обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал
основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта
задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи
систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих
понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к
совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних
пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи
материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”.
Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы
жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества,
опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории,
социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии
и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим
основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей
развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.
История развития социальной философии
Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов,
обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве,
социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического
предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель,
Лукреций). Древние философы, пытались как-то разгадать и определить природу
общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности.
По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге
для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что
человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное
стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей –
исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций
и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из
животного состояния является развитие материальной культуры: пользование
шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.
Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило,
апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все
пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с
которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной
истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего
и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.
Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии
истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное
историческое обозрение человеческой культуры.
Мыслители XVII—XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции
средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории
природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это
было связно с состоянием науки того времени, с поисками единых,
универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества
уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов
являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек.
Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа -
стремление к самосохранению. Из этого чувства рождаются составляющие своего
рода пружину человеческих поступки: они управляют поведением людей с такой
же точностью, как физические силы определяют движение природных тел.
Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, (Б.
Спиноза), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам
механики и воображающего, что он движется по собственному желанию.
Социальные законы всматривались как проявление законов механики. Чувство
самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно
центростремительной силе, влечет людей друг к друг. А человеческий эгоизм,
подобно центробежной силе взаимно отталкивает людей. Каждый человек
движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию
центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в
общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так люди не
сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.
И.Г.Гердер рассматривал общественное развитие как непосредственное
продолжение истории природы, и следовательно законы развития общества носят
естественный характер. Главным стимулам общественного развития является
деятельность людей направленная на удовлетворение собственных потребностей.
Вершиной социально философской домарксисткой мысли были воззрения Гегеля.
Суть—«Разум в истории» Таким образом идеализм наоборот слишком отрывает чел
от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. Идея
абсолютизации духовного факторов человеческом существовании На практике это
означает следовать принципу “Мысли(Дух) правят миром”. Идеал в принципе не
отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью
определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В
первом случае (объективный идеализм) в филосфию вносится фатализм, а во
втором (субъективный)- обосновывается чисто субъективистское понимание
истор развития.
Наиболее полно выявить объективные основания исторического процесса
удалось К.Марксу, который рассматривал общество как социальный организм в
его целостности и развитии.
Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо
деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд,
который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого
общества, а производство - материальной основой его жизни и развития.
/*Он решает основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание
людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что
“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде
чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,
религией...”*/
___
Дальше непосредственно к этому вопросу отношения не имеет, но про подход
Маркса
___
Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития
являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта
от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание
субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым
компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и
интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят
со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой
социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.
Он вводит понятие общественно-экономический формации
Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной
системы, взятый в единстве всех ее сторон - способа производства, состояний
науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-
бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-
экономическая формация.
Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде
всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким
образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни
— политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь
воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-
философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью
конкретизации материалистического понимания структуры общества,
установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя
значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея
материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные
отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют
собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность
производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества,
определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же
говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических
отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство,
политические партии, профессиональные союзы и иные общественные
организации), свойственных данному обществу.
23 Материальное производство – основа жизни общества
(Из Спиркина)
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать
и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в
том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное
воспроизводство человека как общественного существа. Общественное
производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет
свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого
человека, и материальное производство. Материальное производство — это
основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно
в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное
условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить
историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой
все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в
конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это
производство материальных благ. Причем процесс производства материальных
благ всегда носит общественный характер: производство обособленного
индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих
людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного
характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются
коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего
образа жизни людей.
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к
существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым
минимумом, люди должны
трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили
древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в
готовом виде. «Непосредственного материала, которого не приходится
обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30