Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Другое стратегически оправданное направление — реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в миро­вую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зару­бежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особо­го выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская облас­ти, Алтайский край) могут быть преобразованы в ряд крупных кон­цессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных кон­трактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой разде­ла продукции, что способствовало бы притоку иностранного капита­ла в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

В то же время для экономически отсталых районов, особенно в городах и пригородах, представляются актуальными и перспективны­ми предпринимательские зоны, подобные аналогичным зонам, дей­ствующим в США, Великобритании и Франции.

Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в на­шей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Решения о создании СЭЗ требуют селективного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений феде­ральных и местных властей. СЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономи­кой, но в ряду других инструментов экономического регулирования могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого включения Рос­сии в мировую экономику.


3.5. Возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России.


Создание СЭЗ, как одной из частей китайской экономической реформы, уже привело к выдающемуся достижению: на протяжении 20 лет экономика Китая развивается устойчиво интенсивными темпами. Россия является традиционным дружеским соседом Китая, имеет подобный исторический фон развития экономики, общий интерес в сфере обеспечения безопасности. Отношения между странами отличаются высокой степенью взаимодополняемости в экономике. С 1996 г. в отношениях двух стран наметилось направление «стратегическое партнерство на пороге XXI века», что привело к созданию благоприятных условий для экономического и торгового сотрудничества между КНР и РФ.

Наиболее привлекательной формой торгового сотрудничества являются совместные международные свободные экономические зоны со льготным режимом деятельности предприятий и организаций на китайско-российской границе. Примерами такого сотрудничества могут служить: Туманганский проект, который осуществляется под эгидой программы развития ООН; проект создания зоны приграничной торговли городов Манчжурия и Забайкальск; проект создания совместной СЭЗ Хэйхэ-Благовешенск. В этих регионах уже складывается финансовая инфраструктура будущих совместных СЭЗ. Создание китайско-российских СЭЗ будет способствовать не только стабильному и здоровому развитию взаимных торгово-экономических отношений в данном регионе, но и развитию и процветанию экономик обеих стран в целом.

Чтобы добиться вышеуказанной цели, сначала необходимо обсудить   некоторые   очевидные   факторы   успеха   китайских   СЭЗ   и возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России. Среди этих факторов выделяются следующие:


I. Нормализация макрорегулирования.

В связи с разными процессами и последствиями политического и экономического перехода Китая и России к новой системе хозяйствования, сформировались разные результаты СЭЗ двух стран.

Уже длительное время в Китае политическая ситуация исключительно стабильна. У центра власти есть достаточные полномочия, которые эффективно согласуют разделение прав и интересов между СЭЗ и правительством. В общем создается проект и направление по развитию каждой СЭЗ, тем самым постепенно подтягивается развитие окружающих регионов и всей страны. В России до сих пор макрорегулирование находится в беспорядочном состоянии. Среди всех федеральных законов нет четких разъяснений, касающихся правового статуса СЭЗ, а местные законы также слабо освещают этот вопрос. Короче говоря, не создана нужная обстановка для развития СЭЗ. Поэтому, в первую очередь правительству России необходимо подготовить специальный закон для СЭЗ, способствующий их распространению по всей стране. Только на базе четкого закона можно составить общий национальный план развития СЭЗ . С одной стороны, правительство может смело передать полное право на самоуправление регионам, чтобы они могли составить стратегию развития экономики, соответствующую местным географическим, природным условиям. С другой стороны, правительству нужно приложить усилия, чтобы избавиться от ряда проблем, например, таких, как неравномерное экономическое развитие регионов.


II. Улучшение инвестиционной обстановки.

Успехи китайских СЭЗ в большей степени зависят от благоприятной инвестиционной обстановки в стране. Для решения нынешних проблем в процессе развития российских СЭЗ на основе опыта Китая предлагается принять к сведению следующие факторы:

1.   В России неустойчивая экономическая ситуация; долгое время существуют   проблемы    инфляции,   долгов   и   нестабильность национальной валюты.

2.   Общественная безопасность недостаточно гарантирована государственными органами..

3.   Внешнеэкономическая    политика,    законы    и    постановления постоянно изменяются.  В 1991г. впервые был опубликован Закон Об    иностранных    инвестициях.     После     этого     были    еще опубликованы   постановления,   указы   президента   и   местные законы, однако не удалось эффективно их осуществить, так как, они часто изменялись. Для иностранных инвесторов существуют слишком высокие и различные расходы, статьи налогообложения. Они почти не пользуются льготами.

4. Неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций:

·        Во     многих     регионах     отсутствует     соответствующая инфраструктура (например, транспорт, информационная связь и жилищные условия).

·        Нехватка  организаций,   которые   защищают   интересы   и безопасность   иностранных   инвесторов   (например,   фирма охраны,   страховая   компания   и   специальные   банки   для иностранных бизнесменов).

·        Не высокая эффективность работы многих государственных учреждений, обслуживающих иностранных инвесторов.

Вышеизложенные четыре фактора способствуют созданию благоприятной инвестиционной обстановки:   первые два из них относятся к макрокатегории для их решения требуется время. В новом 21 веке с помощью нового руководящего ядра в России будет создана стабильная политическая ситуация и обеспечена тенденция устойчивого экономического развития;  два других относятся  к  микрокатегории-  наиболее  важными моментами   являются   совершенствование   политики   и   законы   о привлечении   иностранных   инвестиций   и   о   СЭЗ.   Во-первых, необходимо давать достаточные льготы путем уменьшения налога и разных    расходов    для    иностранных    инвесторов.    Во-вторых, необходимо   поддерживать  стабильность  законов   и  политики,   а также  заслужить доверие  инвесторов,  иначе  для  них  не  будет вкладывать     свои     капиталы.     Для     создания     благоприятной инвестиционной   обстановки   в   СЭЗ,   местные   власти   обязаны приступить к созданию улучшенной инфраструктуры.   Кроме того, не  менее  важно создать  соответствующие  органы,   которые  бы обеспечивали безопасность личности и собственности инвесторов. Необходимо       повышать       производственную       эффективность, упростить лишние и многословные формальности. Правительство должно   оказывать   СЭЗ   сильную   политическую   и   финансовую поддержку.

Особенность создания китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть система «точка — линия — поверхность». Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем СЭЗ стали создаваться в центральных районах Китая. И, наконец, в последнюю очередь начался процесс «большого освоения запада Китая». Все это только первый этап экономических реформ, называемый «наклоном региональной политики». В конце XX века началось развитие второго этапа — «наклон промышленной структуры». Например, переход с экспорта природных ресурсов на экспорт готовой продукции, с трудоемких отраслей промышленности на наукоемкие отрасли промышленности по освоению и эксплуатации высоких новейших технологий.

В России пока понятие СЭЗ не четкое, не выражает преимуществ и роли СЭЗ как «окна» в мировую экономику. Российскому правительству целесообразно определить цели и назначения создания каждой СЭЗ, определить их современную специализацию: зона освоения легкой промышленности, зона экспорта и переработки природных ресурсов, зона свободной торговли и т.д.

Выбор размещения СЭЗ целесообразно первоначально ограничить небольшим числом регионов с последующим расширением сфер и масштабов их деятельности в целях ускорения темпов развития всей национальной экономики.

Вышеизложенное является своего рода рекомендацией по использованию положительных сторон китайского опыта. Практическое осуществление создания СЭЗ, несомненно, будет приводить к возникновению новых проблем и сложностей, в решении которых могло бы пригодиться налаживание систематического обмена опытом между российскими и китайскими экономистами.

Для России, чтобы составить долгосрочную стратегию по развитию СЭЗ, необходимо:

·        сделать СЭЗ важной ведущей силой в процессе перехода экономической системы России к стадии зрелой рыночной экономики, для этого потребуется изменить экономические и политических влияния бывшей центрально-административной системы;

·        сделать СЭЗ важным каналом для усиления открытости внешнему миру; в)  сделать СЭЗ важным каналом для привлечения иностранных капиталов, передовых технологий и современного менеджмента;

·        сделать  СЭЗ  важным  каналом  для укрепления  комплексной государственной мощи России, при чем начать этот процесс желательно с Дальнего Востока, а потом распространить его на всю страну, тем самым совершить равномерное развитие экономики России;

·        с помощью СЭЗ полностью выявить преимущества России в природных ресурсах, сделать СЭЗ каналом восполнения недостатков России в бытовой технике и легкой промышленности;

·        сделать    СЭЗ    базой    эксперимента    по    составлению    и совершенствованию    законов    и    правил    по    внешнеэкономической деятельности, сохранению стабильности и преемственности в проведении внешнеэкономической политики;

·        на базе СЭЗ усилить политическое и экономическое сотрудничество с соседними странами, развивать взаимовыгодные отношения.






Выводы по третьей главе.

В результате проведенного анализа проблем, касающихся полезности китайского опыта для использования его в ходе создания СЭЗ в России, можно сделать следующие выводы:

1. Современное состояние СЭЗ в России свидетельствует о том, что в стране более или менее успешно функционируют всего лишь три СЭЗ из пятнадцати.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты