Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями

одновременно обуславливают и исключают друг друга. Развитие

противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется

моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления

противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием

сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но

и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого

конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение

данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым

объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту

нового качества.

!!!Ленин переформулировал закон –закон единства и борьбы

противоположностей.-развитие объективной реальности и процесс ее познания ,

все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоенияединого на

различное и противоположное , а взаимодействие противоположных сил

характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны

состовляет внутренний импульс ее изменения, развития.

19 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

(из Радугина)

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Описывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий

качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени

бытия идеи. Качество — это внутрення определенность предмета, явление,

которое характеризует предмет или явление в целом. Качество любого

предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства

предмета — это способность его определенным образом соотноситься,

взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в

отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не

существуют. Свойство — это проявление качества в одном из многих отношений

данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств присущих данной

вещи, по это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии

данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета

теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия

Возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами

предмета и его качествами всегда относительны Количество - это внешняя для

бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной

вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли

он больше или меньше и т. д. Качество и количество –это взаимопроникающие

противоположности ( нет качества без количественных характеристик, так нет

и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной

определенности.)

Мера — это единство качественной и количественной определенности предмета,

показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать

определенный диапазон количественных характеристик. Предельные

количественные значения, которые может принимать данное качество, границы

количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются

границами меры. Предметы и явления могут изменяться в количественном

отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах

специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается

прежним, неизменным. (пример: переходы воды )

Существует,обратный процесс, выраженный этим законом, переход

качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как

бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество,

переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь

данное определение качество, место которого одновременно занимает другое

качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть

новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным

дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в

качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества

к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного

количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма

перехода от одного качественного состояния к другому. . Скачок — это

единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание

прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными

состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного

состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное

многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной

определенности.

20 Закон отрицания отрицания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по

Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое

отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного

качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтожение

старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет

собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2)

преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и

характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего,

связывал с прохождением в процесса развития трех стадий: утверждение или

положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения —

(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей

(синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс,

складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем

противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей

мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как

противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития

логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель

иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса.

Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко.

Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже

в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит

цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что

в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному

состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе.

Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и

повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что

процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию,

обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на

новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему

содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на

предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии

термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется

поступательным движением по спирали

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов

познания

(Из Диденко и Спиркина )

Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к

истине , способ организации практического и теоритическиго освоения дей-ти

, обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего

разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой

часнонаучные, которые характеризуют ее специфическую область

исследования.(Например физика- специальный метод познание физических

явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный

анализ:)))) )

Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом,

определенной группой наук. (Например эмпирические методы научного

познания: наблюдение, измерение,эксперимент)

Философия же являет собой всеобщий метод -диалектику, т.к ее предметом

исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы

мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу

всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной

научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с

помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить

стол. Этот утрированный пример позволяет наглядно показать всю абсурдность

подобной мысли. Диалектика не определяют однозначно линию творческих

поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике,

жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные

стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во взаимодополнительности

методов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные

пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика),

будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных

конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов,

а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные

приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские

являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в

них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому

проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

22 Предмет социальной философии

(Из нового Спиркина)

/*Тут много можно вырезать после прочтения */

Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрения

качественного разнообразия общества (отличие от природы ,отношение к

государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных

идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб, перспектив.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего

мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития

человеческого общества.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального

раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое

общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его

истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты