1. Между предприятиями в процессе приобретения тов.-мат. ценностей,
реализации продукции и услуг.
2. Между предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных фондов денежных средств и их распределении.
3. Между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную
систему и финансировании расходов.
4. Между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных
платежей.
5. Между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении
платежей и получении ресурсов.
6. Между отдельными звеньями бюджетной системы.
7. Между органами имущественного и личного страхования, предприятиями,
населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении
страхового случая.
8. Денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятия.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит НД страны.
Объем НД определяет возможности удовлетворения общегосударственных
потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом
размера НД и его отдельных частей: фонда потребления и фонда накопления,
определяются пропорции развития экономики и ее структура. Поэтому во всех
странах придается важное значение статистике НД. Без участия финансов НД не
может быть распределен. Финансы представляют связующее звено между
созданием и использованием НД. Финансы, воздействуя на производство,
распределение и потребление, носят объективный характер. Они отражают
определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной
категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды
денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Вместе с тем, финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.
Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не
раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая
наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие
на основе обращения, распределения и использования ресурсов. Она исследует
закономерности развития финансовых отношений. Следует заметить, что хотя
финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой
правительством финансовой политики. Сущность финансов проявляется в их
функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную,
контрольную. Эти функции осуществляются одновременно. Каждая финансовая
операция означает распределение общественного продукта и НД и контроль за
этим распределением. Распределительная функция финансов проявляется прежде
всего при первичном перераспределении НД, когда формируется основной доход
среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере
материального производства.
2. Доходы предприятий сферы материального производства.
Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов,
достаточных ля развития приоритетных отраслей нар.хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, Удовлетворения материальных и культурных
потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или
перераспределение НД. Перераспределение НД связано:
1. с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений
предприятий и организаций.
2. с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой НД не
создается.
3. с перераспределением доходов между различными социальными группами
населения.
В результате перераспределения образуются вторичные(производные) доходы. К
ним относятся: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,
налоги. Вторичные доходы служат для оформления конечных пропорций
использования НД. Активно участвуя в распределении и перераспределении НД,
финансы способствуют превращению пропорций, возникших при первичном
распределении НД, в пропорции его конечного использования. Доходы,
создаваемые в ходе такого перераспределения должны обеспечить соответствие
между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером
денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой
средств производства и предметов потребления, с другой стороны.
Перераспределение НД в России происходит между производственной и
непроизводственной сферой нар.хозяйства, отраслями материального
производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами
и социальными группами населения. Конечная цель распределения и
перераспределения НД и ВВП, совершаемых при помощи финансов состоит в
развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики,
укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни населения. При
этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной
заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций, в
улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших
результатов при наименьших затратах. Финансы выполняют также контрольную
функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов
и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса.
Контрольная же функция финансов проявляется в контроле за распределением
ВВП по соответствующим фондам и использовании(расходовании) их по целевому
назначению. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль
направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного
производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу,
нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное
расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, сокращение
непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительства. Одна из
важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций
по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется через
деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой
службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования
при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через
финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых
отношений в нар.хозяйстве, порядок формирования и использования
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы
финансового планирования, формы управления, финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
Финансовая система.
Финансовая система, как экономическая категория представляет собой
совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых
образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, ф.с. -
это система методов и форм образования, распределения и использования
фондов денежных средств государства и предприятий. Государственная система
современных развитых капиталистических стран включает четыре звена:
1. гос. бюджет
2. местные финансы
3. спец. Внебюджетные фонды
4. финансы гос. корпораций.
Ведущим звеном ф.с. выступает гос. бюджет. По своему материальному
содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства.
При чрезвычайных обстоятельствах, в периоды войн, экономических кризисов
правительство опирается на средства гос. бюджета и покрывает ими
возрастающие расходы государства. Гос. бюджет - главный инструмент
перераспределения нац. дохода. Через это звено финансовой системы
перераспределяется до 40% национального дохода каждой страны. Основными
доходами гос. бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более
отобщей суммы. За гос. бюджетом в этих странах закреплены главные налоги -
это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы,
НДС, таможенная пошлина. Из гос. бюджета производятся и основные расходы -
на военные цели, вмешательство в экономику, содержание гос. аппарата,
социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Гос. бюджет
оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя
субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным
фондам, государственным предприятиям. Гос. бюджеты ведущих кап. Стран
характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываются они гос.
займами. Выпуск гос. займов влечет за собой увеличение гос. долга,
представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не
погашенных гос. займов вместе с процентами. Второе звено ф.с. - местные
(региональные) финансы. Они включают местные бюджеты, финансы предприятий,
принадлежащих муниципалитетам и автономные местные фонды. Основное значение
имеет местный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные
налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с гос.
бюджетами более высокая доля средств направляется на социальные цели.
Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства
путем субсидий и кредитов из гос. бюджета и выпуска местных займов,
гарантируемых правительством. Третье звено ф.с. внебюджетные спец. фонды. В
развитых странах наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды
национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников
предприятий, предпринимателей и дотаций из гос. бюджетов. Следует заметить,
что США - это единственная страна где фонд национального страхования
объединен с федеральным бюджетом. Средства этих фондов используются на
выплату пенсий, пособий и т.д.
Финансовая система России
Она включает следующие звенья финансовых отношений:
1.Государственную бюджетную систему
2.Внебюджетные специальные фонды
3.Государственный кредит.
4.Фонды имущественного и личного страхования.
5.Финансы предприятий всех форм собственности.
Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным
финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32