общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом
старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили
прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом
экономически господствующего класса, появляются новые отношения и,
следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные
с властью. Сложилась политическая система общества, ядром которой
становится государство. Во всех крупных философских системах, начиная с
античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального
государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об
общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства
Гегеля, классовая концепция государства К.Маркса и В.И.Ленина. Предметом
особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная
философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение
государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку.
Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением
этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом,
поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру,
искусство. Философия нового времени выдвигает договорную теорию
происхождения государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо,
А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате
общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,
служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для
обеспечения мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная
Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате
войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство,
приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также
психологическая теория (представитель, напр., Шопенгауэр), которая
рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних
людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно
К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества
на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность
государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что
государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат
насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия
объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу
внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою
роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее
время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход
к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,
противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при
этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,
управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной
степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно
дать следующее его определение: государство есть социальный институт,
осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной
территории.
Основные исторические типы государства:
1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих
никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной
собственности.
2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -
земля находится в монопольной собственности господствующего класса
феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На
ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество
почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу
требований экономики переходящая в монархию.
3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией
власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,
предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.
4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,
прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме
диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления
эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах
социальной жизни.
Основные признаки государства:
1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,
разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с
помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и
судебную.
2) суверенитет;
3) наличие своей территория;
4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата
и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,
социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление
общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:
внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-
идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных
отношениях.
33. Типы государственного устройства и формы политического правления
Государства различаются по форме, которая включает в себя:
1) тип государственного устройства:,
a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее
из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной
государственностью. В таких государствах существует единая
конституция, гражданство и правовые нормы (законы).
b) федеративное государство - объединение нескольких крупных,
относительно самостоятельных, территориальных образований на основе
договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с
тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей,
законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-
денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в
системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой
данного государственного образования, особенностями этнического,
историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают
простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.
c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это
форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в
федерацию
2) форму политического правления:
a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может
быть
i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена
ничем (Саудовская Аравия);
ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками
парламента или конституции (Марокко, Кувейт))
b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами
i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и
ответственно перед ним;
ii) президентской - президент - глава государства и правительства,
существует жесткое разделение законодательной и исполнительной
власти. Президент обладает как исполнительной, так частично
законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,
России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти,
снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти,
выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность
авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.
3) политический режим: совокупность способов осуществления власти.
a) демократический - все граждане имеют доступ к участию в
государственных делах, власть разделена на исполнительную,
законодательную и судебную
b) тоталитарный - ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура
власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем
проникновении государственной идеологии в экономику, культуру,
общественную и личную жизнь.
c) Автократический
34. Прогресс и регресс в общественном развитии. Критерии общественного
развития
Вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно -
как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-
технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не
столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют
даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с
прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с
выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым
синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс
более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать
понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных
связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый
тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны
развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с
повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар
- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,
которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие
нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое
развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами
назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса
(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения
различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30