Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

 

3.2. Типы российских СЭЗ


Операционно-функциональная структура свободных экономиче­ских зон в мире достаточно многообразна. «Семейство» СЭЗ попол­нилось в последние десятилетия солидной группой представителей, не имеющих ни статуса таможенной экстерриториальности, ни внеш­неэкономической специализации. Понятие «свободная экономическая зона» объединяет сегодня широкий спектр институциональных образо­ваний, общая черта которых — преференции. Используются они госу­дарством, как правило, в контексте селективной либерализации ин­вестиционного климата — поощрения определенных направлений хо­зяйственной деятельности.

В соответствии с хозяйственной специализацией мировое «семей­ство» свободных экономических зон, как говорилось выше, подраз­деляется на следующие основные типы: зоны свободной торговли; торгово-производственные; технико-внедренческие; сервисные; ком­плексные; международные.

В России зарегистрированы все перечисленные типы СЭЗ, хотя большинство из них действует в законодательно-правовом вакууме, а их деятельность с точки зрения международных стандартов далека от эффективной.

Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможен­ных складов, свободных таможенных зон производственного и торго­вого типов и магазинов беспошлинной торговли.

Первый таможенный склад появился в нашей стране в 1980 г. в Бутове накануне Московской олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализа­ции. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовав­шие таможенные режимы, такие, как свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.

Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров на складах (до трех лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы территории РФ или на остальную часть терри­тории РФ. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям-клиентам налоговые кредиты.

Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме нало­гового кредита, они предоставляют возможность ведения производ­ственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет. Создание свободных складов и регулирование правового режима их деятельности осуществляются в соответствии с таможенным законо­дательством РФ.

Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом РФ и для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производ­ственную деятельность. Свободные таможенные зоны производствен­ного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие благо­приятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается осуществлять производственные операции, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номен­клатуре внешнеэкономической деятельности.

Первые свободные таможенные зоны — «Шереметьево», «Мос­ковский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» — были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных российских регионах, администрация которых не дожидаясь правительственных решений начала создавать свободные таможенные зоны, приступив к их обустройству («Шерри-зон» в Москве, «Гавань» в Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании свободной таможенной зоны в Ульяновске. Свободные таможенные зоны производственного и тор­гового типов стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законопроекте «О свободных экономических зонах», который был одобрен Государственной Думой 9 июля 2000 г.

Разновидностью зон свободной торговли являются и специаль­ные магазины беспошлинной торговли («дьюти фри»), которые распо­лагаются в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. В настоя­щее время магазины беспошлинной торговли (37 предприятий в июне 2000 г.) существенно расширили ассортимент продаваемой продук­ции (косметика, сигареты, спиртные напитки, икра и другие мало­объемные товары). В результате сформировалась отрасль с ежегод­ным объемом продаж, превышающим сотни тысяч долларов.

Из всех свободных экономических зон, созданных на территории России, сегодня наиболее близка к понятию зоны экспортного произ­водства СЭЗ «Находка». Основные цели ее создания — обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных капиталовло­жений и потенциала отечественных предпринимателей для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комп­лексное освоение природных ресурсов региона, расширение экспор­тного производства. Намеченные цели предполагалось достичь путем введения льготного налогообложения и особого таможенного режима.

В соответствии с решением Правительства России «О некото­рых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка"» от 8 сентября 1994 г. и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные взносы в которые превышали 30%, были установлены следующие льготы:

·        федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог — не более 3%;

·        прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождается от налогообложения на пять лет;

·        часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полно­стью освобождается от налога.

К середине 1990-х гг. СЭЗ «Находка» добилась определенных по­ложительных результатов. В ней действовало около 500 предприятий с иностранными инвестициями, главным образом китайскими, япон­скими и американскими, ей были предоставлены иностранные целе­вые кредиты. Осуществляются проекты по созданию на территории СЭЗ российско-южнокорейского технологического парка и россий­ско-американского промышленного парка, на реализацию которых планировалось привлечь свыше 900 млн. долл. Выделены средства из бюджета России на создание ТЭЦ, системы водоснабжения, рекон­струкцию аэропорта «Золотая долина», дополнительных портовых мощностей. Объем экспортной продукции свободной экономической зоной в 1995 г. составил 423 млн долл., в 3 раза превысив импорт.

С февраля 1994 г. административный комитет, осуществляющий управление СЭЗ «Находка», приступил к внедрению новой стратегии ее развития. Основным направлением данной стратегии стало созда­ние в СЭЗ локальных зон, которые должны способствовать улучше­нию инвестиционного климата зоны и созданию новых рабочих мест, стимулировать развитие экспортно-ориентированных отраслей. Дру-roe направление стратегии — превращение СЭЗ «Находка» в центр переработки грузов Азиатско-Тихоокеанского региона.

Формирование СЭЗ «Находка» не завершено. Размеры накоплен­ных зарубежных инвестиций (343 тыс. долл. прямых инвестиций на на­чало 2004 г.) не идут ни в какое сравнение с перспективными планами развития зоны. Сохраняется зависимость свободной экономической зоны от бюджетных дотаций центра. Вместе с тем уже сейчас можно отметить первые позитивные итоги: рост объемов промышленной продукции; рост инвестиций в основной капитал; развитие отдельных элементов инфра­структуры; создание новых рабочих мест (табл. 4), что отличает дан­ную свободную экономическую зону от других СЭЗ России. Опыт СЭЗ «Находка» доказывает возможность развития свободных экономичес­ких зон в России на основе удачного выбора территории, правильной экономической специализации, а также рационального объединения усилий и возможностей федеральных и местных органов власти.

К торгово-производственным зонам может быть также отнесена особая экономическая зона в Магаданской области, созданная в со­ответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения.

Особая экономическая зона, юрисдикция которой распростра­няется только на г. Магадан, наделена значительными льготами. До 31 декабря 2005 г. при осуществлении хозяйственной деятельности участники зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступаю­щей в федеральный бюджет, однако 50% суммы налоговых освобож­дений они платят в виде регистрационного сбора во внебюджетный фонд администрации зоны. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождают­ся от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие произ­водства и социальной сферы.

Предприятия — участники зоны освобождены также от уплаты таможенных сборов и налогов. Иностранные товары, приобретаемые участниками зоны для производственных нужд и используемые на территории зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей. Подвергнутые обработке иностранные товары не облагаются таможенными пошлинами и другими налогами при их ввозе на остальную часть таможенной территории РФ.

В 2002 г. участниками особой экономической зоны являлись 412 субъектов хозяйственной деятельности. Наибольшее их количе­ство сосредоточено в промышленности (17%), торговле (45%), сфере услуг (12%), строительстве (9%) и транспорте (8%). Подобная струк­тура участников ОЭЗ в целом соответствует отраслевой структуре пред­приятий области.


Таблица 4. Основные показатели социально-экономического развития СЭЗ «Находка»

Показатель

1995

1996

1997

1998

2000

2001

2002

2003

Объем промышленной продукции в действующих ценах, млн руб.

864,7

1085

1073

1833,7

4997,5

7049,2

5077,8

5118,5

Среднегодовая численность заня­тых в экономике, тыс. чел.

87,7

86,6

81,2

73,7

73,7

71,8

71,6

71,8

Объем промышленной продукции на одного работника СЭЗ, тыс. руб.

9,8

12,5

13,2

24,9

67,8

98,2

69,9

71,3

Объем промышленной продукции, произведенной ПИИ в действую­щих ценах, млн руб.

356

192,6

237,6

286,4

726,9

998,7

761,5

Среднегодовая численность заня­тых на ПИИ, тыс. чел.

3,4

3,5

3,3

2,8

6,2

9,9

9,3

Инвестиции в основной капитал, в ценах соответствующих лет,

млн руб.

376,8

270

224,8

289,8

1082

1301,7

1541,7

1739,1

Иностранные инвестиции, тыс. долл. США

7057,8

685,1

1439

657

2253,6

2648,9

1051,1

341,3

Иностранные инвестиции, млн руб.

0,7

15,6

2,8

7,4

0,6

0,3

89,3

29,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты