чинником історичного прогресу), зі старим народництвом його пов’язувала
хіба що віра у доленосне призначення народу. Всі інші сторони світогляду М.
Грушевського відчутно відрізнялися від класичних поглядів народників.
І у ставленні до еліти М. Грушевський був куди гнучкіший за традиційне
народництво. Для нього історичні постаті князів, бояр, шляхти – не
потенційні зрадники свого народу, а діячі, що відіграли позитивну роль у
певний проміжок часу. Показовою є взагалі оцінка М. Грушевським знакових
фігур національної історії козацької доби. І. Виговський – вірний
послідовник політики Б. Хмельницького. П. Дорошенку він явно симпатизує,
причому в «Ілюстрованій історії...» підкреслюється саме його свідоме
самостійництво. Натомість негативна характеристика дається І.
Брюховецькому, Д. Многогрішному та І. Самойловичу за їхні проросійські
настрої.
Дуже велике значення Грушевський надавав постаті Б. Хмельницького. За
загального скепсису до постаті гетьмана, Грушевський вважав, що Б.Х.
спромігся зробити набагато більшо, ніж будь-хто на його місці, і що
успішний ісход війни був в дуже ведикій мірі заслугою гетьмана. Навіть
І.Мазепу Грушевський вважав лише продовжувачем політики Хмельницького щодо
незалежності України.
Великою заслугою Грушевського є “українізація” Київської Русі. Він довів
“українськість” багатьох земель Київської Русі (київське, чернигівське,
галицько-волинськє князівства, полєсьє), та навіть змусив російських
істориків визнати його правоту.
73. Основные направления развития российской философии 2-й пловины 19 ст.
Общая характеристика.
Вторая половина XIX века:
Западники-материалисты В.Г. Белинский (1811 - 1848). А.И. Герцен (1812 -
1870), Огарев, Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889), Н.А. Добролюбов (1836 -
1861), Д.И. Писарев (1840 - 1868). Они являлись не только философскими
теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские
философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и
Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские
философы повернулась в сторону материализмама (не без помощи Феербаха),
стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства
сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том,
что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи -
мозга. Критика церкви.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа
существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов
бытия. Старался найти метод познания, является единством опыта и умозрения.
В философской истории - проблема общественного закона, который есть
сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и
сознательная деятельность индивидов. Человек есть венец творения, сознание
человека не вне природы, а разумение о себе. Ценность личности в разумном
и нравственном деянии. Личность создается средой и событиями, а последние
несут на себе ее отпечаток. Разочарован в западном социальном перевороте,
идея русского крестьянского социализма. Сельская община есть зачаток
социализма, а русский вопрос заключается в вопросе о крепостном праве.
Природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение,
прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2
противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через
противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,
разработка общинного социализма, признание важной роли экономического
фактора в историческом процессе.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более
прогрессивны, поэтому об отмене патриархизма на Руси. Приветствуя
социальный уклад в обществе, скептически относился к реформистским проектам
западных социалистов, говорил, что в новое время не обойдется без крови,
однако народная революция в России произойдет не скоро. При этом обращался
к идеалам первоначального христианства. В искусстве - реализм и приближение
его к народу.
Чернышевский (его школа - Добролюбов, Писарев, Шелгунов). В природе, по
Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разно оформленная материя с
разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается
жизнь природы. Неуничтожимость материи и ее связь с пространством и
временем. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть
проявление материальной субстанции. Антропологический принцип. Философия
Чернышевского монистична и направлена против дуализма. Идеи классовой
борьбы, неизбежности социальных революций, утопический социализм. Новая
революционная мораль - приверженность идеалам революции, борьба. Реальная
красота действительности. Критерии красоты социально-культурно
обусловлены.
60 - 70 гг. складывается народничество, идея прихода к социализму, минуя
капитализм. Признание самобытности России. (Лавров, Бакунин, Ткачев,
Михайловский, Мечников).
Михайловский. Субъективный метод в социологии. Априорное конструирование
идеального общества с целью полного саморазвития каждой личности.
Рассмотрение социальных процессов с точки зрения двуединой правды - правды-
истины и правды-справедливости. Имеется в виду оценка общественных событий
не только с точки зрения чистой науки (критика позитивизма), но и с позиции
классового подхода, общественного идеала (крестьянская община). Идея
личности, что есть мерило, цель и идеал исторического прогресса. В условиях
неразвитости народа очерки о героях и толпе и их роли, массовые движения -
бессознательные и подражательные.
Лавров. Двигатель прогресса 3 группы потребностей:
1. основные (зоологический и социологические - питание, безопасность,
избежание стрессов);
2. временные (государство, собственность, религия);
3. потребности развития - историческая жизнь.
Цель развития - усиление солидарности людей, для чего надо изучать
природу, человека и мышление, стоя на позициях трудящихся. Роль
интеллигенции - подготовка революции, чем она отдаст долг народу.
Неприменимость марксизма в России.
Бакунин. История есть движение из царства животных в царство свободы,
угнетатель - государство, религия - массовое сумасшествие, церковь - род
небесного кабака. Для достижения царства свободы надо исключить принцип
власти и создать ассоциацию крестьян плюс фабрично-заводск. Не надо
готовить революцию, она возникнет стихийно.
Ткачев. Революция немедленно, пока не сложились буржуазные отношения.
Крестьянин - социален по инстинкту. Но революция - разрушения, для
созидания необходимо революционное меньшинство, партия власти, которая
путем террора и заговора возьмет власть в свои руки.
Почвенники - национальная почва как основа социального и духовного развития
России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план
роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой
надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий.
Григорьев, Страхов, Достоевский. Ф.М. Достоевский. (1821 - 1881). В своих
общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался
идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его
взглядах произошел перелом, связан с усвоением религиозно-нравственных
идей. Отказался от революционной борьбы. Исповедовал идеи почвенничества,
для которого характерно религиозная ориентированность философского
осмысления судеб русской истории, противопоставление России и Запада. Вся
история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за
торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.
Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение.
Против как капитализма, так и атеистического социализма, идея русского
социализма. Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между
добром и злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации
человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник
добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт
приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь
человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть
тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для Богочеловека надо
пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа.
Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть
одной слезы ребенка?
Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828 - 1910). Подвергая
критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на
нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического
прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле
жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он
признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от
любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. "Царство божие
внутри нас" - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая
власть - насилие - отрицание государства. Т.к. он отвергал борьбу то
упразднение государство должно произойти путем отказа каждого от выполнения
общественных и государственных обязанностей = анархизм. Отрицание пользы
цивилизации.
Данилевский. Культурно-исторический типы, каждый проходит стадии
становления, упадка и гибели. Исторический круговорот. Наиболее
перспективным является славянский тип, адекватно выраженный в русском
народе.
Леонтьев. Натуралистический подход, в основе растений, жизни человеческого
мира одни законы. Триединый процесс от первичной простоты к цветущей
сложности и вторичному смесительному упрощению. Продолжает Данилевского.
Запад находится на 3 стадии. Выступал против равенства как несвойственного
природе, против индивидуальной свободы как причины безответственности.
Считал, что государство имеет право на насилие. Выступает за яркий тип
личности, который появляется на фоне общественной несправедливости. Его
мораль – не толстовская, а мораль силы и насилия. В трудные моменты
общество обращается не к ораторам или просветителям, а к людям силы.
Любинин: сие есть кусок ответа на вопрос о русской философии кандидатского
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30