Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ

Московский государственный институт международных отношений (университет)


Институт внешнеэкономических связей










СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА КИТАЯ В РОССИИ





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА







Выполнил студент:

 ИВЭС, 2ВО,

Осипов Д.Б.

Научный руководитель:

д.э.н., профессор Костюнина Г.М.







Москва-2007


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ. 6

1.1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике. 6

1.2. Правовая база СЭЗ в Китае. 18

1.3. Современная классификация СЭЗ в Китае. 28


ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КИТАЯ   35

2.1. Внешнеэкономические связи Китая и место СЭЗ. 35

2.2. Позитивные факторы СЭЗ для китайской экономики. 49

2.3. Негативные факторы СЭЗ для китайской экономики. 53


ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЙСКОГО ОПЫТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ. 60

3.1. Современное состояние СЭЗ России. 60

3.2. Типы российских СЭЗ. 66

3.3.Основные проблемы российских СЭЗ. 84

3.4. Перспективы функционирования российских СЭЗ. 88

3.5. Возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России. 92


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 106

Приложение. 109


ВВЕДЕНИЕ


В   начале  XXI  века   в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение    внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В 80-е гг. Китай, который до этого периода долгое время проводил политику замкнутости в области внешних экономических связей, вступил на путь экономических реформ. Этот путь Китаем был пройден в несколько этапов. Неотъемлемой частью реформ в Китае являлась разработка стратегии развития внешних экономических отношений и вхождение КНР в мировую экономику. Развитие этого процесса было продиктовано необходимостью использовать возможности китайской экономики и ее научно-технических связей с зарубежными странами для всесторонней перестройки экономики, интенсификации производства, совершенствования общественно производственных отношений в Китае.

Участие Китая в международном разделении труда уже в течение двадцати с лишним лет дало положительные результаты. За этот период (1980-2006 г.) Китай совершил грандиозный экономический рывок. Более того, Китай стал лидером  в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (ATP). К началу нового столетия Китай успешно развивал торговые отношения с 192 странами мира. Экономические успехи современного Китая доказывают эффективность избранной им модели социально-экономического развития. Международные экономические отношения могут развиваться в различных формах, но в Китае они наиболее четко проявились в форме свободных экономических зон (СЭЗ). Именно в форме СЭЗ стала реализовываться открытая экономическая политика в Китае. Поэтому, в данной работе основное внимание уделено рассмотрению СЭЗ, их понятию, классификации, функционированию и перспективам их развития. СЭЗ в Китае — это не только нововведение и эксперимент, но и возможно одна из лучших действующих экономических моделей реформирования национальной экономики. СЭЗ — это доказательство того, что в одном государстве, могут ужиться и существовать два различных строя. Для изучения СЭЗ необходимо учитывать теоретическую основу их создания и результаты их деятельности, практические возможности их расширения и перспективы усиления их деятельности СЭЗ.

До сего времени теоретические основы еще до конца не разработаны, но достаточно хорошо изучена будущая роль свободных экономических зон в Китае. И касаясь практических результатов их деятельности, можно отметить как позитивные, так и негативные стороны в развитии СЭЗ. Это проявляется в решении некоторых правовых, экономических и даже политических проблем, в условиях реформирования экономики КНР.

Известно, что Китай является стратегическим партнером России, поэтому возникает прикладной аспект анализа, а именно — возможность изучения   Китая как  партнера  по  широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству  с  Россией  и  выявления  наиболее перспективных направлений и форм экономического сотрудничества.

В России также имеются свободные экономические зоны, и поэтому опыт развития СЭЗ в Китае имеет определенный интерес для России. Для каждой конкретной зоны необходима своя разработанная концепция развития, которая бы соответствовала географическому расположению, природным, трудовым, научным, финансовым и прочим ресурсам данной страны.

Анализ функционирования СЭЗ в Китае показывает, что свободные экономические зоны могут стать основой для реализации поставленных задач экономической реформы, проводимой в государстве. СЭЗ — это прямая дорога к осуществлению экономических реформ и включению страны в международное экономическое сотрудничество.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности формирования и функционирования СЭЗ Китая на основе открытости внешнему миру, а также представить модели использования страной    внешнего    фактора    —    международного    экономического сотрудничества.  В  соответствии с данной  целью  в данной работе решаются следующие приоритетные задачи:

·        рассмотрение стратегического курса открытой экономической политики Китая на основе новой модели — СЭЗ;

·        анализ итогов и особенностей успешного функционирования и развития СЭЗ в Китае;

·        исследование    эволюции    и     эффективности    использования иностранных инвестиций;

·        выявление   роли    и    значения    СЭЗ    в   ускорении   развития национального хозяйства;

·        характеристика российской практики формирования и функционирования СЭЗ;

·        оценка    возможностей    использования    китайского    опыта   в развитии СЭЗ для России.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ.

1.1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике.


В экономической литературе понятие «свободной экономической зоны» (СЭЗ) зачастую используется для характеристики территорий, совершенно разных по своему статусу и целям, которым они служат. В наиболее традиционном смысле под СЭЗ подразумевается часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. В настоящее время под СЭЗ понимают, прежде всего особые территории, которые предназначены служить местом прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги, в которых устанавливается особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

При более детальном рассмотрении понятия СЭЗ можно увидеть в нем органическое единство трех подсистем: экономической (в широком понимании: производство, обмен, распределение и потребление), природно-географической (территория со всем комплексом природно-климатических условий и ресурсов, особенностями географического положения) и социальной (население и весь комплекс социальной инфраструктуры).

В этой связи создание и функционирование свободных экономических зон предполагает наличие целого ряда взаимоувязанных хозяйственных   сфер,  главные  из   которых:   производственная   сфера, включающая строительные организации и стройиндустрию; промышленно-коммунальная сфера, в состав которой входят вспомогательные и обеспечивающие предприятия и организации, необходимые как для производства, так и для населения; социальная сфера, включающая жилые объекты и объекты социально-культурного и бытового назначения. Только вместе эти звенья, при определяющем положении производства составляют тот социально-экономический механизм, который представляет собой свободная экономическая зона.

Главная задача, стоящая перед свободными экономическими зонами, заключается в привлечении инвестиций и технологий из-за рубежа, содействии научно-техническому прогрессу и экономическому развитию. Зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, научно-технических, социальных и региональных проблем, конкретных приоритетных экономических задач, реализации стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и мало связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами.

Для мирового сообщества в начале XXI столетия, еще больше, чем раньше характерно усиление экономической взаимозависимости. Экономическая конкуренция на мировых рынках товаров и капиталов на современном этапе все более и более заставляет промышленные компании искать пути и формы приспособления к быстро меняющейся конъюнктуре мирового рынка. Одним из них выступает интернационализация производства, которая главным образом принимает формы прямых инвестиций, совместного предпринимательства и др.

Включение в интеграционные процессы мировой экономики является одним из важнейших условий повышения эффективности национального       общественного       производства,       особенно       для развивающихся стран. Последние стремятся получить в свое распоряжение научно-технические достижения, технологические знания и опыт более развитых стран в целях ускорения процесса прогрессивных преобразований в своей экономике, сокращения экономического отставания от передового мирового уровня. Мировая практика знает немало ярких примеров, когда участие в международном обмене научными разработками, товарами и услугами приводило к успешным результатам.

Их опыт свидетельствует также, что роль внешних условий воспроизводства в отдельных странах возрастает по мере прогресса национальной науки и техники, интенсификации экономического развития, достижения большей зрелости общественных отношений и более высокого уровня развития производительных сил. Воздействие внешнего фактора на перестройку национальных хозяйственных структур во многом зависит и от прилагаемых в этом же направлении собственных усилий, увязки последних с национальной политикой в области привлечения из-за рубежа передовых технических и технологических решений, от того, в какой степени эта политика соответствует общемировым прогрессивным тенденциям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты