Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

противоположность материализма и идеализма. За тысячу лет развития АФ

материализм и идеализм, метафизика и диалектика претерпели сложные

изменения, отражавшие диалектику развития античного общества.

Идеализм в АФ – это Сократ и особенно Платон (объективный материализм). С

этих пор в Ф прослеживаются 2 борющиеся между собой основные линии

развития: материализм и идеализм (линия Демокрита и линия Платона).

Аристотель колебался между этими двумя направлениями, особенно интересна

его критика центральной в платоновском идеализме теории «идей» (отделявших

сущность вещей от самих вещей). Аристотель внес большой вклад в развитие

диалектики, создал первую в истории Ф систему категорий, заложил основы

логики.

41. Философия Древней Индии и Древнего Китая

(Реально надо отсканировать Фролова. Дойду до человека со сканером –

исправлю ситуацию. Там поумнее написано. Начало из него.)

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития

человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии

и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было

длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к

мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном

поиске.

В Индии путь формирования систематизированного философского знания

пролегал через оппозицию к брахманизму (Б) ассимилировавшему племенные

верования и обычаи, зафиксированные в четырех самхитах, или Ведах (В)

(«Веда» - знание), - сборниках гимнов в честь богов. Позднее веды обрастают

брахманами (описанием, комментарием), а еще позже – араньяками («лестными

книгами»), и наконец упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног

учителя»). Весь корпус ведических текстов считался откровением.

Толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты –

брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали

поколебали авторитет жрецов. Первыми еретиками стали монахи проповедники –

шраманы («совершающие усилия»), усилия были направлены на осмысление

ведийской религии.

VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических

по отношению к брахманизму религий. Главные: адживика (натуралистическо-

философское учение), джайнизм и буддизм. Первыми свидетельствами

самостоятельного изложения философской мысли явились сутры (изречения,

афоризмы). Отныне и вплоть до нового времени Индийская философия

развивалась в русле 6 классических систем – даршан (санкхья, йога ...),

ориентированных на авторитет Вед и неортодоксальных учений:

материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Так

же ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим

програссом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний,

создали благоприятную почту для духовных перемен. Первыми «оппозиционерами»

(чему??? Ну этого нет) стали бродячие мудрецы подготовившые в эпоху «Чжань

го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии.

Ранние памятки «Ши цзин» («канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»). Как

и в Индии философские школы складываются в V в до н.э. Приблизительно в

этот же период философия становится авторской. Если в Индии философские

школы так или иначе соотносились с ведизмом – в Китае с конфуцианской

ортодоксией (во II в до н.э. Конфуцианство добилось официального статуса

государственной идеологии).

Индия

Философия локаята (чарвака), крупнейшими представителями считаются:

Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Признавая

естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские

мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов,

отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных

учений джайнизма и буддизма.

Джайнизм - религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с

буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм

выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого

общества. Последователи джайнизма (в настоящее время около 2 млн. человек,

в основном из буржуазной среды) покланяются 24 пророкам, последним из

которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по

прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы

о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу

джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не

убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен

(для монахов). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в

перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков.

Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном

избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды.

Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству,

строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение

профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов.

Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют

- бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души

всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной

цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в

самых разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая

брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души

зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от

степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались:

беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти,

выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне

обрядов.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I

тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии связано с

разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных

рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит,

что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему

живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному

миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания.

Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот

бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это

"спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни,

под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи,

имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному

путем самососредоточения.

Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во

всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних

перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение главными

добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма (6 в). Исходя из

признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос

о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды,

а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между

собой. В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование

ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны),

где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит,

что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его "в

собственном духе, собственной природе". Так в дзен-буддизме вводится

понятие "сатори" - внезапного просветления в момент сильного переживания,

знаменующего "обнаружение Будды в своей природе". Для дзен-буддизма

характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему,

ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что

является высшей целью его существования.

Китай

В период «Чжань го» в Китае свободно и творчески существовало шесть

основных философских школ:

1. конфуцианство;

2. моизм;

3. школа закона ("фа-цзя"), по-европейски - легизм;

4. даосизм;

5. школа "инь-ян" (натурфилософы);

6. школа имен ("мин-цзя").

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия,

связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это

почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие

основания политико-этических учений которых были или слабы, или

заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной

из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была

малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той

наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием

древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и

рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без

суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а

ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. стремились объяснять мир,

исходя из него самого, путем рационального исследования действительности,

подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех

процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего,

некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь,

металл, воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал -

мужского - янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный

процесс движения их диалектическим взаимодействием.

Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в. до н.э., известен

своим учением о естественном движении - дао, который обуславливает

существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим

небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что

закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли

свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что

все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци.

Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты