История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)

назад в Начало, Urspung и Herkunft, прозреть ту «истину», которая «делает

возможным знание, которое, однако, вновь ее закрывает, не переставая в

своей болтливости, не признавать ее»[159]. Здесь Ницше открывает различие

между «истиной вещей» и «истиной дискурса»[160]. Констатация этого различия

требует титанического усилия, поскольку вся история во всех своих

проявлениях, от глобальных проявлений и тенденций, до незначительных

фактов, направлена на то, чтобы скрыть лежащее в ее основании заблуждение,

прикрыть своим грузным "телом" ее источающее начало, маскируя в дискурсе

преступление, причем находящегося на основании, этим преступлением

созданным. В своем генеалогическом синтезе, который в "возвратной

рефлексии" возвращается мыслью к истоку, Ницше выступает преемником

гегелевской мысли, правда только по форме, по «маске», ибо вместо

классического, то есть гегелевского содержания, под «маской» - «лицо

другого». Исток не точка стабилизации и не пункт исторического гомеостаза,

напротив, «поиск истока ... растревоживает то, что мыслилось неподвижным,

он дробит то, что полагалось единым, он показывает гетерогенность того, что

мнилось пребывающим в согласии с самим собой». Исток - это «безместье», он

«всегда осуществляется в промежутке»[161]. Этот "безместный" исток

труднонаходим и тяжело определим, он неуловим, потому что у него нет ни

имени, ни лица, его вообще нет. Он есть только как пустота между

различными.

Проницательный текст Мишеля Фуко, посвященный "Ницше, генеалогии,

истории", задается вопросом о тех аутеничных «Entstehung” и «Herkunft”,

которые мотивируют "Wirkliche Geschichte" в генеалогической реконструкции

Ницше. В набор ее изначальных принципов входят, прежде всего, отказ от

всевозможных a priori, отказ от «вневременной точки опоры», от любой

«надисторической точки зрения», отказ от собирания истории «в замкнутую на

себя целостность», в схождении либо к «понятию времени», либо к «форме

примирения», либо к точке «конца мира», откуда открывается «абсолютный»

взгляд на мир[162]. Для Ницше важно понять историю как случай и риск в

обход христианской историографии, понимающей историю как «повсеместно

сотканную божественным помыслом» и греческого понимания истории как

«судьбы», и, тем более, в обход новоевропейской рационалистической

историографии[163], вопреки религиозной и рациональной теологии. В то же

время, перед Ницше стоит задача понять историю не как однородную цепь

событий в «идеальной континуальности», чья разряженная абстрактность

«представляет историю как чудовищный фантазм деятельности памяти», которая

заставляет «действительную историю». Генеалогия мыслит историю против

работы памяти («речь идет о том, чтобы превратить историю в

противоположность памяти»[164]), в направлении «иного», «другого начала»

(термин Хайдеггера). Для Ницше крайне важно прожить историю как свою

собственную жизнь, и далее, более того, прожить ее как историю собственного

тела, потому что не только тело вписывается в историю, но и история вписана

в тело как «метка», как «знак», как «симптом». «Историческая болезнь» - это

«физиологическое», соматическое заболевание par exellence, и «вертикаль»

генеалогии - это вертикаль самого тела. Таким образом, история как

случайное событие не возле нас, не в нашем сознании. История - глубже и

«ближе», чем можно было бы подумать. История в нашем теле. История

воплощена в нашем теле, причем отнюдь не в каком-то абстрактном

коллективном теле, но в каждом единичном теле намертво запечатлено событие

истории. История, начинаясь с человеческого тела, в него же и возвращается.

Ресентимент в "Генеалогии морали" Ницше функционирует в той же функции

идеальной формы, в какой выступает в качестве "товарной формы" стоимость в

политэкономической аналитике Маркса[165]. Но это не только принцип

символической оценки и структура управления; ресентимент является

инстанцией сущностной подмены, замещения, симуляции бытия. То есть,

моральный ре-сентимент - это принцип моральной ре-флексии, «отражения» в

смысле «отражения удара» - ресентимент есть отражение бытия, его

«иллюзорное» als ob принятие в реальном, но скрытом отрицании. Как принцип

уравновешивающего основания, ресентимент прочерчивает ось, вдоль которой

выстраивается вся архитектоника «морального царства». Основным признаком

ресентимента выступает различие в его главном моральном аспекте «различия

добра и зла». Другим основным принципом является принцип равенства. В том,

что ищут «равенства», стремятся к «справедливости», жаждут «мира», Ницше

усматривает хитроумный умысел претенциозной слабости, не желающей мириться

с недостижимым величием другого[166].

Таким парадоксальным образом ресентимент совмещает различность и

уравновешенность. Проявлением этих взаимопротиворечащих элементов

ресентимента являются два измерения: вертикальное - оно фиксирует «ранговый

порядок» сущего, и горизонтальное, которое интегрирует все в гомогенную,

однообразную плоскость мира. Тем, что ресентимент ранжирует сущее, наделяя

его «большей» или «меньшей» ценностью, он лишает его самобытности, выделяя

из него бытийное содержание и наполняя его своей собственной пустотой. То

есть, ресентимент стремится учредить себя как основание и цель мира, его

задача - заместить собой бытие.

