нормы предельных уровней рентабельности предприятий - монополистов,
предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по
налогообложению, нормы амортизационных отчислений. Нормативы предприятий
разрабатываются самими предприятиями и используются ими для регулирования
производственного процесса и финансовой деятельности, для контроля за
использованием денежных ресурсов, для др. целей по эффективному вложению
капитала. К этим нормативам относятся:
1. Нормы потребности в оборотных средствах.
2. Нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении
предприятия.
3. Нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары.
4. Нормативы распределения денежных ресурсов и прибыли.
5. Нормативы отчислений в ремонтный фонд.
Вторым методом финансового планирования является расчетно-аналитический
метод. Суть его состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины
финансового показателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в
план. периоде, рассчитывается плановая величина этого показателя. Этот
метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические
нормативы, а взаимосвязь между показателями м.б. установлена не прямо, а
косвенно на основе анализа их динамики и связи. В основе этого метода лежит
использование экспертной оценки. Балансовый метод планирования. Суть его
состоит в том, что путем построения баланса достигается взаимосвязь
имеющихся в наличии денежных ресурсов и фактической потребностью в них.
Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения
прибыли и других финансовых ресурсов. При планировании потребности
поступления средств в финансовые фонды.с
Метод оптимизации плановых решений. Суть его состоит в разработке
нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее
оптимальный. При этом могут приниматься разные критерии выбора:
1. Минимум приведенных затрат.
2. Максимум приведенной прибыли
3. Минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата
4. Минимум текущих затрат
5. Минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости
средств
6. Максимум рентабельности капитала
7. Максимум на рубль вложенного капитала
8. Максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь
(финансового или валютного риска).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих затрат и
капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с
нормативными показателями эффективности. Он рассчитывается по формуле: И +
Ен х К = min , где И - текущие затраты в руб. К - единовременные затраты
(капиталовложения) Ен - нормативный коэффициент эффективности
капиталовложений Приведенная прибыль исчисляется по формуле: П - Ен х К =
max , где П – прибыль. Экономико-математическое моделирование в
планировании финансовых показателей. Суть его заключается в том, что
моделирование позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между
финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Экономико-
математическая модель представляет собой точное математическое описание
математического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру
и закономерности измерения данного экономического явления с помощью
математических символов и приемов. В модель включаются только основные,
определяющие факторы. Модель может строится по функциональной или
корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида y =
f(x), где у - показатель, а х - факторы. Корреляционная связь - это
вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при
большом количестве наблюдений. Корреляционная связь выражается уравнениями
регрессии различного вида. При расчете моделей планирования первостепенное
значение имеет определение периода исследования. Он должен браться таким,
чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что
слишком малый период исследования не позволяет выявить общие
закономерности. С другой стороны, нельзя брать и слишком большой период,
т.к. любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно
изменятся в течении длительного времени. В связи с этим при практической
плановой работе наиболее целесообразно использовать для перспективного
планирования годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для
текущего планирования - квартальные данные за 1-2 года. При существенных
изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные на
основе экономико-математических моделей показателей вносятся необходимые
коррективы. ЭММ позволяет также перейти от средних величин к оптимальным
вариантам. Повышение уровня научно-обоснованного планового показателя
требует разработки нескольких вариантов планового показателя, исходящих из
различных условий и путей развития предприятия с последующим отбором
оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта
используется ЭММ. Построение ЭММ финансового показателя складывается из
след. основных этапов:
1. Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени
и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики.
2. Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от
определяющих факторов.
3. Разработка различных вариантов плана финансового показателя
4. Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых
показателей.
5. Принятие планового решения выбор оптимального варианта. В экономико-
математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы.
Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения
модели показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются
очень часто непригодными для практического использования. Планирование
основных финансовых показателей на базе ЭММ является основой для
функционирования автоматизированной системы управления финансами. Важное
значение для обоснованности модели имеет ее репрезентативность.
Репрезентативность наблюдений - это показатель наблюдений, т.е. речь идет о
соответствии характеристик, получаемых в результате частичного обследования
объекта характеристиками этого объекта в целом. Репрезентативность
полученных показателей модели проверяется расчетным путем, а именно путем
расчета среднеквадратичного отклонения полученных данных от фактических и
коэффициента вариации. Коэффициент вариации представляет собой процентное
отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметической величине
отчетных показателей.
Сущность финансового контроля.
Фин. контроль является одной из завершающих стадий управления финансами.
Особое его место в общей системе контроля определяется его спецификой,
выражающейся в контролирующих функциях самих финансов. Объективно присущая
финансам способность выражать специфическую сторону производственно-
хозяйственной деятельности в любой сфере делает финансовый контроль
всеобъемлющим. Если контрольная функция финансов является средством самих
финансов, то фин. контроль является деятельностью соответствующих органов,
организующих и осуществляющих этот контроль. Формально объектом фин.
контроля являются фин. показатели деятельности, но т.к. они либо
регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и
использования фин. ресурсов, либо отражают результативность их
кругооборота, фактическим объектом фин. контроля становиться весь процесс
производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется роль
финансового контроля в системе управления. Необходимым условием
эффективности фин. контроля является система бух. Учета, обеспечивающая
достоверность и полноту отражения стоимостных показателей деятельности
подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии
результаты фин. контроля дают возможность для анализа и объективной оценки
динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой
политики на определенный период развития как отдельной сферы деятельности,
так и всего государства. В странах с рыночной экономикой сфера
государственного фин. контроля обеспечивает реализацию финансовой политики
государства. Государственный фин. контроль распространяется только на
звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную
часть валового внутреннего продукта. Это прежде всего составление и
исполнение гос. бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные
финансы и финансы гос. предприятий. Деятельность монополий и
частнопредпринимательская деятельность является объектом фин.
государственного контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплины при
выполнении монополиями гос. заказов, при предоставлении монополиям и
частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых
деклараций. В государственном финансовом контроле основное внимание
уделяется своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов,
законности расходов и доходов всех звеньев фин. системы, соблюдению правил
учета и отчетности. Государственный фин. контроль охватывает не только
процесс формирования и использования федерального бюджета, но и местных
бюджетов, поскольку центральной властью осуществляется контроль, во-первых,
при выдаче местным бюджетам дотаций и кредитов из федерального бюджета на
финансирование их текущих и капитальных затрат, во-вторых, санкционирование
выпуска местных займов, гарантированных правительством, в-третьих,
реализации правительственных программ. За сферу гос. фин. контроля выходит
финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополии и
частного предпринимательства самими владельцами фин. капитала или его
отдельных компонентов. Здесь фин. контроль самый бескомпромиссный, т.к. от
его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая
результативность деятельности самих владельцев капитала. Самостоятельным
звеном фин. контроля является фин. контроль независимых аудиторских служб.
Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности фин. отчетности,
глубокий экономический анализ фин. деятельности, оценку фин. надежности
фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого
контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32