Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Важным показателем стабильности положения в стране, ее экономической динамики, повышения благосостояния народа может служить средняя продолжительность жизни населения. На начало 1999 г. средняя продолжительность жизни мужчин в Китае достигла 68,71 года, женщин — 73,04 года, а средняя продолжительность жизни населения КНР составила 70,8 года. Все эти цифры свидетельствуют о неуклонном проведении в жизнь в Китае политики реформ и об успехах, достигнутых в этой области. Что же способствовало успехам в проведении экономических реформ в КНР?

В настоящее время в стране сложился и функционирует руководящий кадровый корпус, который способен надежно поддерживать стабильную обстановку, неуклонно проводить политику реформ и открытости и создать к началу XXI столетия в Китае в основном систему социалистической рыночной экономики, добиться повышения жизненного уровня китайского народа до уровня «сяокан» — малого безбедного достатка, а к середине XXI века — превратить Китай в передовое,     развитое,     могучее,     процветающее,     социалистическое модернизированное государство[25].


2.3. Негативные факторы СЭЗ для китайской экономики.


В настоящее время иностранный капитал стал важным долго­временным фактором экономического развития Китая. Вместе с тем в области использования иностранных инвестиций существует еще немало проблем.

Большой проблемой остается несбалансированность отраслевой структуры иностранных инвестиций. Незначителен объем инвестиций в сельское хозяйство (1,2%). Инвестирование в «третий сектор» экономики (транспорт, связь, финансы, страхование, консультационные услуги) началось лишь недавно.

Несбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала. По данным статистики, до конца 1999 г. две

трети всех иностранных вложений и 4/5 прямых капиталовложений было сосредоточено в приморских районах, в том числе 29% — в пяти СЭЗ.[26]

Наблюдается нежелание крупнейших промышленно развитых стран передавать Китаю современную технику и технологию (причина  тому — соблюдение   своих стратегических    выгод).

Отрицательно влияют на развитие внешнеэкономических связей и объективные причины: неразвитость структуры экономики, несоответствие           поставленным           задачам           существующей

внешнеторговой системы, уровня управления предприятиями, квалификации работников.

В Китае специфика экономической системы СЭЗ, основанной на интенсивном притоке иностранных инвестиций, обусловливает использование особых методов и условий хозяйственного управления. Власти СЭЗ пользуются повышенной административной и экономической автономией, которая вместе с тем не исключает гибкого регулирования соотношения полномочий центра и мест в зависимости от экономических результатов СЭЗ и изменения ситуации    на     внутреннем    и    международном    рынках.

Система финансовых и иных привилегий, предоставляемых в СЭЗ иностранным предпринимателям» в целом соответствует стандартному набору инвестиционных льгот в СЭЗ мира. Со второй           половины    80-х   гг.    в    этом    отношении   наблюдается растущая дифференциация. Льготы строятся в пользу экспортно-ориентированных и технологически емких проектов. Делается это посредством   дополнительных      налоговых   скидок,      ускоренной  амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей силы, предоставления повышенных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и т.д.

Особое внимание уделяется обеспечению необходимой для деятельности иностранных инвесторов производственной и социальной инфраструктуры. Опыт Китая показал, что на привлечение в СЭЗ долларов иностранных инвестиций необходимо потратить 6-7 юаней национальных инвестиционных ресурсов на создание налаженной транспортной           сети,    устойчивого  водоэнергоснабжения, комфортабельного жилья и т.д. Покрывая 80% инвестиций в обустройство и развитие СЭЗ, государство вынуждено централизованно перераспределять материально-технические и трудовые ресурсы страны в пользу СЭЗ.

Наконец, в интересах создания благоприятной экономической среды для иностранного капитала на территории СЭЗ осуществляются более глубокие, чем в других районах КНР, комплексные и целенаправленные рыночные преобразования хозяйственной системы. Ослабление государственного контроля и регулирование сопровождается при этом возникновением и стимулированием таких элементов рыночного механизма, как свободное ценообразование, рынки иностранной валюты, средств производства, трудовых услуг, ценных бумаг и т.д.

В результате СЭЗ приобрели и значение своеобразных лабораторий для проверки эффективности различных рыночных регуляторов экономики. В этих зонах сложился инвестиционный климат в большей мере (если попытаться прибегнуть к количественным оценкам, скажем, на 70%) соответствующий принятым международным требованиям. Все это свидетельствует о весьма продуманном и всестороннем подходе Китая к формированию СЭЗ. Углубленный анализ выявляет ряд нерешенных проблем развития китайских СЭЗ. Они обусловлены глубоким разрывом в уровнях экономического развития сотрудничающих сторон, а также частичным несовпадением из интересов. Из такого рода проблем можно выделить следующие:

·        низкий  технологический  уровень,  убедительное свидетельство тому, что лишь 5% предприятий иностранного капитала в СЭЗ относится к числу технологически емких объектов против 12% в целом по КНР;

·        реализация львиной доли продукции СЭЗ на внутреннем рынке КНР за иностранную валюту; подобные операции регистрируются как экспорт, но серьезной роли в фактическом увеличении валютных доходов КНР играть не могут;

·        тяготение  предприятий  СЭЗ  к обособленности  в  китайской экономике;   отсюда  большой  импортный   компонент  в   их  конечной продукции    и    высокий    уровень    валютных    затрат    в    издержках производства,   что   препятствует   достижению   устойчивой   валютной самоокупаемости СЭЗ.

В начале формирования СЭЗ в Китае в 90-е годы выявились проблемы структурного характера. В разрез с первоначальными планами создание многоотраслевых промышленных комплексов, основанных на современных технологиях, практически во всех СЭЗ теперь сложилась единообразная промышленная структура с опорой на трудоинтенсивные отрасли. В 2000 г. в Сямэне на долю сборочных электронных производств приходилось 29% объема промышленного производства, а в Шэньчжэне —45% промышленной продукции и индустриального экспорта.

Однообразие товарной продукции экспорта зон порождает конкуренцию между ними на внешних рынках. Остаются нереализованными специфические преимущества каждой из зон. По мере экономического развития в СЭЗ растет зарплата, и они постепенно теряют конкурентные преимущества дешевизны рабочей силы, особенно по сравнению с открытыми приморскими зонами и внутренними провинциями КНР. Экстенсивное расширение ресурсоемких низко технологичных производств упирается в узость сырьевой базы, неразвитость в СЭЗ базовых отраслей промышленности.

Существуют еще проблемы, связанные с вопросом о продаже земли. Эксперты обращают внимание на то, что Китай во многом проигрывает некоторым конкурентам на рынках заимствования иностранных инвестиций из-за нерешенности вопроса о продаже земли под строящиеся предприятия. Те, кто возражают против положительного решения этого вопроса, утверждают, что Китай слишком перенаселен, чтобы свободно торговать своей землей. Другие же отмечают, что Китай действительно имеет самое большое население в мире, но по плотности населения эта страна уступает очень многим государствам, в том числе практически всем крупным соседним странам (кроме России).

По плотности населения Китай почти в 4 раза уступает Южной Корее, в 3 раза — Японии, в 2 раза — Индии, а также Вьетнаму и Северной Корее. Причем следует иметь в виду, что продажа земельных участков не означает отчуждения, потерю земли и в этом смысле мало что меняется по сравнению с арендой земли.

В общем надо полагать, что Китай, начавший одним из первых среди стран с централизованной плановой экономикой создавать специальные экономические зоны, разовьет достигнутый успех и изыщет способы сделать эту форму международного экономического сотрудничества более эффективной.

Успехи экономического роста в СЭЗ существенно повлияли на поведение центральных и местных властей. Провинциальные и местные власти под влиянием демонстрационного эффекта успешно действующих зон в массовом порядке подавали заявки в центральные органы на утверждение на их территории подобных образований. Государство было не в состоянии финансировать создание инфраструктуры всех предлагавшихся проектов.

В связи с этим были расширены права провинциальных властей в сфере регулирования зон. Это позволило создать множество зон экономического развития на базе аккумуляции местных финансовых ресурсов. Однако учреждение таких зон требовало предоставления не только налоговых льгот, что лишало бюджет части поступлений, но и отчуждения больших территорий. В результате несколько миллионов крестьян потеряли землю. Большинство из мелких зон, возникших по инициативе уездов, не создавало новых рабочих мест, но вызывало негативные социальные последствия. Это побудило руководство Китая закрыть в прибрежных провинциях около одной тысячи зон экономического развития.

В дальнейшем в области привлечения иностранного капитала предполагаются следующие изменения:

·        введение   селективной   тактики   в   отношении   государств   и регионов, могущих служить источником иностранных инвестиций;

·        расширение возможностей вложений средств в «третью сферу» экономики (услуги, транспорт, недвижимость и т. п.) и стимулирование инвестирования   капиталов   в   инфраструктуру   путем   предоставления различного рода льгот;

·        развитие законодательной  базы подготовки управленческих и технических кадров;

·        создание механизма профилирования иностранных инвестиций, направляемых  на  формирование   в  Китае  экспортоориентированных предприятий,   продукция   которых   была   бы   конкурентоспособна   на мировых рынках; - предоставление иностранцам так называемого «национального режима» — т. е. экономических прав, равных правам граждан КНР.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного во второй главе анализа проблем, касающихся особенностей формирования и функционирования свободных экономических зон в Китае, можно сделать некоторые выводы:

1. Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

2. Позитивные факторы функционирования СЭЗ в Китае, обеспечили стране резкий рывок в развитии национальной экономики с выходом на передовые позиции по ряду важнейших видов промышленной продукции (например, легкая промышленность (в т.ч. текстильная, пищевая) и электронная; угольная, стройматериалы, машиностроение, черная                  металлургия,  химическая, промышленность; сельское хозяйство; туризм, сфера обслуживания).

3.Одновременно создание и функционирование СЭЗ в Китае воспроизвели и некоторые негативные факторы в системе национального хозяйства, а именно неразвитость структуры экономики, несоответствие поставленным задачам существующей внешнеторговой системы, уровня управления предприятиями, квалификации работников, неполнота законодательства. Однако баланс позитивных и негативных факторов складывается к началу XXI в. с существенным перевесом в большую пользу позитивных факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты