История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)

непрерывности и неделимости, ноль есть принцип, на котором основана функция

синтеза как главенствующая функция разума как такового; то есть ноль делает

возможным сам синтез. Но помимо всего прочего, ноль есть инстанция

прерывания и деления, то есть ноль объединяет по знаменитому

"диалектическому" принципу противоположности, он есть "совпадение

противоречивого" (Н. Кузанский), разом совмещая противонаправленные

функции, – так он есть "непрерывность прерывания", "необходимость

возможности", "идентичность" или "тождество различия", "спонтанность

детерминированности", и т.д. Таким образом, то, что греки мыслили как

бытие, а христиане призывали как Бога, под всем этим новоевропейский разум,

в качестве своего идеала понимает ноль, к которому он должен бесконечно

стремиться[57]. На этой когнитивной недостижимости, непознаваемости основан

известный спор о свободе воли: одни постулируют "безразличие" как симметрию

выбора между А и В, другие настаивают на "детерминизме", апеллируя к

изначальной "асимметрии".

Так, в частности, Луис Молина писал: "Если же она (воля – О.К.) может

одновременно совершать с безразличием (indifferenter) либо это, либо

противоположное действие, то имеется также и свобода в отношении к виду

действия, имеющая характер полной совершенной свободы"[58]. Продолжая эту

мысль о безразличии или индиферентности, Декарт говорит следующее:

"Безразличие, присущее человеческой воле и сущностно составляющие ее

свободу, есть безразличие активное, благодаря которому воля может сама себя

направлять на одну из противоположностей или на одни из различных вариантов

действия"[59]. И далее добавляет:"…подчеркивание свободы безразличия служит

акцентированию человеческой самодеятельности, спонтанности, независимости в

принятии решения ни от какой инстанции". Таким образом, индиферентность

является основным определением свободы новоевропейского субъекта.

В решении проблемы противоречия между бесконечной делимостью и

неделимостью, непрерывностью и дискретностью, Лейбниц совершает радикальный

ход, предлагая учение о монадах. В "субстанциональной" монаде разом

примеряется и то, что античность понимала как Единое, и такое кардинально

новое существо, как субъективность. Отметим существенные функции монады –

«стремление» (appetitio) и «представление» или «восприятие»

(representatio). Именно эти черты формируют субъективность как таковую.

«Точечность» монады выступает математической характеристикой неделимости

(individuattini), благодаря чему, собственно, человеческое существо

переименовывается в «индивидуума»[60]. Отныне именно "индивидуальность"

становится новоевропейской особенностью человеческого бытия. Такая

отцепленная от всех трансцендентных инстанций "индивидуальная" субстанция,

наделенная «стремлением» и «сознанием», вынуждается к поиску цели, каковая

может быть исключительно в себе, и таковая обнаруживается в

«самосознании»[61]. «Самосознание», которое автономно удостоверяется в

своих правах, основывая на них свои новые, так или иначе «открытые»

возможности, и «самоутверждаясь» в их реализации, осуществляет самовластное

восхождение над сущим[62].

Новоевропейская рациональность с самого начала, не разбираясь в

основаниях, поспешила смешать свободу и власть. «Восхождение» субъекта

осуществляется по вертикали того, что еще называют идентификацией или

индивидуализацией. Поскольку способ, каким реализуется субъективность,

сущностно связан с непрерывностью и тождеством, равенством субъекта самому

себе. Но так как главной задачей монады является стремление к «простоте»

как «не-сложности» или не-сложенности, это означает, что монада постоянно

вдвигается в круг, она постоянно стремится к центру как «идеалу»[63];

поскольку «центральная монада» с необходимостью является самой

«простой»[64]. «Ничто в системе Лейбница не запрещает монаде от смутного

представления вселенной переходить ко все более и более ясному,

асимптотически приближаясь к божественному разуму»[65]; такое нацеленное на

"идеальную", на абсолютно «простую форму», центрирование монадой мира,

совершаемое по вертикали идентификации, двигаясь вдоль которой она

сохраняет непрерывность и неделимость, коррелирует с разрежением периферии

горизонта, который, в свою очередь стремясь к «непрерывности» за счет

«малых восприятий», превращается в «одну-единственную цепь", образующую

"все порядки природных существ». То есть, качественная «континуализация»

внутренней вертикали монады коррелирует, по Лейбницу, с количественной

«континуализацией» внешнего горизонта мира. Таким образом, можно сделать

вывод о том, что Лейбниц не только выигрывает спор с "математиками", но и

существенно дополняет «геометрическую» картину мира в духе Декарта и

Мальбранша введением новой инстанции силы или «интенсивности», но только

как имманентной инстанции, нарастающей вследствие «экстенсификации» того

поля, в котором развертывается функция субъективности, то есть увеличение

«радиуса действия» влечет к усилению самого действия. «Сила» в понимании

Лейбница есть идентификационный ресурс, посредством которого каждая вещь

«индивидуализируется», встраиваясь в геометрический порядок иерархии.

