Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

целое.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной

основы психики животных и формирования механизмов сознательной

деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция

сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган

сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В

процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования

руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформтровалась

способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика

практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику

мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог

мысленно представить себе и его результат, и способ осуществления и

средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда

формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд

предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его

участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь

своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с

достижением конечной цели.

Язык так же древен, как и сознание. Биологической предпосылкой

существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые

средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по необходимости

способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась

потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган –

соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.

Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный:

произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами,

сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем – с

идеальными явлениями сознания. Посредством языка происходит переход от

восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования

понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое единство.

11. Сознание как диалектическое единство знания и познания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека. (см. вопрос 10)

Способ, каким существует сознание и каким что-либо существует для него

– знание.

Знания могут выступать в различных формах: донаучной, житейской,

художественной и научной на разных уровнях освоения действительноси – как

эмпирические и как теоретические.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от

поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию.

Знание – результат процесса познания. В процессе познания выделяют субъект

и объект. Субъект – носитель материального целенаправленного действия,

связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено

действие. Познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта,

конечная цель которого – истина, это разработка рецептов, алгоритмов,

моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответсвии с

потребностями субъекта.

Итак, знание – результат процесса познания. С другой стороны, субъект

осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных

ориентаций и потребностей. Т.о., знание в свою очередь является

предпосылкой познания.

Марксизм считает субъектом познания не отдельного человека, а

действующее через своих индивидуальных членов общество. Поскольку человек

включен в систему самых различных общественных отношений с другими людьми,

использует в процессе познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в

распоряжении общества и усвоенные данным человеком знания.

Теория познания (гносеология) диалектического материализма основана на

принципах:

Принцип объективности: Объект познания существует вне и независимо от

субъекта познания.

Принцип познаваемости: Реальность можно познать такой, какой она

есть.

Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и логическая ступени

познания, Практика как основа и цель познания.

12. Чувственный и логический уровни познания. Их взаимосвязь

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны -

чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в

познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени

эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно,

поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и

наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет

своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств

человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о

предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал,

который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов

чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств

человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В

становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении

всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор

общественная практика.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде

ощущений, восприятий и представлений.

1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов,

процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ

объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию,

он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме,

зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его

высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно

воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны,

свойства этого объекта.

3) высшей формой чувственного отражения является представление -

целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами

объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В

представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего

сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне

представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания,

как воображение - способность соединять чувственный материал иначе,

не так, как он соединен в действительности.

Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете

тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но

чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,

индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает

информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания

о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на

явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако

потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным

- общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

Рациональное познание основано на процессе мышления - активного процесса

опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира

в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств,

связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы

мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными

понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном

счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто

утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило,

выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении

должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или

нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,

называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два

основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего

положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из

некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное

отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без

этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о

предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в

познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не

может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные

чувственные отражения.

13. Проблемы истины в философской теории познания познания.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо

писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно

истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция

истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие

(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое

решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля

истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание

является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат

совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины

считает истинное знание (или его логические основания) результатом

конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное

рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты