Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Источник: Федоров  В.   "Находка"  может  оказаться   для    кого-то    настоящей   находкой.  -  Рынок  ЦБ, 1996, N 4, с.25.


Несмотря на широкие полномочия ОЭЗ в таможенной и налого­вой сферах, достигнутые социально-экономические показатели не позволяют говорить о каком-либо масштабном воздействии зоны на функционирование экономики и социальной сферы в Магаданской области. По отдельным показателям область превышает среднерос­сийский уровень, однако по ряду других имеется отставание. Так, в области происходит сокращение физического объема инвестиций в основной капитал, снижение внешнеторгового оборота, темпы роста валового регионального продукта ниже, чем по России в целом[27].

Тем не менее действие особого правового режима позволило к 2002 г. увеличить рост инвестиций в основной капитал, насытить по­требительский рынок промышленными и продовольственными това­рами, сдержать рост цен на основные продукты питания и промыш­ленные товары, увеличить грузооборот предприятий транспорта. Это отразилось на росте реальных денежных доходов населения Магадан­ской области, которые в 2002 г. превысили темпы роста аналогичного показателя РФ. Кроме того, в области повысился валовой региональ­ный продукт на душу населения, который стабильно превышает ана­логичный показатель по РФ.

Оценивая эффект от введения особого экономического режима в границах Магаданской области, в целом можно констатировать дос­тижение некоторых позитивных результатов. Однако преждевремен­но утверждать о наличии эффективного механизма функционирова­ния ОЭЗ, поскольку основные макроэкономические показатели раз­вития территории не соответствуют в полной мере существующим возможностям.

Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наибо­лее широко представлены технологические парки (технопарки). В на­стоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инкубатора ин­новационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Техно­парк». Наиболее успешно функционируют «Зеленоград» и «Дубна».

В первой половине 1990-х гг. большинство технопарков было со­здано по решениям местных органов власти. В последние годы этому вопросу стало уделяться внимание и со стороны федеральных влас­тей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности, науки и техноло­гий РФ, Министерство образования РФ совместно с государственны­ми фондами технологического развития и содействия развитию ма­лых предприятий в научно-технической сфере приняли программу «Активизация инновационной деятельности в России».

Одним их важных направлений деятельности программы стали создание и поддержка инновационных технологических центров, спо­собных выполнять функции опорных точек роста инновационной инфраструктуры. В 1997 г. в соответствии с этой программой было создано семь инновационных технологических центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Однако, несмотря на расширяющееся число создаваемых технопарков в Рос­сии, они не выполняют поставленных перед ними задач. Эффективное функционирование технопарков сдерживается отсутствием финансо­вой поддержки со стороны государства; федерального закона о техно­парках; долгосрочной технологической политики, призванной разра­ботать основные направления развития отечественной науки и техно­логии, а также определить место технологических парков как инстру­мента интеграции науки и производства в российской экономике.

Принимая во внимание важность и актуальность данной пробле­мы, Правительство РФ в 2005 г. разработало законопроект «Об особых экономических зонах», основные положения которого были оглашены во время визита Президента РФ В.В. Путина в Новосибирск 12 января 2005 г. Согласно законопроекту один из видов СЭЗ, которые будут создаваться в России, — технико-внедренческие зоны. Первоначаль­но планируется создать пять подобных зон: в подмосковных Дубне и Черноголовке, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новго­роде. Организация каждой из них потребует около трех лет и финан­сирования в размере 100— 150 млн долл. Впоследствии подобная прак­тика может быть распространена и на другие территории, а общее количество зон достигнет десяти.

В 1990-е гг. в России стали возникать такие сервисные зоны, как банковские офшорные центры и эколого-экономические зоны. Осо­бенно активно Россия стала подключаться к международному офшор­ному бизнесу. В 1994 г. офшорная зона была создана в Калмыкии, затем ее примеру последовала Ингушетия, где была создана зона эко­номического благоприятствования. В 1997 г. был организован офшор­ный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже офшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. На сегодня законода­тельные акты, позволяющие при желании объявить регионы и области офшорными зонами, приняты в Ульяновской области, республиках Саха, Бурятия, Татария, Башкирия, г. Курск и даже в Подмосковье.

Наибольшую активность в настоящее время проявляет «налого­вый оазис» в Калмыкии. Благоприятный налоговый режим в Калмы­кии для предприятий, зарегистрированных в этой зоне, был введен в 1994 г., когда в республике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 2%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории пла­тельщиков» освобождает компании-нерезиденты от уплаты:

·        налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и мест­ные бюджеты;

·        сборов на нужды образовательных учреждений;

·        налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

·        налога на владельцев транспортных средств;

·        налога на приобретение транспортных средств.