И еще раз вернемся к "монадологическому" принципу Лейбница. Идеал, на

который нацелена монада, только воображаем, он есть идея, метафизический

смысл которой совпадает с математическим. Но именно этот идеал есть

инстанция эквивалентности монады и мира. Монада как множество бесконечно

малых выражений[66], или «молекулярное» множество, взаимно-однозначно

соответствует бесконечно большому множеству объектов мира, или «молярному»

множеству, подобно тому, как множество бесконечно малых чисел соотвествует

множеству бесконечно больших чисел, (0…1) ~ (1…() по принципу: множество

бесконечно малых качеств соответствует бесконечно большому множеству

количеств. И основание данной адекватности в нуле как в идеале разума.

Обратная перспектива монадического множества центрирована той же осью, что

и прямая перспектива множества «молярного», и в точке преломления этой оси

является точкой их "соприкосновения". К точке, из которой развертывается

мир как из "центральной" точки, или "центральной монады", или Бога, в то же

время стремится (appetitio)[67] индивидуальная монада как к своей цели[68].

Можно сказать, что сопряженность монады и мира есть сопряженность двух

перспектив – обратной перспективы (проекции) монады и прямой перспективы

(проекции) мира; причем воображаемая вершина обратной проекции субъекта и

воображаемый центр горизонта прямой перспективы предметного мира – это одна

и та же точка – точка нуля.

Обратим внимание, что точка схождения обратной перспективы интроекции

монады и центр пересечения прямой перспективы проекции есть точка их

различия, которая выступает как математический символ того, что греки

мыслили в качестве бытия, и во что христиане Средневековья верили как в

Бога.

Теория субъективности, прежде чем завершиться в двух великих системах

Нового Запада – кантианской и гегельянской, была в значительной степени уже

сформована. Основными чертами этой формы, как мы видели, выступили cogito

Картезия, достижения «ренессансной» математики и оптики, монадология

Лейбница. К тому же на немецкий классический идеализм повлияли теории

английских эмпиристов (Локк, Юм) и французских просветителей (Руссо,

Вольтер).

Перед Кантом и Гегелем стоит теперь одна задача – свести воедино идеал

теоретического разума и идеал практического разума (Кант); или единичную

волю (самость) и всеобщее понятие (Гегель). Другими словами, Канту и Гегелю

достается «грандиозная проблема» «взаимообоснования истины и свободы»[69].

Истина и свобода – это события происходящей внутри метафизики Нового

Времени тотальной трансформации «принципа тождества бытия и мышления», на

котором основана вся европейская метафизическая конструкция: так, «истина»,

как истина самосознания субъекта регулирует всю сферу «мышления», а

«свобода» – это цель той «воли», чья «жизненность» и «витальность» вбирает

всю сферу ориентированного на субъект бытия. Мышление становится

самосознанием субъективности (И.Г.Фихте еще до Гегеля на основе принципа

тождества «Я есть Я», внутри которого происходит «взаимо-смена» Я и не-Я,

замыкает весь мир на Я, предвосхитив своим субъективным идеализмом

абсолютный субъективизм Гегеля[70]), а бытие преобразуется в стремящуюся к

свободе волю субъекта.

I.2. Кант: чистый субъект и идея свободы как инстанция времени

Принципиальная конструктивность совершенного в познании субъективности

Кантом прорыва заключается в расколе классического идеализма на идеализм

метафизический и трансцендентальный идеализм. Определение или

самоопределение субъективности, произведенное Кантом введением понятия

«априорных признаков», существенным образом уточнило структуру субъекта,

рассмотрев ее как "автономную" систему, основанную на собственных законах

разума и рассудка.

В каждой из описываемых Кантом схем способностей можно выделить

трехсоставную структуру, выраженную в геометрических формах, которую

определяют:1) функция вертикального центростремления; 2)функция

горизонтального центробега; 3)функция синтеза центра различия между этими

функциями.

Так, функциям центростремления и центробега в схеме чувственности

соответствуют функции воображения и апперцепции, в схеме рассудка – функции

рефлексии и определения. Не смотря на то, что функция воображения выступает

лишь как одна сторона способности чувственности, причем как "низшей"

способности, ей принадлежит ключевая роль в системе соотнесения всех трех

способностей. Во что говорит сам Кант о роли воображения в плане

эстетического суждения (называя центростремительную функцию воображения

соединением, отличая ее тем самым от описывающего схватывания): "…

соединение множества в единство, не мысли, а созерцания, последовательно

схватываемого в мгновение, есть регресс, который вновь снимает условие

времени в прогрессе воображения и делает наглядным одновременность

существования.[71] Следовательно, это соединение (так как

последовательность во времени – условие внутреннего чувства и созерцания)

есть субъективное движение воображения, посредством которого оно совершает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты