Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного
простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и
дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым
сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. История
философии полна различных концепций сущности человека. В античной
философской мысли он рассматривался преимущественно, как часть космоса, как
некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему
началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал
восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и
противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные
друг другу как возвышенное и низменное. Философия нового времени, будучи по
преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством)
прежде всего его духовную сущность. Определяющим условием становления
человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой
превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет
условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими
постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной
культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек
формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого
начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд
повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то:
язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и
др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование
инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения
контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние
сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию. Все, чем
обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его
жизни в обществе. Суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда
мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда,
социальных отношений и общения. Человек представляет собой целостное
единство биологического (организменного), психического и социального
уровней, которые формируются из двух: природного и социального,
наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид
— это не простая арифметическая сумма биологического, психического и
социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой
качественной ступени — человеческой личности.
Каждый человек является частью общества, а так как общество имеет
классовую структуру, то и представителем какого-либо класса. Развернутое
определение классов дал В.И.Ленин в работе "Великий почин". "Классами
называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически
определенной системе общественного производства, по их отношению (большей
частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по
их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам
получения и размерам той доли общественного богатства, которой они
располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может
присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном
укладе общественного хозяйства". В этом определении выделяются следующие
основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к
тому или иному классу: 1) место в исторически определенной системе
общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль
в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли
общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.
Нация— исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на
смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий
жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт
национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее
культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся
с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической
основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности,
упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны,
объединение местных рынков в общенациональный. Внутри каждой нации
имеются несколько классов и в то же время в каждом классе данной территории
могут присутствовать представители различных наций.
37. Мировоззрение. Вера. Убеждение. Духовность. Их философский смысл
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование
общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его
характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов —
знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей,
норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре
основных компонента:
1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях —
повседневных, профессиональных, научных и т. д.. Он представляет
конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и
обобщающие результаты индивидуального и общественного познания.
2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы,
убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных
назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался
на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог
руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценности и
особенно нормы являются тем средством, которое сближает цен-
ностнозначимое для человека с его практическим поведением.
Важнейшими составляющими этих компонентов являются такие моменты как вера
и убеждение. Проблема роли веры и убеждения в познании может
рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе
субъективно-личностных факторов. Для дальнейшего развития научного
познания, принятие практических решений исследователю необходима
определенная уверенность в достоверности своих знаний, необходимая для
мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической
стабильности. Убеждение и вера представляют собой субъективно-личностное
отношение человека к объективно неоднородному знанию. Вера и убеждение
предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому
объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора,
преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности.
Переход к ним осуществляется в следующем компоненте мировоззрения:
3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы
реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их
эмоционально-воле-вое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения,
верования, а также выработка определенной психологической установки на
готовность действовать.
Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера
различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия
решения. Убеждение — это выражение внутренней уверенности субъекта в
истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и
практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение —
однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект
действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу.
Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает
целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для
практической реализации идеи. Предметом же веры могут быть только те идеи,
которые еще не получили достаточного логического обоснования и не
подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Вера, в
отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические
положения.
4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания,
ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к
определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без
практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный,
отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не
на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно
все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. Между
логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры
имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе
волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность
взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру
и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
38. Исторические изменения предмета философии.
Предмет философии -- ПФ. Исторически понятие ПФ изменялось, тому есть
объективные (состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний
про окружающий мир, про духовные, в первую очередь познавательные
способности, возможности как человека, так и общества в целом) и
субъективные (своеобразность впервую очередь формы познания ПФ конкретным
философом и школой) причины. Исторически первой теор. концепцией ПФ была
древнегреческая, которую сформулировал Аристотель. Философия по нему – это
учение о «первоосновах сущего» и наука о надчувственных принципах бытия.
Аристотель тем самым сделал попытку самоопределения Ф, но в целом в антич.
Ф есть тенденция включения в Ф не только специфич. философские
предметности, но и предметности объектов конкретного, в частности,
возникающего научного знания.
В отл. от Аристотеля, в средневек. Ф предметом метафизики, как
рационального, понятийного знания по Фоме Аквинскому, был Бог. Но Ф.
Аквинский таким образом сделал Ф служанкой теологии.
Радикальные изменения в определении ПФ начались при формировании научного
знания в буржуазном обществе. В конце 16 -- начале 17 вв. начинается
отделение от Ф отдельных наук. И возникает новая проблема – место Ф в
системе конкретных наук, соотношения предметов конкретных наук и предмета
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30