Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЙСКОГО ОПЫТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ.

3.1. Современное состояние СЭЗ России.


Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 1990-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизаци­ей. Идея СЭЗ стала инструментом в борьбе за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 ре­гионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую ав­тономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории России) с населением 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокуп­ные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.

Помимо огромных размеров, процесс создания СЭЗ характеризо­вался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раз­дачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к су­веренитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования. Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», включавшего главу о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техноло­гии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иност­ранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изме­нилось в связи с преобразованием экономики и либерализацией хо­зяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внеш­неэкономическую деятельность, не предусматривали особого режима хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-нало­говые службы посчитали их утратившими силу.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывающуюся ситуацию как отход российского правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

Тем не менее в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микро-зон, главным образом, свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического поло­жения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась ат­мосфера неопределенности, а точнее, перспектива сокращения до не­больших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, гак как решение создавать свободные таможенные и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

Для поддержания государственной линии на формирование пре­имущественно двух видов локальных зон российское правительство в 1993—1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестицион­ного климата для иностранных и отечественных предприятий, дей­ствующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвес­тициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спе­циального налога на импортированное технологическое оборудова­ние; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превыше­ние расходов на оплату труда и др.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 1990-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизи­ровалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодатель-

ных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов со­здания локальных функциональных зон. Первой по такому пути по­шла администрация СЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также пользуясь предоставленным на эти цели бюджетным кре­дитом, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки дей­ствовали правительство Московской области, мэрия Санкт-Петербур­га, администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. было принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получали льготы с целью акти­визации инвестиционных проектов и повышения экономической эф­фективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузового комплекса города.

Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так, администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государственной Думой Федерального зако­на «Об особой экономической зоне в Калининградской области», воз­вращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1995 г. была создана свободная экономическая зона «Кабардино-Балкария», в 1996 г. — международный бизнес-центр «Ингушетия», который явил­ся попыткой создания классической офшорной зоны.

Фактически к началу 2003 г. в России было создано 23 СЭЗ феде­рального значения, в том числе на основе федеральных законов зоны действовали на трех территориях — в Калининградской и Магадан­ской областях и Ингушетии. Перечень СЭЗ федерального значения, созданных на территории Российской Федерации в 1990—2000 гг., представлен в табл. 3

Таблица 3. Перечень СЭЗ федерального значения, созданных на территории РФ в 1990—2002 гг.

СЭЗ

Год

создания

Нормативный акт

1

2

3

СЭЗ «Находка» в Приморском крае

1990

Резолюция ВС РСФСР

СЭЗ «Технополис Зеленоград» СЭЗ в Калининградской области



Постановления ВС РСФСР

СЭЗ «Даурия» в Читинской области

Свободная предпринимательская зона в Санкт-Петербурге

Свободная предпринимательская зона в Выборге

1991

Указы Председателя Президиума ВС РСФСР

СЭЗ в Алтайском крае СЭЗ «Ева» в Еврейской АО СЭЗ «Садко» в Новгородской области СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области



СЭЗ «Сахалин»



Постановление Пре­зидиума ВС РСФСР

Экологическая и экономическая зона «Горный Алтай»



Постановление Сове­та Министров РСФСР

Зона свободной торговли «Шереметьево»

1992

Указы Президента РФ

Свободные таможенные зоны «Москов­ский франко-порт» и «Франко-порт Терминал»

1993



Специальная экономическая зона в гра­ницах заповедного экологического рай­она минеральных источников РФ — Кавказских минеральных вод

1994

Постановление Прави­тельства РФ

СЭЗ «Кабардино-Балкария»

1995

Указ Президента РФ

Свободная таможенная зона на терри­тории, прилегающей к аэропорту «Ульяновск- Восточный»

1996

Постановление Прави­тельства РФ

Международный бизнес-центр «Ингушетия»

Особая экономическая зона в Калинин­градской области

1996

Федеральный закон

СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобиль­ного завода

Регион интенсивного экономического развития «Осетия»



Постановления Прави­тельства РФ

СЭЗ в Республике Хакасия



Указ Президента РФ

Особая экономическая зона в Магадан­ской области

1999

Федеральный закон

Источник: Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой  опыт   и российские перспективы.  - Вопросы экономики, 2004, N 12, с.126-140.

 

Многие свободные экономические зоны — в Бурятии, Республи­ке Тыва, Ингушетии, Угличе и Новгородской области — на практике были лишь внутренними оффшорами: предприятия только регистри­ровались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осу­ществляли за ее пределами. С вступлением в действие второй части Налогового кодекса они потеряли львиную долю своих льгот и прак­тически прекратили свою деятельность.

Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стра­не заключалась в том, что на протяжении 1990-х гг. и в начале теку­щего десятилетия она не имела четкой стратегической направленно­сти, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основопола­гающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факто­ров — намерений администраций отдельных регионов, пожеланий ино­странных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стра­не политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ созда­вались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, прини­маемых по отдельным СЭЗ.

В документах о создании СЭЗ указаны цели создания этих хозяй­ственно-территориальных объединений, которые, как правило, вклю­чают развитие экспортного потенциала, увеличение поступлений в Рос­сию валютной выручки от экспорта товаров, активизацию экономи­ческого и социального развития России и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новой техники и технологий, использование передовых методов управления. Тем не менее курс на организацию локальных свободных экономичес­ких зон, как правило, не подкреплялся механизмом его реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты