ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЙСКОГО ОПЫТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ.
3.1. Современное состояние СЭЗ России.
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 1990-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом в борьбе за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории России) с населением 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.
Помимо огромных размеров, процесс создания СЭЗ характеризовался отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования. Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», включавшего главу о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.
В 1992 г. отношение к созданию СЭЗ в России значительно изменилось в связи с преобразованием экономики и либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особого режима хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывающуюся ситуацию как отход российского правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.
Тем не менее в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микро-зон, главным образом, свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сокращения до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, гак как решение создавать свободные таможенные и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.
Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское правительство в 1993—1995 гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и др.
Принятые меры способствовали тому, что с середины 1990-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизировалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодатель-
ных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла администрация СЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также пользуясь предоставленным на эти цели бюджетным кредитом, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995 г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали правительство Московской области, мэрия Санкт-Петербурга, администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.
В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. было принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получали льготы с целью активизации инвестиционных проектов и повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузового комплекса города.
Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так, администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 г. Государственной Думой Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1995 г. была создана свободная экономическая зона «Кабардино-Балкария», в 1996 г. — международный бизнес-центр «Ингушетия», который явился попыткой создания классической офшорной зоны.
Фактически к началу 2003 г. в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, в том числе на основе федеральных законов зоны действовали на трех территориях — в Калининградской и Магаданской областях и Ингушетии. Перечень СЭЗ федерального значения, созданных на территории Российской Федерации в 1990—2000 гг., представлен в табл. 3
Таблица 3. Перечень СЭЗ федерального значения, созданных на территории РФ в 1990—2002 гг.
СЭЗ |
Год создания |
Нормативный акт |
1 |
2 |
3 |
СЭЗ «Находка» в Приморском крае |
1990 |
Резолюция ВС РСФСР |
СЭЗ «Технополис Зеленоград» СЭЗ в Калининградской области |
|
Постановления ВС РСФСР |
СЭЗ «Даурия» в Читинской области Свободная предпринимательская зона в Санкт-Петербурге Свободная предпринимательская зона в Выборге |
1991 |
Указы Председателя Президиума ВС РСФСР |
СЭЗ в Алтайском крае СЭЗ «Ева» в Еврейской АО СЭЗ «Садко» в Новгородской области СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области |
|
|
СЭЗ «Сахалин» |
|
Постановление Президиума ВС РСФСР |
Экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» |
|
Постановление Совета Министров РСФСР |
Зона свободной торговли «Шереметьево» |
1992 |
Указы Президента РФ |
Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» |
1993 |
|
Специальная экономическая зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ — Кавказских минеральных вод |
1994 |
Постановление Правительства РФ |
СЭЗ «Кабардино-Балкария» |
1995 |
Указ Президента РФ |
Свободная таможенная зона на территории, прилегающей к аэропорту «Ульяновск- Восточный» |
1996 |
Постановление Правительства РФ |
Международный бизнес-центр «Ингушетия» Особая экономическая зона в Калининградской области |
1996 |
Федеральный закон |
СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного завода Регион интенсивного экономического развития «Осетия» |
|
Постановления Правительства РФ |
СЭЗ в Республике Хакасия |
|
Указ Президента РФ |
Особая экономическая зона в Магаданской области |
1999 |
Федеральный закон |
Источник: Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, N 12, с.126-140.
Многие свободные экономические зоны — в Бурятии, Республике Тыва, Ингушетии, Угличе и Новгородской области — на практике были лишь внутренними оффшорами: предприятия только регистрировались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за ее пределами. С вступлением в действие второй части Налогового кодекса они потеряли львиную долю своих льгот и практически прекратили свою деятельность.
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключалась в том, что на протяжении 1990-х гг. и в начале текущего десятилетия она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов — намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным СЭЗ.
В документах о создании СЭЗ указаны цели создания этих хозяйственно-территориальных объединений, которые, как правило, включают развитие экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта товаров, активизацию экономического и социального развития России и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новой техники и технологий, использование передовых методов управления. Тем не менее курс на организацию локальных свободных экономических зон, как правило, не подкреплялся механизмом его реализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16