Форма ресентимента , постоянно уточняясь и «сублимируясь» в своем

стремлении к Ничто, никогда не приходит в тождество с собой и постоянно

нуждается в ином; она движется, всегда «ускользая» от бытия.

В конечном итоге ресентимент сводится к тупому, упрямому настаиванию

на своей голой самости, на своей совершенно пустой идентичности, на своем

от-личии от другого, на раз-личии Я от Ты, на не-Ты. Как говорит К.А

Свасьян.: «Ты оценивается как некая социально-фатальная несправедливость

по отношению к Я, а существование Я предстает мотивом, вполне достаточным

для мести»[167].

Ресентимент как форма бесконечного и непрерывного зацикливания Я на

самом себе, представляет собой принципиально разомкнутый, разорванный круг,

который может приближаться к своему замыканию лишь асимптотически,

поочередно оставляя, теряя то один, то другой конец этого круга в другом.

Движение ресентимента как центра, регулирующего меру этого разрыва и

порядок чередования двух расходящихся краев, образует ось генеалогической

вертикали, стремящуюся в нулевое Ничто. Таким образом, ресентимент,

проведением оси нейтрализации всего и вся, учреждает всеобщность

индивидуализации, неизменность изменчивости, короче говоря, в форме такого

"постоянства различности" являет собой чистую форму Закона, во всей его

крайне живучей смертоносности.

Нигилизм, ресентимент, морализм -вот чем Ницше характеризует

субъективность. Волящий власть и в ней волящий самого себя субъект,

интенсифицируя свое «внутреннее» за счет «убийства Бога» и экстенсифицируя

свое «внешнее» за счет все более покоряемой природы, приходит в крайнее

неистовство своего бесконечного стремления к Ничто.

II.4. Гуссерль: субъект времени и интерсубъективный символ

в функции темпорализации

В феноменологии Эдмунда Гуссерля классическая модель

трансцендентального субъекта достигает свое полное завершение (правда,

только в той мере, в какой она отвлекается от неимплицируемой вовнутрь

субъективности трансцендентности), окончательно реализуя два великих

проекта Нового Времени – cogito Декарта и априоризм Канта. (По сути,

Гуссерль подвергает субъект более «радикальной» субъективации, нежели Кант:

если у Канта трансцендентной (в теоретическом плане) оказывается только

«вещь-в-себе» как абсолютно непознаваемый «сверхчувственный субстрат всех

вещей», то Гуссерль не допускает в сознание даже пространственно-временные

формы как «объективные», хотя для Канта они исключительно априорные, а

потому сугубо субъективные формы познания)[168].

Но, несмотря на «классичность» автора феноменологии, его с полным

правом можно отнести к мыслителям переходного периода, поскольку Гуссерль

вводит в структуру субъективности аспект темпоральности, благодаря чему

субъективность понимается в неразрывной связи с временностью, вплоть до

полного совпадения структур субъективности и темпоральности.

Трансцендентальное Эго образует место, которое центрирует собой

универсальный горизонт сознания. Я является источником предикатов объектов,

которые составляют этот горизонт. Трансцендентальное Я[169], как функция

синтезирования, связывает в единство дифференцировано распределяемые по

периферии объекты, в горизонтальное единство, но объекты также являются

единичностями, «сингулярностями», синтезированными «интенциональными

актами». Между Я, центрирующим объективный горизонт, и его периферией

существует связь как интенциональность или направленность, которая

существует в двух режимах – прямой направленности на объект («объективная

ориентация») и обратной направленности как рефлексии в трансцендентальное

Я («субъективная ориентация»)[170].

Поскольку «восприятие и воспринятое образуют … неопосредуемое

единство», то интенциональность есть ключевая форма связи "сознания и

вещности», причем как имманентной связи. Но важно понимать, что

интенциональность инстанцирует не тождество, но связь как корреляцию, - «…

восприятие и вещь восприятия – хоть в своей сущности и взаимосопряжены друг

с другом, однако с принципиальной необходимостью не едины и не связаны

реально и по своей сущности друг с другом». Введением вовнутрь сознания или

импликацией связи между восприятием и воспринимаемым, Гуссерль наследует

трансцендентальный схематизм кантовского толка, существенно его уточняя:

точно так же, как восприятие по Гуссерлю проходит через двойное

опосредование бинарной структурой, также у Канта вещь опосредуется

конституируемой трансцендентальным воображением структурой, состоящей из

«схемы» и «образа». Гуссерль же раздваивает восприятие на сторону идеальную

или идеально-имманентную форму («схема») и сторону реальную или реально-

имманентную форму («образ»). Но если у Канта трансцендентальное воображение

поставляет только имманентную форму, содержание которой остается

трансцендентным, то для Гуссерля форма наполняется содержанием, имеющим

характер иммманентной трансцендентности. Сам акт восприятия получает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты