Другое стратегически оправданное направление — реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.
В то же время для экономически отсталых районов, особенно в городах и пригородах, представляются актуальными и перспективными предпринимательские зоны, подобные аналогичным зонам, действующим в США, Великобритании и Франции.
Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Решения о создании СЭЗ требуют селективного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных и местных властей. СЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но в ряду других инструментов экономического регулирования могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого включения России в мировую экономику.
3.5. Возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России.
Создание СЭЗ, как одной из частей китайской экономической реформы, уже привело к выдающемуся достижению: на протяжении 20 лет экономика Китая развивается устойчиво интенсивными темпами. Россия является традиционным дружеским соседом Китая, имеет подобный исторический фон развития экономики, общий интерес в сфере обеспечения безопасности. Отношения между странами отличаются высокой степенью взаимодополняемости в экономике. С 1996 г. в отношениях двух стран наметилось направление «стратегическое партнерство на пороге XXI века», что привело к созданию благоприятных условий для экономического и торгового сотрудничества между КНР и РФ.
Наиболее привлекательной формой торгового сотрудничества являются совместные международные свободные экономические зоны со льготным режимом деятельности предприятий и организаций на китайско-российской границе. Примерами такого сотрудничества могут служить: Туманганский проект, который осуществляется под эгидой программы развития ООН; проект создания зоны приграничной торговли городов Манчжурия и Забайкальск; проект создания совместной СЭЗ Хэйхэ-Благовешенск. В этих регионах уже складывается финансовая инфраструктура будущих совместных СЭЗ. Создание китайско-российских СЭЗ будет способствовать не только стабильному и здоровому развитию взаимных торгово-экономических отношений в данном регионе, но и развитию и процветанию экономик обеих стран в целом.
Чтобы добиться вышеуказанной цели, сначала необходимо обсудить некоторые очевидные факторы успеха китайских СЭЗ и возможность использования китайского опыта для развития СЭЗ России. Среди этих факторов выделяются следующие:
I. Нормализация макрорегулирования.
В связи с разными процессами и последствиями политического и экономического перехода Китая и России к новой системе хозяйствования, сформировались разные результаты СЭЗ двух стран.
Уже длительное время в Китае политическая ситуация исключительно стабильна. У центра власти есть достаточные полномочия, которые эффективно согласуют разделение прав и интересов между СЭЗ и правительством. В общем создается проект и направление по развитию каждой СЭЗ, тем самым постепенно подтягивается развитие окружающих регионов и всей страны. В России до сих пор макрорегулирование находится в беспорядочном состоянии. Среди всех федеральных законов нет четких разъяснений, касающихся правового статуса СЭЗ, а местные законы также слабо освещают этот вопрос. Короче говоря, не создана нужная обстановка для развития СЭЗ. Поэтому, в первую очередь правительству России необходимо подготовить специальный закон для СЭЗ, способствующий их распространению по всей стране. Только на базе четкого закона можно составить общий национальный план развития СЭЗ . С одной стороны, правительство может смело передать полное право на самоуправление регионам, чтобы они могли составить стратегию развития экономики, соответствующую местным географическим, природным условиям. С другой стороны, правительству нужно приложить усилия, чтобы избавиться от ряда проблем, например, таких, как неравномерное экономическое развитие регионов.
II. Улучшение инвестиционной обстановки.
Успехи китайских СЭЗ в большей степени зависят от благоприятной инвестиционной обстановки в стране. Для решения нынешних проблем в процессе развития российских СЭЗ на основе опыта Китая предлагается принять к сведению следующие факторы:
1. В России неустойчивая экономическая ситуация; долгое время существуют проблемы инфляции, долгов и нестабильность национальной валюты.
2. Общественная безопасность недостаточно гарантирована государственными органами..
3. Внешнеэкономическая политика, законы и постановления постоянно изменяются. В 1991г. впервые был опубликован Закон Об иностранных инвестициях. После этого были еще опубликованы постановления, указы президента и местные законы, однако не удалось эффективно их осуществить, так как, они часто изменялись. Для иностранных инвесторов существуют слишком высокие и различные расходы, статьи налогообложения. Они почти не пользуются льготами.
4. Неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций:
· Во многих регионах отсутствует соответствующая инфраструктура (например, транспорт, информационная связь и жилищные условия).
· Нехватка организаций, которые защищают интересы и безопасность иностранных инвесторов (например, фирма охраны, страховая компания и специальные банки для иностранных бизнесменов).
· Не высокая эффективность работы многих государственных учреждений, обслуживающих иностранных инвесторов.
Вышеизложенные четыре фактора способствуют созданию благоприятной инвестиционной обстановки: первые два из них относятся к макрокатегории для их решения требуется время. В новом 21 веке с помощью нового руководящего ядра в России будет создана стабильная политическая ситуация и обеспечена тенденция устойчивого экономического развития; два других относятся к микрокатегории- наиболее важными моментами являются совершенствование политики и законы о привлечении иностранных инвестиций и о СЭЗ. Во-первых, необходимо давать достаточные льготы путем уменьшения налога и разных расходов для иностранных инвесторов. Во-вторых, необходимо поддерживать стабильность законов и политики, а также заслужить доверие инвесторов, иначе для них не будет вкладывать свои капиталы. Для создания благоприятной инвестиционной обстановки в СЭЗ, местные власти обязаны приступить к созданию улучшенной инфраструктуры. Кроме того, не менее важно создать соответствующие органы, которые бы обеспечивали безопасность личности и собственности инвесторов. Необходимо повышать производственную эффективность, упростить лишние и многословные формальности. Правительство должно оказывать СЭЗ сильную политическую и финансовую поддержку.
Особенность создания китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть система «точка — линия — поверхность». Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем СЭЗ стали создаваться в центральных районах Китая. И, наконец, в последнюю очередь начался процесс «большого освоения запада Китая». Все это только первый этап экономических реформ, называемый «наклоном региональной политики». В конце XX века началось развитие второго этапа — «наклон промышленной структуры». Например, переход с экспорта природных ресурсов на экспорт готовой продукции, с трудоемких отраслей промышленности на наукоемкие отрасли промышленности по освоению и эксплуатации высоких новейших технологий.
В России пока понятие СЭЗ не четкое, не выражает преимуществ и роли СЭЗ как «окна» в мировую экономику. Российскому правительству целесообразно определить цели и назначения создания каждой СЭЗ, определить их современную специализацию: зона освоения легкой промышленности, зона экспорта и переработки природных ресурсов, зона свободной торговли и т.д.
Выбор размещения СЭЗ целесообразно первоначально ограничить небольшим числом регионов с последующим расширением сфер и масштабов их деятельности в целях ускорения темпов развития всей национальной экономики.
Вышеизложенное является своего рода рекомендацией по использованию положительных сторон китайского опыта. Практическое осуществление создания СЭЗ, несомненно, будет приводить к возникновению новых проблем и сложностей, в решении которых могло бы пригодиться налаживание систематического обмена опытом между российскими и китайскими экономистами.
Для России, чтобы составить долгосрочную стратегию по развитию СЭЗ, необходимо:
· сделать СЭЗ важной ведущей силой в процессе перехода экономической системы России к стадии зрелой рыночной экономики, для этого потребуется изменить экономические и политических влияния бывшей центрально-административной системы;
· сделать СЭЗ важным каналом для усиления открытости внешнему миру; в) сделать СЭЗ важным каналом для привлечения иностранных капиталов, передовых технологий и современного менеджмента;
· сделать СЭЗ важным каналом для укрепления комплексной государственной мощи России, при чем начать этот процесс желательно с Дальнего Востока, а потом распространить его на всю страну, тем самым совершить равномерное развитие экономики России;
· с помощью СЭЗ полностью выявить преимущества России в природных ресурсах, сделать СЭЗ каналом восполнения недостатков России в бытовой технике и легкой промышленности;
· сделать СЭЗ базой эксперимента по составлению и совершенствованию законов и правил по внешнеэкономической деятельности, сохранению стабильности и преемственности в проведении внешнеэкономической политики;
· на базе СЭЗ усилить политическое и экономическое сотрудничество с соседними странами, развивать взаимовыгодные отношения.
Выводы по третьей главе.
В результате проведенного анализа проблем, касающихся полезности китайского опыта для использования его в ходе создания СЭЗ в России, можно сделать следующие выводы:
1. Современное состояние СЭЗ в России свидетельствует о том, что в стране более или менее успешно функционируют всего лишь три СЭЗ из пятнадцати.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16