обращать внимание на увеличение непроцентной прибыли в

форме комиссионного вознаграждения. Подобное вознаграждение значительно

повышает размер совокупной прибыли и помогает увеличить чистую прибыль,

направляемую на выплаты акционерам. Банковские менеджеры в настоящее время

прилагают также усилия к сокращению той доли собственных ресурсов, которые

направляются в неприносящие доход активы. В том числе, в кассу банка, в

основные средства и нематериальные активы.

Одним из широко применяемых показателей неприносящих доход активов

является показатель доходной базы. Он выглядит следующим образом:

доходная база активов = доходные активы / активы = ((кредиты + лизинг +

инвестиции в цен.бумаги) / совокупные активы) = ((совокупные активы -

активы, не приносящие доход) / совокупные активы). Менеджеры и сотрудники

банка, у которого сокращается доходная база, должны работать с большей

интенсивностью для поддержания уже достигнутого уровня доходов.

Взаимосвязь показателей прибыльности банка.

При анализе того, на сколько успешно функционирует любой банк, необходимо

проследить взаимосвязи показателей прибыльности банка. Например, широко

используемые в настоящее время 2 показателя:

Прибыль на собственный капитал и прибыль на единицу активов.

У них один и тот же числитель - это прибыль после уплаты налогов. Поэтому

эти показатели могут быть связаны напрямую:

Прибыль на собственный капитал = прибыль на единицу активов * активы /

акционерный капитал, или иначе.

Чистая прибыль банка равна его совокупным доходам за вычетом его

операционных расходов, в том числе, расходов на уплату процентов и налогов.

Исходя из этого получается следующее уравнение:

Прибыль на собственный капитал =(доходы - операционные расходы - налоги) /

активы * активы / акционерный капитал.

Данная взаимосвязь говорит о том, что банковская прибыль, направляемая его

акционерам, очень чувствительна к тому, за счет каких источников

формируются ресурсы банка. Что больше используется для этого - долговые

обязательства или средства владельцев банка. Даже банк с низким уровнем

прибыли на единицу активов может достичь относительно высокого уровня

прибыли на собственный капитал путем широкого использования долговых

обязательств и небольшого использования капитала акционеров.

Другая очень важная формула прибыльности на базе прибыли на собственный

капитал выглядит следующим образом:

прибыль на собственный капитал = прибыль после уплаты налогов /

операционные доходы * операционные доходы / активы * активы / акционерный

капитал

прибыль на собственный капитал = чистая маржа прибыли * коэффициент

использования активов * мультипликатор акционерного кап-ла,

где чистая маржа прибыли банка = прибыль после уплаты налогов /

операционные доходы

коэффициент использования активов банка = операционные доходы / активы

мультипликатор капитала = активы / акционерный капитал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты