АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из
которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало
всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир
является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за
пределы непосредственного наблюдения.
АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются
посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее
весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из
воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.
Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир
объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В
человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую
природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия
возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их
материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном
движении и изменении.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.
Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок -
власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не
материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок -
прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им
числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в
самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.
Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным
соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что
именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из
противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -
множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности
не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел
- огонь, беспредельное - воздух (пустота).
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало
всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является
живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя
мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является
основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал
чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который
познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание
начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. В мире
существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба
противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира.
Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит
развивает диалектические взгляды. "Всё течет, всё изменяется", "нельзя
войти в одну реку дважды".
Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).
Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными
образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было
учение элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные
представители:
КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю.
Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный
космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а
понятийная конструкция. Отрицал представления о множестве богов. Мир
является воплощениемем свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал
значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать
сущность мира возможно только мыслью.
ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором
нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено).
Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя
мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что
охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия -
ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда
невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности
следует, что мир не имеет частей. Он един.
ЗЕНОН. Ученик Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение,
что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.
(Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в
опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво). В этих парадоксах
вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли
мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного
множества неделимых частей , а время из б. множества неделимых моментов.
В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
Апории дали толчок развитию диалектики.
СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в днэ)
С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, эттических норм и
оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ.,
и не сущ., что они не сущ."
Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без
удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида,
объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы
знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же
чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание
относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов,
недостижимо. Cубъективный идеализм.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для С. характерна логичность речи,
ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения.
Выступал против Софистов.
Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти
внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач.
органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание)
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.
Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии
Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного
идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей
вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается
Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир.
Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей
представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые
треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от
тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.
44 Аристотель как философ.
Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров
Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя
его сына - Александра.
Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды -
"Органон", "Аналитики", "О софистических опровержениях"; книга о бытии -
"Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика" и другие.
Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности
теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к.
идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил,
что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть
объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них
независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А.
говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является,
нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В
основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя",
однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь -
единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая
вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма.
Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть
возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл.
материя.
Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это
мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4
элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят
небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.
А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не
существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля,
над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.
В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение
знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он
считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого
изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы
мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с
объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.
прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает
достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.
Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному
(дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.
Источник движения - бог (перводвигатель).
Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы
управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена
возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу
в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса,
основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы -
это тирания, олигархия и крайняя демократия.
45. Атомизм Демокрита и Эпикура
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение
наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После
Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,
пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30