Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых

философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным

направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и

конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-

политических проблем.

Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность -

жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он

освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство

превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и

существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.

Даосизм - одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой

явилось философское учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы

("старый учитель"), автору "Книги о дао и дэ". Дао (путь) - основной закон

бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий

людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел

- "недеяние" (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве к

слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических

тонах. К концу I тысячелетия до н.э. понятие "дао" и "увэй" получают

мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного

спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья.

Пять заповедей даосизма полностью повторяют заповеди для мирян в

буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как выполнение обрядов,

соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений, входили также

близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых деяний,

просвещение глупцов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью

вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая

Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в

религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"),

написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило

взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить

общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание

народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в

обществе действует закон "жень", ниспосланный небом. Для усвоения этого

закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения,

традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению:

"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -

сыном". Конфуцианство оправдало власть "благородных" на простым народом.

Бытие и не-бытие:

Древних философов востока (ФВ) волновали вопросы: что есть этот мир и

каков смысл существования человека в нем.

Древние мифы не выделяли человека из космоса, а напротив одушевляли

его. В Индии (И): происхождение космоса подобно человеческому рождению –

бракосочетание неба и земли. В Китае (К) из бесформенного мрака родилось

два духа упорядочившие этот мир: мужской дух ян стал управлять небом, а

женский инь – землей.

Постепенно появляется идея о причинности сотворения мира.

Локаятики – И материалисты – утверждали, что первоначалу присущи

четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.

Представители ньяя и особенно древние вайшешики относились к древним

атомистам. Атомы вайшешики отличались чувственной конкретностью – имели

вкус, цвет и в отличие от греческих атомистов вайшешики усматривали причину

существования мира не в движении атомов, а в том, что атомы создают

моральный образ мира, реализуя моральный закон – драхму.

42. Проблема человека как неотъемлемая тема мировой философии.

Один древний мудрей сказал, что для человека нет более интересного

объекта, чем сам человек (он имел в виду женщину???).

Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей

мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех

вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических

принципов науки, философии и политики всех государств.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем

всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом,

от которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими

вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей

внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим

человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении

свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-

технического програсса.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология,

социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его

целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о

человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась

выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их

место в мире.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности,

конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие

различных исторически существовавших форм его бытия.

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру,

анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои

возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что

такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-

психологических типов личности.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма освещалась

неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль

то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в обществе, то

относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),

противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее,

полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в

различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда

связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее

истории.

Философия познания человека требовала прежде всего становления

особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и объектом

и субъектом познания.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм,

в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как

существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два

начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина

рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с

человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души,

как существо прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая –

арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к

постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских

пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к

миру: здесь явно не только стремление постич собственную сущность но и

стремление приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда

мысль о кончности человеческого бытия.

Философия Нового времени видела в человеке (вслед за християнством)

прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над внутренней

жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого

разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих

помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле познания

собственной сущности.

Филисофия XIX- начала XX в гипертрофировала духовное начало в

человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в

других к иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто

отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял, почему мне

так хреново)

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования,

преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая

твориться человеком в той же мере, в какой сам человек формируется

культурой.

Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает

как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой

формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,

мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием

преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в

плане преобразования их в новое качество – интуицию.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному

человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно

анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе,

вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс (ей бо скатал у Фихте): «... сущность человека не есть абстракт

присущий, отдельному индивидую В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений».

43 Основные школы, направления и авторы Древнегреческой философии.

Милетская школа.

Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась

раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами

Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они

искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что

существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и

движением.

ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение

в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё",

"что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к.

принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск,

плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё

знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты