экзамена (МГУ). Я взял его без изменений. От себя могу добавить, что
наверняка всё выше прочитаное в некой смутной форме давно лежит у вас в
головах (ещё из школы). Рекомендую запомнить фамилии Герцена, Огарёва,
Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Бакунина, Достоевского,
Толстого и всё что с ними связано.
74. Философия русского космизма.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в
культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование
“русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает
острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого
философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,
способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес
представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне
реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого
примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной
цивилизации.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том
числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и
продолжают сбываться.
Философско-религиозное течение.
Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде
"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты
личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И
мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут
рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир
биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его
хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" [2]. В этом
заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство)
Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется
иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях
земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть
только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается,
обоживается" [3]. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего
мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и
Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть
"космическая сторона христианства" [4]. У Флоренского, как впрочем и у
многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция,
история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,
растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это
космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки
отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную
деятельность человека).
Христианский космос В.С.Соловьёва
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира,
которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это
хаос).
Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе
(человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником
единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и
организатор вселенной.
В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов
его эволюции и бытия.
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие
("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым Соловьёв критикует
рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете
религиозного опыта и мистического созерцания.
Естественно-научное течение
Третий синтез космоса В.И.Вернадского
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени
Вернадский пришёл к следующим выводам:
1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных объектов, а
не философские категории и априорные принципы познания, как они
представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого
представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения
природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в
организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и
пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно
привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость
прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на
определённые части). Пространственные характеристики проявляются в
геометрических построениях (понятия симметрии и диссиметрии природных
объектов).
2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире
больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных
скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство - не
признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний,
орбит и траекторий, не являются их признаком.
3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом
выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом
совпадают.
Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому
уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез
Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не
подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский
объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего
Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих
сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу,
существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе
с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя
в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть
жизнь, имеющая космическое значение.
Космическая философия К.Э.Циолковского
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе
метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы
атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и
эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием
Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но
и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я
считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же
сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,
субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией
Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,
"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное
есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.
Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть
только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,
неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].
Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей
в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой
"атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной
должны быть одинаковы" [13]. Это означает:
единство материального и духовного начал Вселенной;
единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и
чувствительность";
единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в
противовес христианским представлениям о бессмертии души;
выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на
свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц
вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы
космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на
отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по
Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя
бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"
разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования
во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она
нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики
космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо",
т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не
согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его
несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции.
Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень
близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте
космической философии следующие значения:
эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и
разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические
структуры разных уровней;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30