История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ)

который есть одновременно и как символ центростремительной идентификации,

чье движение выстраивается по вертикали, и как символ центробежной

интеграции, чей ход прочерчивается линией горизонта.

Оптическая серия. Идущее в вертикальной сфере складывание или сведение

угла зрения нацелено на схватывание идеала нулевой оптической формы. Здесь

идет синтезирование «зерна» в смысле оптической «зернистости» как единицы

оптического разрешения. Схватывание единичного объекта осуществляется как

проекция структурной «формальной» вертикали на «содержательный»,

«объективный» горизонт сущего. Непрерывное направленное к нулю уточнение

оптической формы, с помощью микро- и макроскопического инструментария

развертывает объективный горизонт от мельчайших элементарных частиц до

самых дальних звезд, причем развертывает его в совершенно гомогенную

однообразную линию, лишенную какой бы то ни было разнородности. Высота

вертикали синтезирования оптической единицы h равна (или почти равна)

радиусу (лучу) размаха "паноптического" горизонта, в котором

объективируются серии поднадзорных объектов R так, что выполняется

соотношение:

[pic]

где (( - угол схождения лучей зрения, коррелятивный h;

R - радиус расхождения паноптического горизонта;

(-1 – коэффицент стремления к 0.

Экономическая серия обуславливается возрастанием всеобщности денежного

эквивалента, которое увеличивает пространство так называемого Мирового

рынка, товарооборота, рынка труда, ведет к глобализации мировой экономики,

которая начинает определять политическую реальность. Режимом обобщения

экономического эквивалента является создание знаменателя, или

символической, или условной единицы денежного измерения, на точности

которой основана точность сравнения двух числителей в качестве товаров в

процессе операции обмена. Обмен, лежащий в основании динамики труда и

капитала, непосредственно относится к метафорическому замещению идеальным

означающим реальности. Стоимость как экономическое означающее означаемого

труда есть символическая мера вещи. Чем интенсивней экономический символ,

тем экстенсивней мера его интеграции. Так, интенсивность доллара вовлекает

в орбиту своей интеграции уже весь мир.

В социальной серии, которая выстраивается при рассмотрении Делезом

аналитики "соотношения власти и знания" Фуко в одноименной книге, особый

статус получает дискурс, чья роль заключается в том, чтобы стабилизировать

сингулярные аффекты прочерчиванием "общей линии силы" (линии горизонта),

интегрировать сингулярности в серии. Равноисходные серии социальных

процессов и центрирующие их инстанции как "центры господства» ргламентируют

«жизненный мир» в системе социальной стратификации. "Интегрирующие факторы,

движущие силы стратификации, образуют общественные институты: Государство,

а также Семью, Религию, Производство, Рынок, даже само Искусство,

Мораль...»[258].Вертикальная диаграмма власти коррелирует с горизонтальными

стратами знания. Способ такой корреляции Делез называет кодетерминацией. И

если «знание ... стратифицировано, архивизировано, наделено относительно

жесткой сегментацией», то «власть, напротив, диаграмматична: она мобилизует

нестратифицированные виды материи и функций, она мобилизует

нестратифицированные виды материи и функций, и работает с весьма гибкой

сегментарностью, ведь она проходит не через формы, а через точки, единичные

точки, которым всякий раз отмечается применение силы...»[259]. Власть

"пускает в оборот» дискурсивное означающее тем, что наполняет его своим

властным, системно - иерархическим содержанием как значением, символическим

значением. Так, круг государства зацикливается на символе государственной

власти или на символической фигуре монарха, горизонт рынка центрируется

долларом, и т.д. В знаменитомм манефесте «Капитализм и шизофрения» Делез (в

соавторстве с Ф. Гваттари) прописывает кодетерминацию «машин желания» и

«тела без органов». «Тело без органов» представляет собой пассивный

территориализированный горизонт социальных объектов как институтов,

интегрируемых в «консервативно» - периферийную линию закона, округу

которого центрирует единица той или иной социальной интеграции.

Производство такого центрального символа идет в «революционно»

-вертикальной сфере желания-власти. Диалектика закона и желания

осуществляется как борьба «возрастания» (Ницше), «трансгрессии» (Батай)

вертикального желания и «сохранения» или «сдерживания» этого желания

периферией закона. Желание, центростремительно синтезируя в стремлении к

центру своей истины очередной сингулярный объект, проецирует его на линию

центробежного закона, и тем самым трансгрессирует за его пределы. Закон в

своей охранительной функции, с одной стороны, вынужден адаптироваться к

желанию, перестраивая «задним числом» внезапно возникшие лакуны, а, с

другой стороны, закон вынуждает желание переступать себя. Система желание-

закон работает по тому же принципу, что и диалектика раба и господина, где

осью, структурирующей пирамиду социальной иерархии является вертикаль

желания, а периферией этой пирамиды является линия признания, в феноменах

которого проявляет, манифестирует себя желание.

Признание относится к желанию формально также, как следствие к

причине, то есть, объективно это след виртуального желания, и только по

признанию желание измеряется. И здесь социальная серия переходит в серию

психологическую. Производство желания как «самопроизводство

бессознательного» осуществляет себя в расщеплении бытия как семантико-

оптического коррелята. Это расщепление бытия связано с неким онтологическим

преступлением, в котором одновременно присутствует «убийство отца» и

«инцест с матерью». Место этого преступления означается фрейдовским

понятием Id. Формы субъективности возникают на пересечении идеальных

проекций желания, черпающего свое начало в нулевом Ничто, и тангенциальных

страт закона (функция Super-Ego). Психологический режим субъективности

осуществляется в двух режимах: параноидальном центробежном волнении от

центра к периферии как волнении страха, и шизоидном центростремительном

волнении от периферии к центру как волнении желания. Имеет место

когерентность этих душевных колебаний. Высокочастотное волнение желания и

низкочастотное волнение страха ковариантны. Их взаимодействие выражается

следующим соотношением:

[pic]

Садомозахистская косистема, анализируемая Делезом в «Представление

Захер-Мазоха», выявляет структурные особенности человеческой

субъективности. Вся аналитика мазохизма доказывает равноправие пассивной

составляющей структуры субъективности наряду с ее активной составляющей;

субъективность - не голая активность, но теснейшая корреляция активности с

пассивностью как условие желания. Чтобы стать садистом как активным агентом

желания и сексуальности, необходимо одновременно становится мазохистом.

Инцест и отцеубийство взаимодополнительны. Инцест как мазохистская

идентификация с материю ("отождествление") невозможна без одновременного

отцеубийства как садистской идентификации с отцом («идеализирующее»

замещение). Желание возникает в том садомазохистском зазоре, который есть

«открытие возможности сексуального удовольствия»[260]. Более того, этот

зазор и есть сама такая возможность. Нарциссическое Я возникает только из

пересечения двух взаимоотрицательных тенденций: мазохистском центробеге к

матери и садистском центростремлении к отцу. В каждой из этих расстановок

имеет место соответствующее акцентирование закона. Делез уточняет: «В

случае садизма отец становится над законом в качестве верховного принципа,

избирающего мать своей жертвой par excellens. В случае мазохизма весь закон

переносится на мать, которая исторгает отца из символической сферы»[261].

Садизм и мазохизм представляют разнонаправленное расслоение относительно

инстанции Id как инстанции «фаллоса кастрации»; садист центростремительно

«вытесняет» отца, нарциссически идентифицируясь с законом, мазохист

центробежно "отклоняет" мать, идентифицируясь с законом инцестуозно; оба,

таким образом, открывают себе путь к наслаждению. Если садист наслаждается

непосредственно устранив препятствие, то мазохист опосредовано, «обходным

путем» получает наслаждение вменив себе «виновность», несет «кару», ибо

только «кара разрешает от страха виновности»[262]. Поэтому садист в

стремлении к наслаждению маниакален, мазохист - обесессивен. Садист

пытается заместить инстанцию кастрации, перед которой он испытывает страх;

мазохист готов пожертвовать собой спасаясь от кастрации, переживая ее в

комплексе.

В этой же работе Делез говорит о «трансцендентальности» принципа

удовольствия, указывая на его особую функцию связывания (Bindung).

Поскольку «одно только связывание возбуждения и делает его разрешимым в

удовольствие, то есть обеспечивает возможность его разгрузки», и «именно

связывание делает возможным удовольствие как принцип»[263], связывание или

синтез выступают как «трансцендентальная форма» эмпирического наслаждения.

То есть за всяким наслаждением стоит синтез, а всякая боль скрывает анализ.

Эротический синтез и танатический анализ, центростремительный синтез Эроса

и центробежный синтез Танатоса суть стороны единого Инстинкта смерти, и их

непрерывное расхождение является условием его непрерывной идентичности. И,

если «инстинкт» - это регулярность, непрерывность, утверждение, а «смерть»

- это прерывность, различие, уничтожение, тогда структура, описываемая

Делезом абсолютно парадоксальна - это некая непрерывность прерывания,

идентичность различия, жизнь смерти, если угодно; то есть структура - это

невозможное сочетание абсолютных противоположностей в качестве их

источника. И вот минимальное условие структуры вообще по Делезу:

1) здесь должны быть по крайней мере две разнородные серии, одна из

которых определяется как «означающая», а другая - как «означаемая»,

2) каждая из серий задается терминами, существующими только

посредством отношений, переживаемых между ними...»,

3) «две разнородные серии сходятся к парадоксальному элементу,

выступающему в качестве их «различителя»[264].

Обобщенная схема структурная аналитика мировых процессов в философии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты