3.2. Типы российских СЭЗ
Операционно-функциональная структура свободных экономических зон в мире достаточно многообразна. «Семейство» СЭЗ пополнилось в последние десятилетия солидной группой представителей, не имеющих ни статуса таможенной экстерриториальности, ни внешнеэкономической специализации. Понятие «свободная экономическая зона» объединяет сегодня широкий спектр институциональных образований, общая черта которых — преференции. Используются они государством, как правило, в контексте селективной либерализации инвестиционного климата — поощрения определенных направлений хозяйственной деятельности.
В соответствии с хозяйственной специализацией мировое «семейство» свободных экономических зон, как говорилось выше, подразделяется на следующие основные типы: зоны свободной торговли; торгово-производственные; технико-внедренческие; сервисные; комплексные; международные.
В России зарегистрированы все перечисленные типы СЭЗ, хотя большинство из них действует в законодательно-правовом вакууме, а их деятельность с точки зрения международных стандартов далека от эффективной.
Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в нашей стране в 1980 г. в Бутове накануне Московской олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров на складах (до трех лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы территории РФ или на остальную часть территории РФ. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям-клиентам налоговые кредиты.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет. Создание свободных складов и регулирование правового режима их деятельности осуществляются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом РФ и для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается осуществлять производственные операции, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Первые свободные таможенные зоны — «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» — были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных российских регионах, администрация которых не дожидаясь правительственных решений начала создавать свободные таможенные зоны, приступив к их обустройству («Шерри-зон» в Москве, «Гавань» в Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании свободной таможенной зоны в Ульяновске. Свободные таможенные зоны производственного и торгового типов стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законопроекте «О свободных экономических зонах», который был одобрен Государственной Думой 9 июля 2000 г.
Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины беспошлинной торговли («дьюти фри»), которые располагаются в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. В настоящее время магазины беспошлинной торговли (37 предприятий в июне 2000 г.) существенно расширили ассортимент продаваемой продукции (косметика, сигареты, спиртные напитки, икра и другие малообъемные товары). В результате сформировалась отрасль с ежегодным объемом продаж, превышающим сотни тысяч долларов.
Из всех свободных экономических зон, созданных на территории России, сегодня наиболее близка к понятию зоны экспортного производства СЭЗ «Находка». Основные цели ее создания — обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных капиталовложений и потенциала отечественных предпринимателей для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение природных ресурсов региона, расширение экспортного производства. Намеченные цели предполагалось достичь путем введения льготного налогообложения и особого таможенного режима.
В соответствии с решением Правительства России «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка"» от 8 сентября 1994 г. и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные взносы в которые превышали 30%, были установлены следующие льготы:
· федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог — не более 3%;
· прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождается от налогообложения на пять лет;
· часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.
К середине 1990-х гг. СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных результатов. В ней действовало около 500 предприятий с иностранными инвестициями, главным образом китайскими, японскими и американскими, ей были предоставлены иностранные целевые кредиты. Осуществляются проекты по созданию на территории СЭЗ российско-южнокорейского технологического парка и российско-американского промышленного парка, на реализацию которых планировалось привлечь свыше 900 млн. долл. Выделены средства из бюджета России на создание ТЭЦ, системы водоснабжения, реконструкцию аэропорта «Золотая долина», дополнительных портовых мощностей. Объем экспортной продукции свободной экономической зоной в 1995 г. составил 423 млн долл., в 3 раза превысив импорт.
С февраля 1994 г. административный комитет, осуществляющий управление СЭЗ «Находка», приступил к внедрению новой стратегии ее развития. Основным направлением данной стратегии стало создание в СЭЗ локальных зон, которые должны способствовать улучшению инвестиционного климата зоны и созданию новых рабочих мест, стимулировать развитие экспортно-ориентированных отраслей. Дру-roe направление стратегии — превращение СЭЗ «Находка» в центр переработки грузов Азиатско-Тихоокеанского региона.
Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры накопленных зарубежных инвестиций (343 тыс. долл. прямых инвестиций на начало 2004 г.) не идут ни в какое сравнение с перспективными планами развития зоны. Сохраняется зависимость свободной экономической зоны от бюджетных дотаций центра. Вместе с тем уже сейчас можно отметить первые позитивные итоги: рост объемов промышленной продукции; рост инвестиций в основной капитал; развитие отдельных элементов инфраструктуры; создание новых рабочих мест (табл. 4), что отличает данную свободную экономическую зону от других СЭЗ России. Опыт СЭЗ «Находка» доказывает возможность развития свободных экономических зон в России на основе удачного выбора территории, правильной экономической специализации, а также рационального объединения усилий и возможностей федеральных и местных органов власти.
К торгово-производственным зонам может быть также отнесена особая экономическая зона в Магаданской области, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения.
Особая экономическая зона, юрисдикция которой распространяется только на г. Магадан, наделена значительными льготами. До 31 декабря 2005 г. при осуществлении хозяйственной деятельности участники зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, однако 50% суммы налоговых освобождений они платят в виде регистрационного сбора во внебюджетный фонд администрации зоны. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.
Предприятия — участники зоны освобождены также от уплаты таможенных сборов и налогов. Иностранные товары, приобретаемые участниками зоны для производственных нужд и используемые на территории зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей. Подвергнутые обработке иностранные товары не облагаются таможенными пошлинами и другими налогами при их ввозе на остальную часть таможенной территории РФ.
В 2002 г. участниками особой экономической зоны являлись 412 субъектов хозяйственной деятельности. Наибольшее их количество сосредоточено в промышленности (17%), торговле (45%), сфере услуг (12%), строительстве (9%) и транспорте (8%). Подобная структура участников ОЭЗ в целом соответствует отраслевой структуре предприятий области.
Таблица 4. Основные показатели социально-экономического развития СЭЗ «Находка»
Показатель |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Объем промышленной продукции в действующих ценах, млн руб. |
864,7 |
1085 |
1073 |
1833,7 |
4997,5 |
7049,2 |
5077,8 |
5118,5 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
87,7 |
86,6 |
81,2 |
73,7 |
73,7 |
71,8 |
71,6 |
71,8 |
Объем промышленной продукции на одного работника СЭЗ, тыс. руб. |
9,8 |
12,5 |
13,2 |
24,9 |
67,8 |
98,2 |
69,9 |
71,3 |
Объем промышленной продукции, произведенной ПИИ в действующих ценах, млн руб. |
356 |
192,6 |
237,6 |
286,4 |
726,9 |
998,7 |
761,5 |
… |
Среднегодовая численность занятых на ПИИ, тыс. чел. |
3,4 |
3,5 |
3,3 |
2,8 |
6,2 |
9,9 |
9,3 |
… |
Инвестиции в основной капитал, в ценах соответствующих лет, млн руб. |
376,8 |
270 |
224,8 |
289,8 |
1082 |
1301,7 |
1541,7 |
1739,1 |
Иностранные инвестиции, тыс. долл. США |
7057,8 |
685,1 |
1439 |
657 |
2253,6 |
2648,9 |
1051,1 |
341,3 |
Иностранные инвестиции, млн руб. |
0,7 |
15,6 |
2,8 |
7,4 |
0,6 |
0,3 |
89,3 |
29,6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16