следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями
народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного
предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями
других предприятий- конкурентов. Каждый подход требует своих методов
анализа, подбора соответствующей ему информации.
На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации,
качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование
прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль - “сердцевина”
всех финансовых показателей. Насколько она показательна? На “качество”
чистой прибыли могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от
реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации
и внереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и
т.д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания
безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей,
методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных
активов.
На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих
основных методов:
горизонтального - сравнение каждой позиции баланса или другой формы
отчетности с данными предшествующего периода;
вертикального - определение структуры слагаемых показателя, влияния
каждой позиции на результат в целом;
трендового - анализ показателя за ряд лет и определение тренда с
помощью математической обработки ряда динамики.
Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным
показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей
ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.
Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности
производства. Прибыль - это,с одной стороны, основной источник фондов
предприятий, а с другой - источник доходов государственного и местного
бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но
и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль
производственных фондов. На величину прибыли и уровень рентабельности
оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия
являются обобщающими показателями интенсификации производственной и
маркетинговой деятельности. Ниже представлена схема формирования и анализа
показателей и факторов прибыли (рис 1.2.).
| |Выручка от реализации | | | |
| |продукции, работ и | |Себестоимость продукции| |
| |услуг в действующих | |(работ и услуг) | |
| |ценах без налога на | | | |
| |добавленную стоимость | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Прибыль от реализации | |Результат от прочей | |
| |товарной продукции | |реализации (основных и | |
| | | |оборотных фондов) | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Прибыль от реализации | |Сальдо доходов и | |
| |продукции (работ и | |расходов от | |
| |услуг), иных | |внереали-зационных | |
| |материаль-ных ценностей| |операций | |
| | | | | |
| | | | | |
| |Балансовая (валовая) | |Сумма корректировки | |
| |прибыль | |балансовой прибыли для | |
| | | |налогообложения | |
| | | | | |
| | |Величина облагаемой налогом | | |
| | |балансовой (валовой) прибыли | | |
| | | | | |
| |Налоги с учетом льгот | |Чистая прибыль, остающаяся | |
| | | |в распоряжении предприятий | |
| | | | | |
| | | | | |
|Финансовый | |Фонд развития| |Фонд | |Фонд |
|резерв | |производства | |социального | |материального |
| | | | |развития | |поощрения и др.|
Рис 1.2. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на
налогообложении прибыли
Для предприятий важное значение имеет распределение прибыли на часть,
отчисляемую в государственный и местный бюджет, и на часть прибыли,
остающейся в распоряжении предприятий. Прибыль на собственные нужды
распределяется на капитальные вложения по техническому перевооружению и
расширению производства, развитию собственных оборотных средств, на
материальное поощрение работников, на социально-культурные мероприятия и
строительство жилья, объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы,
влияющие на ее размер.
К группе внешних факторов относятся:
природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы,
вызывающие дополнительные затраты к одних предприятий и обуславливающие
дополнительную прибыль - у других;
изменения, не предусмотренные планом предприятия, оптовых цен на
продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты,
тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм
амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и
ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими
хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной
дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
В группе внутренних факторов различают: основные факторы,
определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушением
государственной дисциплины, предприятием.
Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины,
являются:
нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также
торговых скидок;
экономия, полученная в результате невыполнения необходимых
мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники
безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных
фондов, использования средств по подготовке и повышению квалификации
кадров, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и
т.д.;
экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий
стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии
производства.
Общий результат хозяйственной деятельности (валовая сумма прибыли)
складывается от реализации товарной продукции, прочей реализации и
внереализационных результатов. Два первых слагаемых образуют прибыль (или
убыток) всей реализации.
Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и
использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения
финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и
других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота
производственных фондов и особенно оборотных средств (рис 1.3). Поскольку
выполнение финансового плана в основном зависит от результатов
производственной деятельности, то можно сказать, что финансовое состояние,
определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее
обобщающим показателем.
|Степень выполнения | | |
|финансового плана и | |Скорость оборачиваемости|
|пополнения оборотных | |производственных фондов |
|средств | | |
| | | |
| | | | |
| |Финансовое состояние и | |
| |платежеспособность | |
Рис 1.3. Схема основных факторов, определяющих финансовое состояние и
платежеспособность предприятия
Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий, в
способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники
и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать
кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в
бюджет.
Задачами экономического анализа финансового состояния являются:
объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях,
выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а
также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми,
кредитными органами и др.
Финансовый план предприятия охватывает весь платежный оборот, все
денежные доходы и расходы по основной деятельности, капитальному
строительству, образование и расходование поощрительных фондов, доходы и
расходы по социально-культурным мероприятиям и пр.
Особое значение для финансового состояния предприятий имеет
выполнение плана пополнения собственных оборотных средств. Если величина их
меньше установленного норматива (финансово-эксплуатационной потребности в
оборотных средствах), то приходится прибегать к кредитам.
Анализ приходно-расходных статей - это первый этап анализа выполнения
финансового плана. На этом этапе изучается взаимосвязь финансовых и
производственных показателей работы предприятий.
Второй этап анализа выполнения финансового плана - анализ
взаимоотношений предприятий с бюджетом, выполнения плана платежей в бюджет
и ассигнований из него, если они предусмотрены. Выполнение плана платежей в
бюджет - главная забота предприятий. Важно изучить выполнение плана не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24