показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий. Устранение влияния
сторонних факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет более
правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного
предприятия или частного собственника. Подразделение факторов на зависящие
и не зависящие от предприятий стало особенно необходимым в условиях
рыночных отношений.
При анализе деятельности внутренних подразделений аналитические
разработки несколько сужаются. В частности, сокращаются позиции, связанные
с заключением договоров поставки, с банковскими и бюджетными расчетами,
ограничиваются возможности анализа финансовых результатов.
Пятая задача экономического анализа - выявление и измерение
внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
Экономический анализ являясь дисциплиной прикладной, оправдывает себя
в полной мере лишь тогда, когда он приносит реальную пользу. Действительная
полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных
резервов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов
развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие
все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюден ли непреложный принцип режима
экономии - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.
В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем
сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями
предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного
использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая
оценка самих плановых разработок может указать на возможности их
перевыполнения.
Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и
испытании (проверке) оптимальности управленческих решений. Успех
хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии
непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно
принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое
решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе
предварительного экономического анализа.
Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным
выше перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций
ставят перед ним многие задачи автономного характера. И их можно решить с
использованием общих и частных аналитических методик.
Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической
наукой в целом и перед экономическим анализом в частности на различных
этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные, по-иному
обозначились соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить,
естественно, и в дальнейшем.
1.2. Методика анализа основных показателей финансово - хозяйственной
деятельности
Общие положения
В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится
на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет
решает проблемы взаимоотношения предприятия с государством и другими
внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый
учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируется
международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы
внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет
состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета,
направленного на выработку управленческих решений в интересах
собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не
регламентируется государством, его организация и методы определяются
руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера
выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только
знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета и калькулирования
себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования,
статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического
аппарата и современной вычислительной техники. При таком понимании
управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет,
планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности
рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет
организует внутрихозяйственные связи на предприятии(агентами), поэтому
управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового -
внешнего.
В содержании как внешнего финансового, так и внутреннего
управленческого входит анализ хозяйственной деятельности, но его
организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого
учета имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной
деятельности представлена на рис 1.1
| | |Анализ | | |
| | |хозяйственной | | |
| | |деятельности | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Управленческий | | | |Финансовый |
|анализ | | | |анализ |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Внутрихозяйственный | |Внутрихозяйствен| |Внешний |
|производственный | |ный финансовый | |финансовый |
|анализ | |анализ | |анализ |
| | | | | |
| |Анализ в обосновании и | | | |Анализ эффективности| |
| |реализации бизнес-планов| | | |авансирования | |
| | | | | |капитала | |
| |Анализ в системе | | | |Анализ абсолютных | |
| |маркетинга | | | |показателей прибыли | |
| |Комплексный | | | |Анализ относительных| |
| |экономиче-ский анализ | | | |показателей | |
| |эффективнос- | | | | | |
| |ти хозяйственной | | | |рентабельности | |
| |деятель-ности | | | | | |
| |Анализ технико-организа-| | | |Анализ ликвидности, | |
| |ционного уровня и других| | | |платежеспособности и| |
| |условий производства | | | |рыночной | |
| | | | | |устойчивости | |
| |Анализ объема продукции | | | |Анализ использования| |
| | | | | |собственного | |
| | | | | |капитала | |
| |Анализ взаимосвязи себе-| | | |Анализ и рейтинговая| |
| |стоимости, объема | | | |оценка предприятия -| |
| |продук-ции и прибыли | | | |эмитента | |
| |Анализ использования | | | |Анализ использования| |
| |про- | | | | | |
| |изводственных ресурсов | | | |заемных средств | |
Рис.1.1 Примерная схема содержания анализа финансово-хозяйственной
деятельности
Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные,
так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия
пользователи информации. К первой группе пользователей относятся
собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели,
налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).
Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих
интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может
углубить анализ, использую не только данные отчетности, но и данные всей
системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого
для целей управления. Вторая группа пользователей финансовой отчетности -
это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в
результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать
интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего
аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса,
ассоциации, профсоюзы и др.
Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только
руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной
базой управленческого анализа является вся система информации о
деятельности предприятия - о технической подготовке производства,
нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные
оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная
финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды
информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных
совещаний, пресса и т.д.
Палитра субъектов внешнего финансового анализа весьма разнообразна.
Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные
публичной финансовой отчетности. Стандартизация финансового учета и
публичной финансовой отчетности призвана оберегать индексы всех партнеров
(корреспондентов) предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну
предприятия.
Управленческий анализ включает в свою систему не только
производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство в
вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних
пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого
коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как
производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый
анализ также предусматривает использование методов как производственного,
так и финансового в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и
реализацией продукции, ориентированном на рынок.
Анализ финансовых результатов и финансового состояния
Цель финансового анализа - оценка прошлой деятельности и положения
предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала
предприятия.
На первом этапе следует определить подход или направления анализа:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24