Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КИТАЯ

2.1. Внешнеэкономические связи Китая и место СЭЗ.


В конце 1970-х гг. руководство Китая пришло к заключению, что для КНР как развивающейся страны необходимо максимально полное использование внешнего фактора в интересах экономического роста, активное подключение национальной экономики к мировым хозяйственным связям, извлечение максимальной пользы из международного разделения труда. На XI съезде КПК (с 18 декабря по 22 декабря 1978 г.) была провозглашена открытая внешнеэкономическая политика, ставшая условием успешного функционирования народного хозяйства на новых принципах. В 1982 г. она была законодательно закреплена в Конституции КНР. Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что «реформы и открытость» — это генеральный курс, генеральная политика Китая.

Открытость внешнему миру — это самое важное преобразование сегодняшнего Китая, это движущая сила перехода КНР к рыночной экономике. К настоящему времени в КНР сложилась система многоступенчатой, многоканальной и всесторонней открытости внешнему миру через Приморье, бассейн Янцзы и внутриконтинентальные районы страны.

Наиболее радикальные принципы реформы системы внешнеэкономических связей предусматривают перестройку механизма управления, расширение экспортной базы внешних рынков, широкое привлечение  иностранного   капитала  в  кредитной  и  инвестиционной формах, различные формы производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Перестройка внешнеэкономической системы, придание ей открытого характера являлась важным стимулом быстрого расширения внешней торговли КНР.

Главные направления перестройки механизма управления внешней торговлей — последовательная демонополизация и децентрализация внешнеторговой сферы, постепенный переход государства от прямого административно-директивного управления к преимущественно экономическому контролю над внешними хозяйственными связями. В 1991 - 2002 гг. Китай предпринял ряд новых мер по либерализации внешней торговли, например, полный отказ от государственного субсидирования экспорта, отмену регулирующего налога на импорт и снижение импортных таможенных тарифов (до апреля 1996 г. — 35,9%, в период с мая 1996 г. до сентября 1997 г. — 23%, с октября 1997 г. до наст, времени — 17%), отмену импортных квот, сокращение экспортного лицензионного списка (на 16 пунктов из 22)[11]. Важным мероприятием по реформированию механизма внешней торговли стало решение о санкционировании создания специализированных внешнеторговых предприятий с иностранными инвестициями (Временные правила приняты Госсоветом в сентябре 1996 г.). Создание таких СП разрешено только в двух местах — Пудуне (район Шанхая) и специальной экономической зоне Шэньчжэнь.

Меры по максимальному расширению «географии» внешней торговли КНР сочетались с преимущественной ориентацией внешнеэкономических связей на страны с развитой рыночной экономикой — государства Запада, Японию и новые индустриальные страны (НИС) Азии (Сингапур, Южную Корею, Малайзию). К 1999 г. торговые представительства Китая учреждены более чем в двухстах странах[12], Ведущими торговыми партнерами КНР являются Япония и США.

За годы реформы в ходе реализации экономической стратегии КНР внешняя торговля превратилась в один из наиболее динамично развивающихся путей подъема народного хозяйства, интеграции Китая в мировое экономическое сообщество, в способ обеспечения экономической безопасности. За 1978-2005 гг. внешнеторговый оборот вырос в 69 раз (с 20,6 до 1422,1 млрд. долл.), в том числе экспорт — в 77 раз (с 9,8 до 761,9 млрд, долл.), а импорт — в 60 раз (с 10,9 до 660,2 млрд. долл.)[13]. По этому показателю Китай передвинулся с 32-го места (1978 г.) на 4-е место в мире .


Таблица 1. Динамика внешней торговли Китая за 1978-2005 гг., млрд. долл[14].


Год

Оборот

Экспорт

Импорт

Баланс

1978

1980

20,6

37,8

9,7

18,3

10,8

19,5

-1,1

-1,2

1985

70,4

27,6

42,8

-15,2

1989

111,7

52,6

59,1

-6,5

1992

165,5

84,9

80,6

4,3

1995

281,1

149,2

131,9

17,3

1998

323,9

183,7

140,2

43,5

2000

474,3

249,2

225,1

24,1

2001

509,7

266,1

243,8

22,3

2002

513,8

269,5

244,3

25,2

2003

851,2

438,4

412,8

25,6

2005

1422,1

761,9

660,2

101,7


Доля экспорта КНР в мировой торговле выросла от 0,75% в 1978 г. до ок. 5,9% в 2003 г[15].  В экспортной политике КНР главные усилия были сосредоточены на обеспечении опережающего роста вывоза готовых промышленных изделий (в 1980-2003 гг. доля их в экспорте возросла с 46,6% до 88%) и на постепенном совершенствовании внутренней структуры этой группы изделий в направлении снижения в ней удельного веса трудоемких и соответствующего повышения доли фондо - и наукоемких товаров.

В импортной политике упор был сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехнологичного оборудования, машин, ноу-хау, комплектующих изделий для экспортных производств. Закупкой этих товаров в годы реформ было обеспечено около 2/3 прироста промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, энергетика, металлургия, химия, транспорт.[16]

XV съезд КПК указал на то, что основными направлениями расширения открытости КНР внешнему миру являются развитие внешней торговли, дальнейшее снижение общего уровня таможенных тарифов, приобретение передовой технологии и современного оборудования, углубление реформы системы внешнеэкономических связей и создание климата равноправной конкуренции.

Важным направлением внешнеэкономических связей является широкое привлечение иностранных инвестиций. Что касается последнего времени: Глава Департамента внешней торговли при Министерстве коммерции КНР Лу Цзяньхуа сообщил, что в 2004 г. объем прямых инвестиций в  экономику Китая составил 60,6 млрд. долларов США; в 2005 г. этот  показатель насчитывал 60,3 млрд. долларов, а в 2006 г - 63 млрд. долл.  Всего за последние 20 лет они достигли 620 млрд. долл.  Использование иностранного капитала является важным аспектом политики Китая в области расширения внешних связей, благодаря которому страна смогла облегчить решение проблемы с нехваткой денежных средств в период 90-ых годов.

В 90-е гг. сфера использования зарубежных инвестиций в Китае значительно расширилась, охватив сельское хозяйство, капитальное строительство, высокотехнологичные отрасли, рынок финансовых и страховых услуг, внешнюю торговлю.

За последние 10 лет значение иностранных инвестиций, по мнению китайских экономистов, состоит в том, что они в условиях нехватки внутренних фондов страны помогают обеспечивать устойчивое поступательное развитие экономики, способствуют реформе экономической системы и переходу к рынку.

Предприятия с иностранным капиталом привнесли в народное хозяйство Китая элемент рыночной конкуренции и играют активную роль в деле создания и совершенствования рыночной экономики; играют важную роль в модернизации экономики, привлечении современной техники и технологий, повышении эффективности производства; ускоряют процесс интеграции китайской экономики в мировое хозяйство, ведут к быстрому росту внешней торговли. Например, в 1995 г. объем внешнеторговых операций предприятий с иностранным капиталом составил 137,1 млрд. долл. или 47,3% внешнеторгового оборота Китая, при этом на экспортные операции пришлось — 61,5 млрд. долл., 40,7% от всего китайского экспорта; способствуют развитию внеш­неэкономических связей с Гонконгом, Макао и Тайванем, а также двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества.

За период 1997-2004 гг. в Китае значительно улучшились внутренние условия для привлечения зарубежных инвестиций: усилился макроконтроль за экономическими процессами, снизилась инфляция, расширилась сфера рыночных отношений. В течение последних 4 лет по объему привлечения прямых инвестиций КНР уверенно занимает 1-е место среди всех стран  в мире, обгоняя США.

Однако с учетом экономического потенциала Китая и численности его населения уровень зарубежных инвестиций не так велик, к тому же с конца 90-х годов количество новых проектов с использованием иностранного капитала и объем контрактов по привлечению инвестиций стали снижаться. Ситуацию мог усугубить охвативший с середины 1997 года ряд азиатских стран финансовый кризис, особенно с учетом того, что на Японию, Республику Корея, страны ЮВА, Гонконг и Тайвань приходится свыше 80% поступающих в КНР инвестиций. В этой связи китайское правительство с середины 1997 г. ставит задачу активизировать привлечение зарубежных капиталов и повысить эффективность их использования. Для этого считается необходимым: создавать благоприятные условия для притока инвестиций из-за рубежа. В частности с 1 января 1998 г. отменен импортный таможенный тариф и НДС при поставках оборудования на объекты, сооружаемые с помощью иностранного капитала; увеличить приток инвестиций и передовых технологий в сельское хозяйство; шире использовать зарубежный капитал для создания экспортоориентированных производств; постепенно открывать для иностранных инвесторов рынок услуг, включая финансы, страхование, телекоммуникации, туризм, внешнюю торговлю[17].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты