срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться
поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.
С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б
абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на
пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует
знание вообще.
Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х)
общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные
люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и
окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования
– обеспечивала существование христианства в обществе. Однако идеологи Х
постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии. Они
хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества:
патрициев, интеллигенцию.
Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв).
А выступает с требованием признания двух путей преобщения людей к религии:
понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии)
и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и
чувств). Но пути неравноценны: «Не учением человеческим, а внутреним светом
а так же внутреним светом мог Христос обратить людей к спасительной вере».
Теория А никоим образом недопускает поставить веру в зависимость от разума.
Решающее значение отдается откровению.
В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства
ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры
появляется средневековое свободомыслие (СС). Церьковь перестает быть
единственным носителем образования (право, медицина, техника).
Представители СС: Пьер Абеляр, Жильбер Порретанский, Сигер
Брабантский, Боэций Даккийский. Они не отвергали религию. Это было
невозможно в западноевропейских условиях того периода и не отвечало их
настроениям в качестве верующих християн. Они признавали существование
сверхъестественного порядка подчиняющегося руководству сверхъестественного
Бога. В своих работах СС постоянно ссылается на «Священное писание» и
«отцов церкви». Вместе с тем они отстаивают права и возможности
человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-
философского исследования, и тем самым объективно подрывают устои
ревеляционистского (от лат. relevatio - откровение) догматизма.
Свое наивысшее выражение рационалистические моменты идеологии СС
нашли в теории двух истин (ДИ) или «двойственной истины». Эта теория
переносит проблему соотношения веры и разума, религии и знания в сферу
взаимоотношений теологии и философии. Главный смысл теории: утвердить
независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии.
Существовали различные варианты ДИ:
1) Шартрская школа: различие предмета и методов теологии с одной
стороны и науки и философии (НиФ) с другой. Теологии отдавалась
область сверхъестественного а НиФ – область знания, относящаяся к
естественному миру. Истина сверхъестественного откровения в силу
авторитета «Свящ. Писан» принимается на веру. Философия в своем
исследовании опирается на разум и опыт. Основные усилия данной
школы были направлены на доказательства отсутствия противоречия
между теологией и НиФ в силу различия их предметных областей и
методов.
2) Более радикальна теория ДИ представленная С.Брабантским и
Б.Даккийским. Они по возможности борятся за полную автономию НиФ
знания и доходят до признания возможности полной противоположности
теологии и философии по ряду вопросов. В учении «О нумерическом
единстве разума» Сигер Брабантский выдвигает идею вечности мира и
человеческого разума как природного качества человека.
Перед католическими теологами возникает задача выработать средства
противодействия СС, и в то же время учесть возросший авторитет НиФ.
Наилучшим образом с ней справился Фома Аквинский (ФА) (1225-1274). Его
учение признано в качестве официального учения католицима. ФА создал новую
теорию о гармонии веры и разума (НГВР). ФА провозгласил, что вера не дожна
противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения
могут быть рационально обоснованы. Например разум способен доказать догматы
о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души. В конечном
счете разум и вера к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это
разными средствами. Разум опирается на науку, вера – на теологию.
Возможность гармонии веры и разума бызируется на том факте, что Бог
открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворенный мир и
сверхъестественным – через откровение.
Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить в нее. Согласие
с истинами разума является логической необходимостью, согласие же с
истинами веры является актом свободной воли. Тем самым ФА обосновывал
самостоятельность НиФ и теологии. Но ФА исключал возможность признания
теории двух истин. Если возникает конфликт, то наукой не может быть
признанно истинным то, что является ложным с точки зрения теологии. В
случае конфликта критерием является критерий истин откровеня, превосходящие
своей ценностью и истиностью любые рациональные доказательства.
К вопросу о ценности земной жизни и христианского милосердия
48. Идеи пантеизма и гелиоцентризма в философии эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения (ЭВ) философия вновь обращается к изучению
природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу XV-XVI веку
по мере того как пересматривается отношение к природе как началу
несамостоятельному. На первый взгляд происходит возвращение к
космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы так же как и
в трактовке человека философия ЭВ имеет свою специфику. Природа трактуется
пантеистически (пантеизм грек. – всебожие). Христианский бог утрачивает
свой трансцедентный, внеприродный характер; он как бы сливается с природой,
а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, не свойственные
ей в античности.
Николай Кузанский (НК)(1401-1464) – характерный представитель
философии ЭВ. Как и большинство философов того времени он ориентировался на
традицию неоплатоников. Центральное понятие неоплатонизма – понятие
«Единого». У платоников понятию единое характеризуется через свою
противоположность «иному», неединому. НК отвергает античный дуализм и
заявляет, что единому ничего не противоположно – Единое есть все. Это
философская установка служит основой для пантеистического мировозрения. Эта
формула неприемлема для христианского теизма принципиально отличающего
творение («все») от творца (единого). Из утверждения,что единое не имеет
противоположности НК делает вывод, что единое тождественно беспредельному,
бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего быть не может.
Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же – это минимум.
Центральным пунктом философии НК является учение о совпадении
противоположностей – абсолютного максимума (АМ) и абсолютного минимума.
Абсолютный максимум единствен, так как он есть все, в нем все есть, потому
что от высший предел. Так как ему ничто не противостоит то с ним совпадает
минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен,
то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам
никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный аксимум, по НК,
есть – Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он
является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать
Бога без вещей то получается, что он существует, а вещи не существуют.
Отстранить Бога от творений и останеться небытие, ничто, - писал НК в «Об
ученом знании».
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим
принципом философии НК, что делает его одним из родоначальников
новоевропейской диалектики. У Платона (одного из крупнейших диалектиков
античности) мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку
для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи
(или формы) и материи, единого и беспредельного.
Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к
новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству космоса. Не
выступая открыто против идеи креационизма (религ. учение о сотворении мира
богом из ничего), НК фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он
представляет отношения мира и Бга как отношения целого и части. Бог – это
«бесконечный максимум» (БМ), а бесконечный мир, Вселенная – «ограниченный
максимум» (ОМ). ОМ произошел от БМ не вследствии сверхъестественного
творения, а посредством ограничения, поскольку все конечные или
ограниченные вещи находят всвое место где-то между абсолютным максимумом и
абсолютным минимумом.
Осуществленное НК единого с беспредельным АМ разрушает античную (А) и
средневековую (С) картину Космоса. А и С космология исходила из признания
центра мира и тем самым из его конечности. Согласно НК центр и окружность
космоса – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и
конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он мог бы быть замкнут.
Таким образом вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в С
космологии считалась Земля. Тем самым НК подготавливает коперниковскую
революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую (когда все вращается
вокруг Земли) систему строения мира.
Коперник (К) (1473-1543) пользуется принципом относительности
(каким???) и на нем основывает новую астрономическую систему. Согласно К,
Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и
ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг
Солнца, помещенного К в центр мира. К считает, что Вселенная неизмерима и
безгранична, он называет ее «подобием бесконечности», одновременно
показывая, что размеры Земли бескон. малы по отношению ко Вселенной.
Джордано Бруно (Б) (1548-1600) создал последовательное пантеистическое
учение враждебное средневековому теизму (его за это и сожгли), опираясь на
НК и К. Отождествляя космос с безграничным божеством, Б получает и
бесконечный космос.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30