целое.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной
основы психики животных и формирования механизмов сознательной
деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция
сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и
речи.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания
получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган
сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В
процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования
руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась
способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика
практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику
мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог
мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и
средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда
формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд
предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его
участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь
своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с
достижением конечной цели.
Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой
существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые
средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости
способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась
потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган –
соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный:
произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,
сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с
идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от
восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования
понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.
11. Сознание как диалектическое единство знания и познания.
Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека. (см. вопрос 10)
Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него
– знание.
Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской,
художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как
эмпирические и как теоретические.
Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от
поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.
Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект
и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия,
связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено
действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта,
конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов,
моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с
потребностями субъекта.
Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект
осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных
ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является
предпосылкой познания.
Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а
действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек
включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми,
использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в
распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания.
Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на
принципах:
Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от
субъекта познания.
Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она
есть.
Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени
познания, Практика как основа и цель познания.
12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -
чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в
познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени
эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно,
поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и
наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет
своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств
человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о
предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал,
который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов
чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств
человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В
становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении
всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор
общественная практика.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде
ощущений, восприятий и представлений.
1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов,
процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ
объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию,
он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме,
зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его
высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.
2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно
воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны,
свойства этого объекта.
3) высшей формой чувственного отражения является представление -
целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами
объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В
представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего
сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне
представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания,
как воображение - способность соединять чувственный материал иначе,
не так, как он соединен в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете
тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но
чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,
индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает
информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания
о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на
явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако
потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным
- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.
Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса
опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира
в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:
1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств,
связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы
мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными
понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном
счете связь вещей.
2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто
утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило,
выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении
должна соответствовать связи вещей.
3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или
нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,
называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два
основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего
положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из
некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.
Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное
отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.
Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без
этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о
предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в
познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не
может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные
чувственные отражения.
13. Проблемы истины в философской теории познания познания.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо
писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно
истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое
решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля
истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание
является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат
совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины
считает истинное знание (или его логические основания) результатом
конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное
рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.
Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30