Кроме того, органы исполнительной власти Калмыкии имеют право освобождать организации, пользующиеся налоговыми льготами в со­ответствии с Законом, от уплаты местных налогов и сборов.

Компании, желающие получить право на льготы, должны еже­квартально платить суммы, эквивалентные 1250 евро по курсу Цент­рального банка РФ на день оплаты. Число российских фирм, регист­рируемых в офшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 г. - уже более 5000.

Несмотря на впечатляющий рост компаний, зарегистрированных в зоне, ее деятельность вызывает серьезные нарекания у Министер­ства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, которые считают, что офшорная[28] зона в Калмыкии зачастую является местом отмывания «грязных денег» и сферой деятельности теневого бизнеса.

Новым явлением в российской практике создания функциональ­ных зон стали туристско-рекреационные и эколого-экономические зоны. Эти зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения и др.

В России первой эколого-экономической зоной мог стать эколого-экономический регион «Алтай», созданный в 1991 г. в целях фор­мирования экспериментальной модели устойчивого развития в рам­ках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В эколого-экономическом регионе «Алтай» была введена система ог­раничения режимов природопользования и хозяйствования, установ­лены экологические нормы и стандарты, отвечающие международ­ным требованиям, действовала эффективная система налоговых льгот. Однако практика зоны «Алтай» показала, что отсутствие необходи­мых финансовых средств создает значительные трудности для нор­мального функционирования и выполнения поставленных задач.

В 2002 г. эколого-экономический регион «Алтай» завершил функ­ционирование. В июне 2002 г. Эл Курултай Республики Алтай принял Закон (вступил в силу в январе 2003 г.) о признании утратившими силу законов Республики Алтай, регулирующих деятельность ЭЭР «Ал­тай». Одновременно были приняты Законы «Об инвестиционной де­ятельности в Республике Алтай» и «О налоговых льготах, предостав­ляемых социальным инвесторам в Республике Алтай». Согласно этим законам предприятия, желающие действовать в Республике Алтай в качестве «социальных инвесторов», получают льготы по налогообло­жению, которые сравнимы с условиями, предоставляемыми фирмам, работающим в офшорной зоне. Кроме того, «социальные инвесторы» получают право пользования льготами в течение семи лет (участники ЭЭР «Алтай» имели право пользоваться льготами пять лет). Таким образом, хотя зона и была ликвидирована, однако льготы для пред­приятий были сохранены.

Крупной эколого-экономической зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализиру­ются на развитии туризма, рекреационной сферы и создании эколо­гически чистой курортной зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге приня­то решение о создании туристско-рекреационных зон, которые будут включать туристические комплексы г. Пушкин, Петродворца и Ку­рортного района. Эти зоны получат различные льготы, которые могут привести к расширению туризма в регионе, увеличению валютных поступлений в местный бюджет.

Комплексные зоны образуются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом осуществления хозяйственной дея­тельности на территории отдельных административных образований России. Отличие комплексных свободных экономических зон от зон других типов заключается в их больших пространственных масшта­бах, более высокой концентрации производства и более широкой сфере деятельности. Их функции включают развитие экспортно-ориенти­рованного производства, финансового рынка, страхования, комму­никаций, туризма и др.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) СЭЗ «Янтарь». Эта зона была создана По­становлением Верховного Совета РСФСР в январе 1991 г. сроком на десять лет на территории Калининградской области. Зона должна была стать экспериментальной лабораторией рыночной экономики и быст­рого роста мелкого и среднего предпринимательства. Для этого у нее были хорошие предпосылки. Калининградская область — западный анклав России, обладающий единственным незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курорт­ным потенциалом. Большое значение для области имело окончание в 1993 г. строительства железнодорожной магистрали Калининград — Берлин по европейской колее, завершение проекта реконструкции автострады Калининград — Эльблонг.

Историко-географические факторы делали СЭЗ «Янтарь» особен­но привлекательной для предпринимателей и туристов из Западной Европы, в первую очередь из Германии. Последующие постановле­ния Правительства РФ и указы Президента РФ (1992) сформировали механизм функционирования зоны. Ей были предоставлены значитель­ные экономические льготы. В результате уже в 1993 г. в зоне было зарегистрировано 600 предприятий с иностранными инвестициями. На­чалась структурная перестройка экономики области. Более чем в два раза возрос внешнеторговый оборот. До уровня среднероссийских сни­зились цены на продукты питания и товары народного потребления.

Однако в результате принятых в 1993—1995 гг. различных норма­тивных актов ряд федеральных льгот, предоставленных СЭЗ «Янтарь», был отменен или значительно сокращен. Итогом подобных действий явилось резкое снижение эффективности зоны, что привело к ухуд­шению внутриэкономического положения в области и ослаблению ее внешнеэкономических связей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты