Органы финансового контроля.
Состав органов фин. контроля определяется структурой и составом финансового
аппарата. Он, в сою очередь, определяется государственным устройством и
функциями отдельных гос. органов, закрепленными в конституции государства.
Как правило, функции гос. фин. контроля распределяются между высшими
органами гос. власти одновременно с функциями управления финансовой и
кредитной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей
политической системы государства. На высшем уровне гос. фин. контроля
основные функции возлагаются на парламенты или соответствующие им органы. В
них, как правило создаются спец. Комитеты или комиссии по вопросам
финансов, бюджета, налогам и др. Вопросам фин. политики. На них возлагаются
обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, за
реализацией финансовой политики органами исполнительной власти и заглавным
инструментом ее реализации - гос. бюджетом. В федеративных государствах
парламент осуществляет контроль и за соблюдением норм финансового
законодательства всеми членами федерации. Фин. контроль парламента
осуществляется в процессе рассмотрения и утверждения проекта гос. бюджета
на планируемый год и отчета правительства о его исполнении. Оперативный
гос. фин. контроль проводит Министерство финансов и др. государственные
фин. органы, наделенные функциями управления финансами, а также специальные
ведомства гос. фин. контроля. Объем контрольных функций Минфина государства
определяется конкретным разграничением функций гос. управления между
центральными и местными органами гос. власти. В СССР при высочайшей степени
финансовой централизации местные фин. органы фактически были лишь
исполнителями, т.к. их основная обязанность сводилась к строгому соблюдению
жестко регламентированных гос. расходов, обеспечению своевременного и
полного исполнения местных бюджетов по доходам и содействию более полному
поступлению доходов в вышестоящие звенья бюджетной системы. Этим
определялись и конкретные функции местных фин. органов. Они были в большей
мере объектами фин. контроля со стороны Минфина. С распадом СССР началась
война бюджетов, т.е. борьба за право самостоятельно формировать и исполнять
свои бюджеты, что привело к изменению уже самих принципов распределения
доходов и расходов между центром и республиками. Этот же принцип
наблюдается сейчас и в РФ. И не только между федеральным правительством и
представительными органами субъектов федерации. Т.о. государственное
устройство в первую очередь определяет финансовые права каждой гос.
структуры, прежде всего бюджетные права. Гос. фин. контроль в РФ
осуществляю высшие органы гос. власти и управления, а именно федеральное
собрание и две его палаты - гос. дума и совет федераций. Высшим специальным
органом гос. фин. контроля выступает счетная палата, которая в своей
деятельности подотчетна федеральному собранию. Она проводит экспертизу
федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных
актов, контролирует исполнение федерального бюджета. Важная роль в
проведении фин. контроля принадлежит государственной налоговой службе и ее
органам на местах. Она была создана вначале союзным руководством в
соответствии с законом о правах, обязанностях и ответственности гос.
налоговых инспекций от 21.05 90. Затем в РФ в соответствии с законом о гос.
налоговой службе РСФСР от 21.03 91. Гос. налоговые инспекции уполномочены
осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременности уплаты
налогов и др. обязательных платежей в бюджет всеми юридич. и физич. Лицами,
подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они
осуществляют проверку денежных документов, бух. Книг и иных документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов и др. обязательных платежей,
могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках, производить обследование любых производственных,
складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.
В случаях не предоставления или отказа предъявления бух. Отчетов, балансов,
расчетов, деклараций и др. необходимых для проверки документов, гос.
налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий,
учреждений и организаций по расчетным и др. счетам в банках и иных
финансово-кредитных учреждений, могут изымать документы, свидетельствующие
о сокрытии прибыли или иных объектов налогообложения. Сложности новой
налоговой системы России привели к значительному снижению финансовой
дисциплины и возрастанию финансовых нарушений, что сказывается на ходе
исполнения бюджета. Сложности в формировании бюджетных средств усугубились
ликвидацией Центральным банком России управления по исполнению гос.
бюджета. Расчетно-кассовые центры оказались не готовыми исполнять операции,
связанные со взаимоотношениями предприятий с бюджетом как по сбору налогов,
так и по доведению сметных ассигнований из бюджета. Коммерческие банки, на
которые возлагались Центральным Банком такие обязанности не смогли
обеспечить должный уровень этой работы. Такая преждевременная реорганизация
структуры Центрального Банка России привела к недополучению доходов
бюджета, к обострению бюджетного кризиса, возрастанию бюджетного дефицита.
В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы
органов федерального казначейства, подчиненной Минфину. На казначейство
возлагаются задачи: финансировать, осуществлять и контролировать
использование республиканского бюджета и государственных внебюджетных
фондов. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о
состоянии финансов страны, прогнозированием объема финансовых ресурсов
страны, оперативным управлением. Совместно с ЦБ страны казначейства должны
осуществлять обслуживание внешнего долга Росси. Для контроля за
использованием бюджетных и внебюджетных средств органы казначейства
наделяются большими правами. Они могут осуществлять проверку денежных
документов на предприятиях, учреждениях и организациях любой формы
собственности включая совместные предприятия. Применять к нарушителям
штрафные санкции, приостанавливать операции по счетам, принудительно
взыскивать используемые не по назначению средства. Организационно
казначейства представляют собой единую централизованную систему органов в
которую входят: главное управление федерального казначейства, Минфин
России, территориальные органы по республикам в составе федераций, краям,
областям, автономным образованиям, городам Москвы и Санкт-Петербурга, по
другим городам, районам и районам в городах. Согласно постановлению Совета
Министров РФ от 16.06.93 была создана федеральная служба России по
валютному и экспертному контролю в качестве центрального органа
исполнительной власти, Ее задачами являются: во-первых, обеспечить
координацию деятельности органов валютного и экспертного контроля по
осуществлению единой государственной политике в области валютных, экспортно-
импортных и иных внешнеэкономических операций. Во-вторых, обеспечить
организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и
нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции. В-третьих,
обеспечить выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте, перед
государством в иностранной валюте, включая обязательства о продаже
иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. В-четвертых, обеспечить
обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и перевода капитала за
границу. В-пятых, обеспечить осуществление операций с цен. бумагами в
иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере
внешнеэкономической деятельности. Неотъемлемой частью системы финансового
контроля в современных условиях является аудиторский контроль. Его основная
цель - это установление достоверности бухгалтерской отчетности предприятий
и организаций, оценка надежности их информационных систем.
Виды финансового контроля.
Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность. Это
означает: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от
контроля. Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или
выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по
сравнению с заданными. По времени проведения финансового контроля он
подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный
финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия
решений по финансовым вопросам. Это касается прежде всего процесса
определения финансовых ресурсов государства на планируемый период и их
основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, их распределении
между отдельными общественными потребностями и адресатами выделенных
финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо
осуществлять на стадии разработки и приема законов и других нормативных
актов по финансовым вопросам. Для этого нужна квалифицированная экспертная
оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого
решения. Предварительный контроль должен предшествовать расходованию
финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым вопросам.
Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений,
обеспечивающих сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных
пропорций и показателей экономического и социального развития общества. Как
правило, предварительный контроль осуществляется высшими государственными
органами власти. Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми
органами. Это контроль за оперативной текущей деятельностью. Он состоит в
регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, т.е. соблюдения
финансовых норм и нормативов и прежде всего соблюдению установленных
показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот
вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на
процесс формирования, использования финансовых ресурсов во всех структурах
общественного воспроизводства. Последующий финансовый король - это контроль
за финансовыми результатами деятельности. Он обычно проводиться либо по
наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов
деятельности с целью выявления ее эффективности. Последующий финансовый
контроль - это база для анализа и оценки не только эффективности
использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой
работы и применении конкретных финансовых норм и нормативов. Все названные
виды финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми
работниками структур, осуществляющих производственно-финансовую и
хозяйственную деятельность и владельцами капитала. Значение и роль их не
изменяется, но сфера контроля ограничивается своим предприятием,
учреждением, фирмой. Здесь акцент делается не на проверку соблюдения
государственно-финансовой дисциплины, а наоборот финансовых средств, его
эффективность, его отражение в бухучете и отчетности.
-----------------------
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32