Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Законодательство КНР определяет весьма широкую сферу приложения иностранного капитала. В нее включаются: отрасли топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры; ряд современных отраслей машиностроения (электроника, приборостроение, производство средств связи и т. п.); промышленность стройматериалов, химическая промышленность, металлургия; легкая текстильная, пищевая, фармацевтическая промышленность; отрасли сельского хозяйства; туризм и сфера услуг. В то же время в КНР запрещается создание совместных предприятий, производящих оружие, загрязняющих окружающую среду, по обработке драгоценных металлов, а также традиционных художественных промыслов Китая, предприятий, связанных        с        использованием        секретных        сведений,        со специализированными коммуникациями, средствами массовой информации.

За годы реформ Китай активно использовал зарубежный ссудный капитал. В 1979-2004 гг. его совокупная сумма составила около. 800 млрд. долл. США.[18] Курс на активное привлечение ссудного капитала пополняет национальный фонд инвестиционных средств, укрепляет материально-техническую базу экономики, стимулирует производство. Вместе с тем инвестирование ссудного капитала зачастую не отвечает потребностям национальной экономики, т. к. закрепляет одностороннюю специализацию страны (как правило, — традиционную роль рынка сбыта и источника сырья), нерациональную, несбалансированную географическую и отраслевую структуры кредитования.

Поэтому углубление рыночных преобразований китайской экономики характеризуется в первую очередь стабильным ростом привлекаемых прямых иностранных инвестиций. По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Китай с 2003 г. вышел на общее первое место в мире, впервые в истории опередил США по объему привлеченных прямых зарубежных инвестиций, благодаря росту капиталовложений транснациональных корпораций в экономику развивающихся стран[19]. По данным ОЭСР на Китай пришлось $53 млрд., а на США - $40 млрд. (в 2002 году - $72 млрд. и $167 млрд. - в 2001 году).

Ныне Сянган и Аомэнь, Тайвань, Япония и США стали крупными инвесторами в КНР. Поток тайваньских инвестиций в экономику материка в первые годы поступал в основном от имени «третьего региона», поэтому по официальной статистике их сумма мала, но практически Тайвань является вторым инвестором в Китае[20].

Результатом реформ и открытости является быстрый рост экономики Китая. В течение последних 25 лет неуклонно возрастал совокупный экономический потенциал, повышался уровень народного благосостояния, китайская экономика поднялась на новую ступень. Китай неуклонно приближается к достижению стратегической цели экономического строительства. В 1980 г. была выдвинута стратегия экономического строительства и модернизации страны, включающая три этапа: на первом этапе (до 1990 г.) предполагалось удвоение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства по сравнению с 1980 г. и решение проблемы обеспечения населения продовольствием и одеждой; на втором этапе (1991-2000 гг.) намечается еще в три раза увеличить показатель ВНП, что позволит довести уровень благосостояния народа до прожиточного минимума средств для житья; на третьем  этапе  (до  2050  г.) предполагается  завершить  модернизацию экономики, догнать или перегнать по уровню развития среднеразвитые страны и обеспечить народу высокий прожиточный уровень жизни[21].

Цель первого этапа в 1987 г. уже достигнута, второго тоже. Судя по состоянию развития экономики в настоящее время, есть основания полагать, что и цель третьего этапа будет реализована в установленные  сроки.

Значительно поднялись показатели экономического роста  (См. таблицу 2). В 2005 г. в КНР валовой внутренний продукт (ВВП) составил 8787 млрд. долларов США и возрос против 1980 г. почти в 9 раз, среднегодовой темп прироста равнялся почти 10 %. В 2005 г. среднедушевой ВВП составил 1703 долл. США, возрос против 1980 г. в 4 раза, среднегодовой темп прироста составил около 9 %. Особенно высокие темпы прироста ВВП были отмечены в 1992 (14,2%) и 1993 (13,5%) гг. В 2006 г. ВВП достиг 960 млрд. долл. США.


Таблица 2. Динамика ВВП в 1985-2005 гг., млрд долл.


1980

1990

2000

2005

ВЕСЬ МИР

27 528

36 995

50 203

61 007

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

15 892

21400

27 451

30 256

США

5742

8020

11 066

12 455

Япония

2158

3194

3673

3944

КНР

926

2182

5610

8787



Обобщая опыт китайской реформы экономической системы, мы считаем, что ее удача в большой степени зависела от осуществления комплексной тактики реформы — так называемой постепенной модели.

Исторически сложились два подхода к рыночной трансформации экономики: радикальный и постепенный.

Согласно первому подходу, государство в первую очередь должно принять целый ряд законов. Затем в соответствии с этими законами осуществляется одновременный переход на новую систему целого ряда сфер национальной экономики, проводится либерализация цен и приватизация собственности и полностью открывается внешний рынок. Этот подход получил название «шоковой терапии» (тактика реформы в ряде стран Восточной Европы и СНГ). Согласно второму подходу, государство в первую очередь должно разработать основную концепцию экономической реформы, затем начать осуществлять преобразования в отдельных сферах, где ее продвижение будет наталкиваться на меньшие трудности. В дальнейшем изменения проводятся по принципу «от малого масштаба к крупному» и «снизу вверх» с учетом реально сложившегося экономического положения. Именно такой является комплексная тактика реформ, проводимых в КНР.

После 1991 г. многие страны Восточной Европы и СНГ начали использовать первый (шоковый) подход к рыночной трансформации административно-распределительной экономики. Опыт показал, что хотя некоторые из этих стран добились определенных достижений, применение рассматриваемого подхода неизбежно приводит на начальной стадии к значительному падению объема производства, резкому повышению цен на товары и заметному снижению жизненного уровня населения. В некоторых странах экономика все еще не вышла из кризисного состояния. Именно поэтому в настоящее время многие зарубежные специалисты отдают предпочтение китайской модели постепенной рыночной трансформации экономики. Это не только подтверждает успехи китайской реформы, но и свидетельствует о большом значении ее опыта для теории и практики перехода к рыночной экономике. Важной чертой постепенной модели является то, что каждое направление реформы, прежде всего, должно проходить экспериментальную проверку в определенных районах. И только после того, как опыт этих районов обобщен, он начинает распространяться по всей стране. Это помогает избежать многих тупиков и заблуждений, сократить количество неудач, добиться поддержки реформ со стороны населения и обеспечить их успех.

Государство, расширяя арену экономических преобразований, постепенно создавало новые «испытательные полигоны» реформ и открытости. Как уже указывалось, китайская реформа экономической системы началась с деревни, затем она поэтапно распространялась на города. Одновременно началось создание специальных экономических зон, а вслед за этим — становление открытых приморских городов и внутренних районов страны. Развитие волостно-поселкового, индивидуального и частного хозяйств и хозяйства «трех капиталов», постепенное усиление роли рыночного механизма в деятельности этих хозяйств привело к его проникновению в сферу государственного хозяйства: от микроэкономической сферы (расширения самостоятельности предприятий) до макроэкономических сфер (преобразований планирования, финансов, кредитной системы).

Одним из типичных примеров реализации китайской модели постепенных рыночных преобразований является реформа цен, которая является одним из наиболее спорных и трудноразрешимых для всех стран (включая КНР) элементов рыночных реформ. Китайское правительство, осознавая то, что либерализация цен является предпосылкой полноценного функционирования рыночного механизма, создания конкурентной среды и рационального размещения ресурсов, исходило вместе с тем из того, что реформа цен должна сочетаться с образованием реального рынка, иметь необходимую финансовую базу, учитывать специфику разных производств и видов продукции.

Общая характеристика экономической реформы в Китае и ее результатов является неполной без детального анализа уже упомянутого процесса развития СЭЗ. создание которых занимает в Китае одно из центральных мест в области экономических преобразований.

К моменту создания пяти СЭЗ их экономическая мощь и роль в экономике страны были невелики. За время своего существования экономика этих зон развивалась гораздо быстрее, чем в любом другом районе страны

Например в 2001 г. объем вклада пяти СЭЗ в ВВП КНР составил 205,3 млрд. юаней (5% общего объема ВВП страны), он вырос на 40% против прошлого года; общий объем промышленной продукции составил 260,1 млрд. юаней и вырос на 34% против 2000 г.

Достижения пяти СЭЗ за 20 лет наблюдаются в пяти аспектах: создание благоприятного инвестиционного климата; высокие темпы развития экономики; образование системы экономики открытого типа; совершенствование структуры производства; формирование основы системы социалистической рыночной экономики. Остановимся на каждом из этих аспектов. Во всех пяти зонах имел место постоянный рост инвестиций. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые важные объекты инфраструктуры. В КНР была построена группа портов, аэропортов, электростанций, центров связи, городских дорог, торговых и жилых помещений, а также соответствующих вспомогательных коммунальных объектов.

Например, в зоне Шэньчжэнь освоены земли площадью в 140 кв. км, построен городской район площадью в 84 кв. км, вложено 17 млрд. юаней в строительство инфраструктуры — водоснабжение, электро­снабжение, транспорт, связь и др.; Важно отметить, что при этом доля прямых государственных вложений в общей сумме инвестиций СЭЗ Шэньчжэнь и Хайнань ежегодно снижается. Большая часть средств, инвестируемых в развитие СЭЗ, формируется из собственных источников финансирования, банковских кредитов и иностранных инвестиций.

В этих СЭЗ большое внимание уделялось совершенствованию законодательства. Как уже указывалось, разработаны и приняты законы и другие нормативные акты, регулирующие налогообложение, банковскую деятельность, функционирование иностранного капитала, таможенные операции, землепользование и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты