принимается средняя норма прибыли. Следовательно, при исчислении налоговой
ставки на прибыль должна учитываться и эта величина. По мере развития
рыночных отношений создается рынок ценных бумаг. Для предпринимателя
средства, привлеченные от реализации цен. бумаг, наряду с кредитом служат
источником финансирования производства. На рынке одновременно выступают и
ссудный процент и курсы цен. бумаг, которые взаимодействуют между собой.
Величина ссудного процента и курсы цен. бумаг определяются соотношением
спроса и предложения инвестируемых средств. Ставка платы за кредит может
устанавливаться на весь период кредитования или в плавающей форме.
Плавающая цена за кредит меняется в зависимости от колебаний ставок на
рынке ссудных капиталов. В кредитном деле на ряду с термином «процент за
кредит» широко используется и такая категория, как «учетная ставка». Она
представляет собой процентную ставку, которую берут кредитные учреждения за
покупку векселей. Важным фактором, определяющим стоимость привлекаемых и
размещаемых на кредитном рынке ресурсов, является процентная политика ЦБ
РФ. При ее проведении ЦБ РФ пытается решить противоречивые задачи: с одной
стороны, создать условия для формирования полноценного рынка в кредитной
сфере, с другой стороны - не допустить из-за нехватки кредитных ресурсов
кризисного падения производства на предприятиях, не сумевших приспособиться
к рыночным условиям.
Центральный банк – проводник денежно-кредитной политики.
В каждом государстве функционирует ЦБ - орган государственного денежно-
кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии
банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью
кредитных учреждений, хранения официальных золотовалютных резервов. В
разных странах ЦБ могут называться по-разному: государственными,
национальными, народными и т.д. В ряде стран такие банки подотчетны
непосредственно парламенту, либо образованной законодательным органом
страны специальной банковской комиссией. Руководство ЦБ-ом может быть
неограниченно сроком функционирования или назначаться сроком от 4 до 14
лет. По проблемам статуса ЦБ высказаны различные суждения. Дело в том, что
этот орган должен быть независимым, выступающим иногда определенным
противовесом действиям правительства, которое может часто решать
экономические вопросы руководствуясь чисто политическими соображениями.,
например, приближающимися выборами. Но независимость ЦБ должна иметь и свои
объективные пределы, поскольку углубление принципиальных противоречий с
управляющей системой общества может затруднить управление страной. В данной
связи в определенной мере положение ЦБ всегда двояко, а именно: в важнейших
областях экономики и политики ЦБ действует в соответствии со стратегией и
интересами всего общества, а по тактическим вопросам экономического
регулирования часто возникают разногласия с правительством. Эти
разногласия не являются непреодолимыми и ЦБ ищут пути конкретного их
разрешения. В Западной литературе противоречия вокруг деятельности ЦБ
получило название магического четырехугольника. В качестве углов выступают:
экономический рост, проблема занятости, стоимость денег и
сбалансированность платежного баланса страны. Конечно, решить такие
проблемы одновременного невозможно, но стремление к их преодолению
подсказывает конкретные действия банка. ЦБ в странах, как правило,
юридически самостоятельны и не должны полностью подчинятся государству,
хотя их деятельность частично затрагивает интересы самого государства и
отраслей хозяйства. Вопросы независимости ЦБ-ов имеют принципиальное
значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и
банковских ресурсов, т.е. ограничение прав правительств по использованию
средств этих банков. Для осуществления своих функций ЦБ используют широкий
диапазон экономических инструментов с помощью которых и осуществляется
денежно-кредитная политика. Основные положения об организации денежно-
кредитной системы современной России сформулированы в конституции РФ от
12.10.93 г. Законодательством РФ предусмотрено, что ЦБ РФ - является
юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом.
Это экономически самостоятельное учреждения, существующее на собственные
доходы. Банк России не отвечает по обязательствам государства, ровно как и
государство не отвечает по обязательствам банка. Цель банка России -
обеспечение устойчивости российской валюты, покупательной способности рубля
и минимизации инфляции, а также эффективности и стабильности всей
банковской системы и системы расчетов в интересах экономики в целом.
Получение прибыли не является целью банковской деятельности. ЦБ РФ
выполняет следующие функции:
1.Разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную
политику.
2.Регулирует денежное обращение.
3.Является монополистом в деле эмиссии наличных денег.
4.Организует кредитные отношения. Он кредитует банки и кредитные учреждения
и организует систему рефинансирования.
5.ЦБ РФ является расчетным центром страны. Он определяет систему, порядок и
формы расчетов в стране в т.ч. и между банками.
6.ЦБ РФ является органом валютного регулирования. Он определяет порядок
расчетов с иностранными государствами и порядок операций по покупке и
продаже иностранной валюты. В этой связи он организует и осуществляет
валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные
ком.банки.
7. ЦБ РФ устанавливает правила бух.учета и очередности, порядок проведения
операций для всех банков и кредитных учреждений. Он лицензирует
деятельность банков, кредитных учреждений и аудиторских организаций,
занимающихся аудитом банка, осуществляет надзор за деятельностью кредитных
учреждений, регистрирует эмиссию цен.бумаг банков и кредитных учреждений,
ведет реестр цен.бумаг, эмитируемых ими.
8.По поручению правительства РФ банк России должен выполнять
соответствующие банковские операции, проводить анализ и прогнозирование
состояния экономики страны в целом и по регионам, публиковать материал и
статистику денежно-кредитных, финансовых, валютных, ценовых отношений для
общего пользователя. В его функции также входит участие в разработке
платежного баланса страны и решение других задач в соответствии с
законодательством.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики, используемые ЦБ РФ.
Банк России использует след. инструменты и методы:
1.Определение процентных ставок по совершаемым операциям.
2.Установление резервных требований для депонирования средств кредитных
учреждений.
3.Проведение операций на открытом рынке.
4.Рефинансирование банков и предоставление кредитов.
5.Осуществление валютных инвестиций.
6.Установление ценовых ориентиров.
7.Введение кредитных ограничений.
ЦБ РФ может установить одну или несколько официальных процентных ставок с
учетом особенностей различных видов операций или проводить процентную
политику без фиксации официальной процентной ставки. Размер резервных
требований по депонированию ком.банками ресурсов устанавливается советом
директоров банка России в процентном отношении к общей процентной ставке
денежных средств, привлеченных банком. При закрытии ком.банка
зарезервированные суммы ему возвращаются. Своими операциями на открытом
рынке в виде купли-продажи коммерческих и казначейских векселей, гос.
облигаций и других цен. бумаг. ЦБ РФ совершает в дальнейшем обратные
сделки, т.е. перепродает их. Пределы таких операций утверждаются советом
директоров. Система рефинансирования заключается в кредитовании банков
России и других кредитных учреждений в установленные сроки и в пределах,
выделенных лимитом. Что касается валютных интервенций, то под ними следует
понимать куплю-продажу банком России иностранной валюты за российские рубли
на межбанковском или биржевом рынках. Т.о. банк влияет на курс рубля и в
целом на спрос и предложение денег в экономике. Количественные кредитные
ограничения принимаются в виде установления максимальных уровней сделок, а
в ряде случаев прямого ограничения кредитования, регулирования конкретных
видов кредитов и замораживания процентных ставок. Обычно такие прямые
административные ограничения могут осуществляться в исключительных случаях
и после консультаций с правительством РФ. Банк России работает в тесном
контакте с Минфином, участвует в консультировании его по вопросам графика
выпуска гос. цен. бумаг и погашения государственного долга с учетом влияния
этих операций на приоритеты денежно-кредитной политики и состояние
ликвидности банковской системы.
Сущность и функции финансов.
При наличии товарно-денежных отношений производство, распределение,
обращение и использование продукта приводит к образованию и движению
ресурсов, а в связи с этим и к возникновению финансов. Финансы представляют
собой специфические производные экономического отношения, выражающие
процесс образования, распределения и использования централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических
функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под
централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с
формированием и использованием фондов денежных средств государства,
аккумулированных в гос. бюджете и правительственных внебюджетных фондах.
Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения,
опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Из этих
определений можно сделать вывод, что финансы представляют собой денежные
отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые
отношения. Финансы отличны от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда товаропроизводителей. Финансы же - это
экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД (нац.
дох.), инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных
средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования
денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и
предприятий в денежных средствах, но и обеспечить контроль за их расходами.
Финансы выражают денежные отношения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32