Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Как известно, развивающиеся страны повсеместно испытывают нехватку капитала. Создание экспортно-производственных зон — один из важных путей получения капитала. Несмотря на скромные размеры предприятий по обработке продукции на экспорт, они создают благоприятный для политики открытости миру «микроклимат», да и сами по себе способны привлечь значительный зарубежный капитал. По статистике, с начала 60-х г.г., ежегодные капиталовложения развитых стран в развивающиеся страны составили менее 2 млрд. американских долларов. В 2005 г. эта сумма увеличилась до 358 млрд. долл. В этом процессе важную роль сыграли СЭЗ мира[1].

Влияние СЭЗ на народное хозяйство и общество глубоко и разнообразно. Прежде всего, СЭЗ способствуют расширению возможностей привлечения иностранного капитала, в частности по каналам прямых инвестиций путем создания совместных предприятий для повышения эффективности экономики. Для активного притока иностранного капитала необходимо разработать законодательную базу, более льготный режим налогообложения. Мировой опыт убедительно доказывает, что благоприятный инвестиционный климат стимулирует приток иностранного капитала.

СЭЗ благоприятствуют привлечению передовой зарубежной технологии. Создание зон, где местные предприятия производят обработку продукции на экспорт, — важный путь привлечения передовой зарубежной технологии. Предприятия с иностранным капиталом обеспечивают высокое качество продукции, повышают конкурентоспособность товаров на мировом рынке, серьезно влияют на внедрение высоких мировых стандартов во всей производственной системе. Путем создания предприятий по обработке продукции на экспорт, работающих на иностранном капитале, можно извлечь богатый опыт в области использования передовой техники и современного управления. Роль СЭЗ в этом деле самая непосредственная.

СЭЗ способствуют расширению экспорта. Развитые страны участвуют в создании свободных портов, СЭЗ, прежде всего, ради расширения своей внешней торговли, в особенности транзитной. Создание предприятий по обработке продукции на экспорт — составная    часть   общей    стратегии развитых стран, цель которой — придать производству экспортное направление. В начале XXI в. общий товарооборот СЭЗ мира составлял 30-40% мировой торговли.[2]

СЭЗ способствуют притоку валюты. Транзитная торговля и обработка продукции на экспорт обеспечивают значительный приток валюты. Кроме того, иностранные предприятия оплачивают в валюте расходы на первичное сырье, труд местных рабочих и служащих, расходы на аренду, уплату различных налогов, на бытовое обслуживание, а также другие общественные расходы. Все это — ощутимый источник валюты для государства. По общему правилу, этот источник занимает большой удельный вес в общих поступлениях валюты в казну государства.

СЭЗ способствуют увеличению занятости населения. Развивающиеся страны чаще всего создают зоны по обработке продукции на экспорт в сфере трудоемких производств. При этом преследуется цель: используя иностранный капитал, привлечь свою рабочую силу и тем самым смягчить положение с безработицей. В 90-е годы некоторые страны создавали зоны свободных предприятий чаще всего в СЭЗ, в которых было отсталое производство и много безработных. Новое производство в таких случаях смягчало условия безработицы.

СЭЗ способствуют открытию границ для сотрудничества. Несмотря на очень крупные затраты на строительство СЭЗ в отдаленных необустроенных районах, развитые и развивающиеся страны добились в этой области значительных успехов. Япония, к примеру, — одна из высокоиндустриальных стран, владела отдаленными островами Амами, которые были отсталыми. Япония создала там зону свободной торговли, что в немалой степени способствовало возрождению этого района. Россия  также в последнее   время   создала  СЭЗ   в «Восточный» и в Хабаровске. Цель создания этих СЭЗ также состоит в том, чтобы ускорить экономическое развитие отсталых, относительно западных районов России, дальневосточных районов. Бразилия создала крупную свободную зону в бассейне Амазонки (Манаус). Правительство Филиппин создало Бадангскую зону по обработке продукции на экспорт. Две таких же зоны создано в Индии. Опыт этих стран показывает, что, как правило, за исключением Индии, создание СЭЗ вполне оправдывает возлагаемые на них надежды.

Создание СЭЗ ускоряет процесс структурных изменений в произ­водстве. Начиная с 70-х годов развитые индустриальные страны, удовлетворяя требования научно-технической революции, своевременно произвели структурную перестройку производства. При этом хлопотные производства они перебазировали в новые индустриальные страны, а последние, в свою очередь, перенесли свое отсталое традиционное производство в развивающиеся страны. Это явление получило название «поэтапной» структурной перестройки в системе развитые — новые индустриальные — развивающиеся страны. СЭЗ оказались на «переднем крае» восприятия структурной перестройки в указанной системе. Они явились инициирующим фактором таких изменений внутри своих стран, фактором, играющим роль передаточного механизма «поэтапной» структурной перестройки. В целом СЭЗ выступают в качестве проводника прогрессивных структурных изменений производства, выводящих его на новые передовые рубежи.

Создание СЭЗ способствует перестройке всего производственного механизма страны. Большинство развивающихся стран, создавая СЭЗ, не считает это самоцелью. В стратегическом развитии страны на СЭЗ возлагаются задачи стимулирования перестройки производства в смежных районах внутри страны, всего народного хозяйства. При этом стратегия состоит в том, чтобы СЭЗ выполнили, прежде всего, следующие функции:

·        Инициирующую роль в осуществлении передовых структурных преобразований   в   смежных   отсталых   районах   путем   ускоренного развития самих СЭЗ.

·        Роль  передаточного  механизма структурных преобразований производства. С помощью внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций стимулируется развитие отсталых отраслей производства и отсталых районов в целом.

·        Роль      распространителя      структурных      преобразований производства.  Осваивая передовую технологию производства и опыт современного управления, СЭЗ распространяют затем их на внутренние районы страны, на все отрасли народного хозяйства.

·        Роль образца, концентрирующего опыт открытости внешнему миру    и    преобразований    производства,    открывающего    путь    для преобразований всего народного хозяйства.

Планируя создание СЭЗ, необходимо, прежде всего, хорошо про­думать местонахождение будущей СЭЗ. Это может быть район вблизи международного морского или аэропорта, вблизи развитого в транспортном отношении узла внутри страны, наконец, вблизи крупного города. В целом СЭЗ чаще всего располагаются на побережье моря, реки, озера, разумеется, судоходного, вдоль железной дороги или крупной автомагистрали, в приграничных частях страны, в которых развиты сеть железных и автомобильных дорог, водного или воздушного транспорта, где имеются хорошие средства связи и информации, а также хорошо налажены внешнеэкономические связи. Это идеальные условия для образования СЭЗ.

Если говорить о специальных зонах торговли, задача которых состоит, прежде всего, в том, чтобы стимулировать и ускорять транспортировку зарубежных грузов, то они определенно должны располагаться в морских портах или, во всяком случае, на побережье моря, в месте, которое может быть обустроено. Деятельность таких зон крайне тесно связана с географическим местоположением.

Торгово-промышленные зоны также тесно связаны с географическим местоположением, однако, прежде всего в направлении внутренних районов своей страны. Их поле деятельности распространяется от морского побережья в направлении к крупным и средним городам, к районам, которые богаты природными ресурсами, к сельским районам. Географическое местоположение таких зон, конечно, менее определенно, чем для торговых зон, они меньше зависят от географических условий.

Специальные научно-технические парки, создаваемые, прежде всего для развития производств, использующих высокие технологии, как правило, располагаются при известных высших учебных заведениях или научно-исследовательских и информационных центрах; они требуют хорошего обустройства, даже комфорта для работников. Здесь должно быть все, что необходимо для работников высокоинтеллектуального творческого труда.

Необходимо продумать политику преференциального режима. Экономические меры по привлечению иностранного капитала весьма разнообразны. К ним можно отнести следующие:

·        полное и частичное освобождение от таможенных пошлин на импортируемое оборудование, сырье и другие компоненты производства;

·        льготное налогообложение прибылей. 

В Китае совместные и иностранные   предприятия   имеют   целый   ряд   льгот.   С   Совместных предприятий     взимается     значительно     меньший     налог,     чем     с государственных предприятий (30%).  Если  иностранное предприятие расположено в специальной экономической зоне, то с него взимается налог всего в 15% (в Гонконге - 17%);

·        освобождение (полное или частичное) от подоходного налога;

·        введение экспортных льгот и стимулов на все оборудование, сырье и компоненты, ввезенные в СЭЗ из других районов страны, иными словами, они рассматриваются как экспортные товары;

·        льготные условия экспорта;

·        освобождение от местных налогов либо льготное налогообложение;

·        разрешение на любые формы иностранных инвестиций;

·        льготное экспортное и импортное лицензирование;

·        свободная    репатриация    прибыли;    очень    важное    условие нормального функционирования иностранного капитала. В большинстве стран  предусматривается  свободная  репатриация  прибылей  из  СЭЗ. Китай был вынужден отменить в 1983 г. налог (10%) на вывоз прибылей как барьер для привлечения капитала;

·        создание в СЭЗ особого валютного режима, обеспечивающего полную или частичную конверсию национальной валюты;

·        повышенные банковские ставки на валютные вклады;

·        пониженная    арендная    плата    за    коммунальные     услуги, транспортные тарифы;

·        ускоренная амортизация;

·        создание современной рыночной инфраструктуры и сервисной сети;

·        представление государственных (иногда беспроцентных) займов и кредитов иностранным и смешанным предприятиям.

Система поощрения иностранных инвестиций сочетается с мерами государственного регулирования деятельности СП и иностранных корпораций. В Китае применяются рычаги экономического и административного стимулирования вложения капиталов в отдельные отрасли, существуют дополнительные льготы для предприятий, действующие в сфере сельского и лесного хозяйства.

Значительную роль для эффективного функционирования СЭЗ играет обеспечение юридических гарантий. Для СЭЗ должно быть выработано четкое положение об иностранных вкладах капитала, установлены четкие юридические нормы деятельности иностранного капитала в зоне. Юридические положения должны защищать интересы иностранных граждан и предприятий иностранного капитала, вкладывающих свои средства в предпринимательскую деятельность в зоне или участвующих в экономическом сотрудничестве в других формах. Они должны вселять чувство безопасности за вложенный капитал, чувство уверенности в перспективности предпринимательской деятельности в зоне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты