Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ)

общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом

старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили

прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом

экономически господствующего класса, появляются новые отношения и,

следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные

с властью. Сложилась политическая система общества, ядром которой

становится государство. Во всех крупных философских системах, начиная с

античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального

государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об

общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства

Гегеля, классовая концепция государства К.Маркса и В.И.Ленина. Предметом

особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная

философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение

государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку.

Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением

этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом,

поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру,

искусство. Философия нового времени выдвигает договорную теорию

происхождения государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо,

А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате

общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,

служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для

обеспечения мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная

Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате

войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство,

приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также

психологическая теория (представитель, напр., Шопенгауэр), которая

рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних

людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно

К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества

на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность

государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что

государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат

насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия

объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу

внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою

роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее

время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход

к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,

противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при

этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,

управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной

степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно

дать следующее его определение: государство есть социальный институт,

осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной

территории.

Основные исторические типы государства:

1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих

никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной

собственности.

2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -

земля находится в монопольной собственности господствующего класса

феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На

ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество

почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу

требований экономики переходящая в монархию.

3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией

власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,

предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.

4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,

прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме

диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления

эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах

социальной жизни.

Основные признаки государства:

1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,

разведку и т.д.;

Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с

помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и

судебную.

2) суверенитет;

3) наличие своей территория;

4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата

и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.

Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:

конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,

социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление

общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:

внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-

идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных

отношениях.

33. Типы государственного устройства и формы политического правления

Государства различаются по форме, которая включает в себя:

1) тип государственного устройства:,

a) унитарное государство - единое государственное образование, состоящее

из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной

государственностью. В таких государствах существует единая

конституция, гражданство и правовые нормы (законы).

b) федеративное государство - объединение нескольких крупных,

относительно самостоятельных, территориальных образований на основе

договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с

тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей,

законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово-

денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в

системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой

данного государственного образования, особенностями этнического,

историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают

простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.

c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это

форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в

федерацию

2) форму политического правления:

a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может

быть

i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена

ничем (Саудовская Аравия);

ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками

парламента или конституции (Марокко, Кувейт))

b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами

i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и

ответственно перед ним;

ii) президентской - президент - глава государства и правительства,

существует жесткое разделение законодательной и исполнительной

власти. Президент обладает как исполнительной, так частично

законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,

России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти,

снимать возникшие противоречия, обеспечивать целостность власти,

выступать гарантом государственности, хотя таит в себе и опасность

авторитаризма, особенно при неразвитости демократических традиций.

3) политический режим: совокупность способов осуществления власти.

a) демократический - все граждане имеют доступ к участию в

государственных делах, власть разделена на исполнительную,

законодательную и судебную

b) тоталитарный - ряд социальных режимов ХХ века, в которых структура

власти базировалась на однопартийной системе и всеобъемлющем

проникновении государственной идеологии в экономику, культуру,

общественную и личную жизнь.

c) Автократический

34. Прогресс и регресс в общественном развитии. Критерии общественного

развития

Вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно -

как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-

технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не

столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют

даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с

прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с

выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым

синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс

более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать

понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных

связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый

тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар

- вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты