Финансы и кредит

Органы финансового контроля.

Состав органов фин. контроля определяется структурой и составом финансового

аппарата. Он, в сою очередь, определяется государственным устройством и

функциями отдельных гос. органов, закрепленными в конституции государства.

Как правило, функции гос. фин. контроля распределяются между высшими

органами гос. власти одновременно с функциями управления финансовой и

кредитной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей

политической системы государства. На высшем уровне гос. фин. контроля

основные функции возлагаются на парламенты или соответствующие им органы. В

них, как правило создаются спец. Комитеты или комиссии по вопросам

финансов, бюджета, налогам и др. Вопросам фин. политики. На них возлагаются

обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, за

реализацией финансовой политики органами исполнительной власти и заглавным

инструментом ее реализации - гос. бюджетом. В федеративных государствах

парламент осуществляет контроль и за соблюдением норм финансового

законодательства всеми членами федерации. Фин. контроль парламента

осуществляется в процессе рассмотрения и утверждения проекта гос. бюджета

на планируемый год и отчета правительства о его исполнении. Оперативный

гос. фин. контроль проводит Министерство финансов и др. государственные

фин. органы, наделенные функциями управления финансами, а также специальные

ведомства гос. фин. контроля. Объем контрольных функций Минфина государства

определяется конкретным разграничением функций гос. управления между

центральными и местными органами гос. власти. В СССР при высочайшей степени

финансовой централизации местные фин. органы фактически были лишь

исполнителями, т.к. их основная обязанность сводилась к строгому соблюдению

жестко регламентированных гос. расходов, обеспечению своевременного и

полного исполнения местных бюджетов по доходам и содействию более полному

поступлению доходов в вышестоящие звенья бюджетной системы. Этим

определялись и конкретные функции местных фин. органов. Они были в большей

мере объектами фин. контроля со стороны Минфина. С распадом СССР началась

война бюджетов, т.е. борьба за право самостоятельно формировать и исполнять

свои бюджеты, что привело к изменению уже самих принципов распределения

доходов и расходов между центром и республиками. Этот же принцип

наблюдается сейчас и в РФ. И не только между федеральным правительством и

представительными органами субъектов федерации. Т.о. государственное

устройство в первую очередь определяет финансовые права каждой гос.

структуры, прежде всего бюджетные права. Гос. фин. контроль в РФ

осуществляю высшие органы гос. власти и управления, а именно федеральное

собрание и две его палаты - гос. дума и совет федераций. Высшим специальным

органом гос. фин. контроля выступает счетная палата, которая в своей

деятельности подотчетна федеральному собранию. Она проводит экспертизу

федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных

актов, контролирует исполнение федерального бюджета. Важная роль в

проведении фин. контроля принадлежит государственной налоговой службе и ее

органам на местах. Она была создана вначале союзным руководством в

соответствии с законом о правах, обязанностях и ответственности гос.

налоговых инспекций от 21.05 90. Затем в РФ в соответствии с законом о гос.

налоговой службе РСФСР от 21.03 91. Гос. налоговые инспекции уполномочены

осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременности уплаты

налогов и др. обязательных платежей в бюджет всеми юридич. и физич. Лицами,

подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они

осуществляют проверку денежных документов, бух. Книг и иных документов,

связанных с исчислением и уплатой налогов и др. обязательных платежей,

могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,

возникающим при проверках, производить обследование любых производственных,

складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.

В случаях не предоставления или отказа предъявления бух. Отчетов, балансов,

расчетов, деклараций и др. необходимых для проверки документов, гос.

налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий,

учреждений и организаций по расчетным и др. счетам в банках и иных

финансово-кредитных учреждений, могут изымать документы, свидетельствующие

о сокрытии прибыли или иных объектов налогообложения. Сложности новой

налоговой системы России привели к значительному снижению финансовой

дисциплины и возрастанию финансовых нарушений, что сказывается на ходе

исполнения бюджета. Сложности в формировании бюджетных средств усугубились

ликвидацией Центральным банком России управления по исполнению гос.

бюджета. Расчетно-кассовые центры оказались не готовыми исполнять операции,

связанные со взаимоотношениями предприятий с бюджетом как по сбору налогов,

так и по доведению сметных ассигнований из бюджета. Коммерческие банки, на

которые возлагались Центральным Банком такие обязанности не смогли

обеспечить должный уровень этой работы. Такая преждевременная реорганизация

структуры Центрального Банка России привела к недополучению доходов

бюджета, к обострению бюджетного кризиса, возрастанию бюджетного дефицита.

В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы

органов федерального казначейства, подчиненной Минфину. На казначейство

возлагаются задачи: финансировать, осуществлять и контролировать

использование республиканского бюджета и государственных внебюджетных

фондов. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о

состоянии финансов страны, прогнозированием объема финансовых ресурсов

страны, оперативным управлением. Совместно с ЦБ страны казначейства должны

осуществлять обслуживание внешнего долга Росси. Для контроля за

использованием бюджетных и внебюджетных средств органы казначейства

наделяются большими правами. Они могут осуществлять проверку денежных

документов на предприятиях, учреждениях и организациях любой формы

собственности включая совместные предприятия. Применять к нарушителям

штрафные санкции, приостанавливать операции по счетам, принудительно

взыскивать используемые не по назначению средства. Организационно

казначейства представляют собой единую централизованную систему органов в

которую входят: главное управление федерального казначейства, Минфин

России, территориальные органы по республикам в составе федераций, краям,

областям, автономным образованиям, городам Москвы и Санкт-Петербурга, по

другим городам, районам и районам в городах. Согласно постановлению Совета

Министров РФ от 16.06.93 была создана федеральная служба России по

валютному и экспертному контролю в качестве центрального органа

исполнительной власти, Ее задачами являются: во-первых, обеспечить

координацию деятельности органов валютного и экспертного контроля по

осуществлению единой государственной политике в области валютных, экспортно-

импортных и иных внешнеэкономических операций. Во-вторых, обеспечить

организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и

нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции. В-третьих,

обеспечить выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте, перед

государством в иностранной валюте, включая обязательства о продаже

иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. В-четвертых, обеспечить

обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и перевода капитала за

границу. В-пятых, обеспечить осуществление операций с цен. бумагами в

иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере

внешнеэкономической деятельности. Неотъемлемой частью системы финансового

контроля в современных условиях является аудиторский контроль. Его основная

цель - это установление достоверности бухгалтерской отчетности предприятий

и организаций, оценка надежности их информационных систем.

Виды финансового контроля.

Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность. Это

означает: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от

контроля. Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или

выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по

сравнению с заданными. По времени проведения финансового контроля он

подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный

финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия

решений по финансовым вопросам. Это касается прежде всего процесса

определения финансовых ресурсов государства на планируемый период и их

основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, их распределении

между отдельными общественными потребностями и адресатами выделенных

финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо

осуществлять на стадии разработки и приема законов и других нормативных

актов по финансовым вопросам. Для этого нужна квалифицированная экспертная

оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого

решения. Предварительный контроль должен предшествовать расходованию

финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым вопросам.

Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений,

обеспечивающих сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных

пропорций и показателей экономического и социального развития общества. Как

правило, предварительный контроль осуществляется высшими государственными

органами власти. Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми

органами. Это контроль за оперативной текущей деятельностью. Он состоит в

регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, т.е. соблюдения

финансовых норм и нормативов и прежде всего соблюдению установленных

показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот

вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на

процесс формирования, использования финансовых ресурсов во всех структурах

общественного воспроизводства. Последующий финансовый король - это контроль

за финансовыми результатами деятельности. Он обычно проводиться либо по

наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов

деятельности с целью выявления ее эффективности. Последующий финансовый

контроль - это база для анализа и оценки не только эффективности

использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой

работы и применении конкретных финансовых норм и нормативов. Все названные

виды финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми

работниками структур, осуществляющих производственно-финансовую и

хозяйственную деятельность и владельцами капитала. Значение и роль их не

изменяется, но сфера контроля ограничивается своим предприятием,

учреждением, фирмой. Здесь акцент делается не на проверку соблюдения

государственно-финансовой дисциплины, а наоборот финансовых средств, его

эффективность, его отражение в бухучете и отчетности.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты