Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал

основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта

задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи

систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих

понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к

совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних

пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи

материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”.

Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы

жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества,

опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории,

социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии

и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим

основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей

развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

История развития социальной философии

Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов,

обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве,

социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического

предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель,

Лукреций). Древние философы, пытались как-то разгадать и определить природу

общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности.

По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге

для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что

человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное

стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей –

исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций

и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из

животного состояния является развитие материальной культуры: пользование

шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило,

апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все

пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с

которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной

истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего

и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.

Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии

истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное

историческое обозрение человеческой культуры.

Мыслители XVII—XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции

средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории

природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это

было связно с состоянием науки того времени, с поисками единых,

универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества

уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов

являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек.

Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа -

стремление к самосохранению. Из этого чувства рождаются составляющие своего

рода пружину человеческих поступки: они управляют поведением людей с такой

же точностью, как физические силы определяют движение природных тел.

Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, (Б.

Спиноза), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам

механики и воображающего, что он движется по собственному желанию.

Социальные законы всматривались как проявление законов механики. Чувство

самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно

центростремительной силе, влечет людей друг к друг. А человеческий эгоизм,

подобно центробежной силе взаимно отталкивает людей. Каждый человек

движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию

центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в

общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так люди не

сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

И.Г.Гердер рассматривал общественное развитие как непосредственное

продолжение истории природы, и следовательно законы развития общества носят

естественный характер. Главным стимулам общественного развития является

деятельность людей направленная на удовлетворение собственных потребностей.

Вершиной социально философской домарксисткой мысли были воззрения Гегеля.

Суть—«Разум в истории» Таким образом идеализм наоборот слишком отрывает чел

от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. Идея

абсолютизации духовного факторов человеческом существовании На практике это

означает следовать принципу “Мысли(Дух) правят миром”. Идеал в принципе не

отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В

первом случае (объективный идеализм) в филосфию вносится фатализм, а во

втором (субъективный)- обосновывается чисто субъективистское понимание

истор развития.

Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса

удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в

его целостности и развитии.

Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо

деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд,

который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого

общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.

/*Он решает основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание

людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде

чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,

религией...”*/

___

Дальше непосредственно к этому вопросу отношения не имеет, но про подход

Маркса

___

Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития

являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта

от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание

субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым

компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и

интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят

со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой

социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.

Он вводит понятие общественно-экономический формации

Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной

системы, взятый в единстве всех ее сторон - способа производства, состояний

науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-

бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-

экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде

всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким

образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни

— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь

воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-

философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью

конкретизации материалистического понимания структуры общества,

установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя

значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея

материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные

отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют

собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность

производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,

определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же

говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических

отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,

политические партии, профессиональные союзы и иные общественные

организации), свойственных данному обществу.

23 Материальное производство – основа жизни общества

(Из Спиркина)

Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать

и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в

том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное

воспроизводство человека как общественного существа. Общественное

производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет

свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого

человека, и материальное производство. Материальное производство — это

основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно

в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное

условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить

историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой

все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в

конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это

производство материальных благ. Причем процесс производства материальных

благ всегда носит общественный характер: производство обособленного

индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих

людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного

характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются

коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего

образа жизни людей.

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к

существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым

минимумом, люди должны

трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили

древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в

готовом виде. «Непосредственного материала, которого не приходится

обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты