Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка,

некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В

отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем

устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе

являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества

связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь

на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые

делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие

его сущность и представляющие собой главную силу общественно –

экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или

зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют

три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение

условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже

волнуют вопросы о собственности и политической власти) и

идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).

Социальная структура общества также помимо основных классов включает

и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами

общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого

отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной

группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».

27 Общественное сознание(уровни структура формы)

(Из Спиркина и Жукова)

Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические,

юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы

сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в

единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что

оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через

практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в

гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается

главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в

социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его

социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни.

Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию,

когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект

фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на

практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня -

обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения

действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в

сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и

общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое

же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и

отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория -

это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное

сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим

знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две

сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении

этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к

этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями

конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами

общественной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии,

которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится

так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой

массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции

проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая

людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве

эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-

психологических явлений - психологический склад определенной социальной

общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое

состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и

социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему

содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная

психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой

ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой

систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа.

Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом

состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания

идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его

носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное

сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно

значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества;

индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный

мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно

вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно

раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета

всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность,

эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии,

формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить

на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе

лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных

модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между

людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными

социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму

циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим

стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть

многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных

взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно

между этическими и эстетическими категориями.

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов Радугин)

Гуманизм (лат. humanus—человечный) — совокупность взглядов, выражающих

уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о

благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для

человека условии общественной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода

фанатизма, ригоризма, нетерпимости, неуважения т. эр. и знаний других.

Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства,

у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для

бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил

Новиков))

Гуманизм в научной философии складывается в эпоху Возрождения (15—16

вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали

против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и

удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения

— Петрарка, , Эразм Роттердамский, Бруно, Ф. Рабле, Ф. Бэкон Гуманисты

утверждали новую систему духовных ценностей, главным в которой было

провозглашение превосходства личных достоинств и личного благородства над

происхождением, сословным благородством по крови .Критерием личного благ и

достоинствава выступает духовная культура.

Гуманизм достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер

Руссо ) провозгласивших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших

право людей на беспрепятственное развитие их «естественной природы». Однако

даже в лучших своих проявлениях гуманизм нового времени ограничен, т. к.

он основывает гуманистические идеалы на частной собственности и

индивидуализме. Отсюда неразрешимое противоречие между лозунгами гуманизма

и их реальным осуществлением в капиталистическом обществве. Почти с самого

начала внутри гуманизма выделилось течение, представители к-рого — Мор,

Кампанелла, Мюнцер сторонники утопического социализма . Они видели

антигуманистический характер об-ва, критиковали его пороки, требовали

имущественного равенства, но, не зная объективных законов истории, не могли

вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого об-ва. (Пример

Кампанелла «Горд солнца» -создал идеальное общества, где отсутствует

частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует

строгая регламентация жизни и быта под властью жрецов)

Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы К Маркса

Его работы пронизаны истинным гуманизмом. Под влиянием Л. Фейербаха

написана важнейшая pабота того времени «Экономическо-философские рукописи

1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного

на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации

этой .сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого

отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной

«родовой» сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека

от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит

отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком

своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется

отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции

присвоения он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение

общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты