Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», вступивший в силу 22 января 1996 г., призван активизировать деятельность этого хозяйственно-территориального образования. Несмотря на короткий срок существования Особой экономической зоны, можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. Так, за 1999—2003 гг. инвестиции в основной капитал в Калининградской области выросли на 406% (в Российской Федерации — на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в Российской Федерации — на 137%). В условиях отмены ввозных таможенных пошлин увеличился ввоз в область комплектующих изделий и технологического оборудования, что позволило организовать ряд импортозамещающих производств. В области выросли новые отрасли — автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная (продукция, которой стала конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешнем рынках), сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в Особой экономической зоне сохраняются зависимость от бюджетных дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из (в) Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения (42-е место среди российских регионов в 2002 г.), огромный торговый дефицит, на финансирование которого тратится более 4% актива платежного баланса России, рост теневой экономики.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона Правительство РФ 7 декабря 2001 г. приняло Постановление «О федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». Основные цели программы:
а) обеспечение геостратегических интересов России в Балтийском регионе:
· развитие Калининграда как крупного транспортного узла России;
· обеспечение устойчивого энергоснабжения области;
· улучшение экологической обстановки;
· обеспечение зашиты окружающей среды с учетом выполнения обязательств России, определенных международными договорами;
б) задачи общефедерального уровня:
· трансформация структуры региона в направлении экспортной
· ориентации;
· совершенствование механизма функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области;
· развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
· развитие туристическо-рекреационного комплекса;
в) задачи регионального значения, требующие государственной
поддержки:
· комплексное развитие сельского хозяйства;
· развитие рыбопромышленного комплекса;
· развитие отраслей социальной сферы.
Объем финансирования Программы составляет 93,049 млрд. руб.
в ценах 2001 г.
Одновременно Правительство России разработало закон об Особой экономической зоне в Калининградской области, что вызвано в первую очередь расширением ЕС на восток, еще больше усугубившим анклавное положение зоны. Работа над этим документом потребовала не только согласования позиций разных министерств, но и переговоров с руководством ЕС по различным проблемам, включая транзит грузов в Калининградскую область. Работа над законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», подготовленным администрацией области и Министерством экономического развития и торговли РФ, была завершена в середине 2005 г[29].
В соответствии с законом ОЭЗ в Калининграде будет действовать 25 лет, при этом предприятия, работающие в области по нормам закона 1996 г., получат право на сохранение этих условий еще в течение десяти лет. В прежнем законе существовали ограничения на перечень товаров и услуг, подпадающих под свободный таможенный режим. Теперь перечень таких товаров и услуг будет утверждаться отдельно от закона. Согласно предложениям МЭРТа товары и услуги будут ввозиться в Калининградскую область без пошлин и ограничений, предусмотренных российским законодательством, за исключением подакцизных товаров, а также товаров, запрещенных к ввозу в Россию и помещению под таможенный режим ОЭЗ. Кроме расширения списка беспошлинных товаров новым законопроектом предполагаются льготы по продаже валютной выручки.
Минэкономразвития и администрация Калининградской области внесли также предложение освободить инвесторов, вкладывающих в проекты на территории Особой экономической зоны более 150 млн. руб., на шесть лет от налога на прибыль, а в последующие шесть лет предоставить им возможность платить только 50% налога. Но поскольку против этого возражало Министерство финансов РФ, то Правительству России пришлось согласиться на сокращение поступления в бюджет из Калининграда. После согласования позиций по налогу на прибыль Правительство РФ передало документ в Государственную Думу. Как и ожидалось, закон был принят уже к 750-летию Калининграда, т.е. в конце июля 2005 г. Таким образом, крупный экономический потенциал и преференциальный режим хозяйственной деятельности в Особой экономической зоне в Калининградской области позволяют утверждать, что эта зона имеет хорошие шансы превратиться в эффективно действующий механизм регионального развития.
Особое место во внешнеэкономической политике России занимает формирование международных экономических зон, осуществление международных программ по развитию приграничных районов. Так, подготовлен международный проект развития района бассейна реки Туманная (Тумантанский проект) на стыке границ России, Китая и КНДР. В основу проекта положена концепция сотрудничества в рамках трех национальных экономических зон по собственным согласованным планам в различных режимах функционирования. Проект рассчитан на 20 лет, его общая стоимость — 30 млрд. долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. К середине 1996 г. в Туманганскую зону были привлечены иностранные инвестиции в размере 500 млн. долл., из которых 260 млн долл. приходится на Россию. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
В настоящее время завершился предынвестиционный этап реализации Туманганской программы. В декабре 1995 г. в Нью-Йорке подписаны три главных межправительственных документа о создании организационных структур для координации экономического сотрудничества стран-участниц:
1) пятистороннее соглашение о создании Консультативной комиссии по развитию района бассейна реки Туманная и Северо-Восточной Азии;
2) трехстороннее соглашение о создании Координационного комитета трех прибрежных государств (России, КНР и КНДР) по развитию района бассейна реки Туманная;
3) меморандум о взаимопонимании по руководящим принципам охраны окружающей среды в районе бассейна реки Туманная и Северо-Восточной Азии.
В число приоритетных для российской стороны проектов, включенных в Туманганскую программу, входят такие объекты инфраструктуры, как модернизация морского порта в пос. Зарубино с созданием на его основе транспортного узла, ориентированного на переработку китайских внешнеторговых грузов; строительство железнодорожной линии Хуньчун (КНР)—Краскино—Зарубино с совмещенной колеей, модернизация железнодорожной линии Хасан—Краскино—Уссурийск и ее веток на порты Посьет и Зарубино с увеличением пропускной способности и др.
Участие России в реализации этой программы позволит ей:
· увеличить объем транзитных перевозок из Китая и Монголии;
· стимулировать создание в Приморском крае новых обрабатывающих производств с участием иностранного капитала и развитие международного туризма;
· уменьшить уровень безработицы;
· активизировать торгово-экономические связи со странами региона;
· усилить контроль над экономическими аспектами регионального сотрудничества;
· получить дополнительные возможности для укрепления своих позиций в Северо-Восточной Азии.
В первой половине 1990-х гг. были разработаны и другие проекты приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке с участием России, Китая, Японии и Северной Кореи. Среди них можно выделить проект «Большой Владивосток», проект универсального транспортного узла, проект китайской компании «Ли Фа» и «Стратегический план развития Приморского края». Все эти проекты, несмотря на их различные названия, предусматривают:
· создание СЭЗ на территории Приморья, Северной Кореи или Китая;
· реконструкцию или создание морского порта на территории этой СЭЗ и превращение его в международный;
· создание мощного инфраструктурного узла с расположением железнодорожных линий и нефтепроводов по направлению к Китайской восточной железной дороге (КВЖД) и Транссибу;
· открытие границы с Китаем и создание свободного перехода на российско-китайской границе.
Однако все проекты из-за пассивности российской стороны не вышли за рамки первоначальной идеи.
Совместное образование и использование приграничных свободных экономических зон со странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Польшей, Украиной, может способствовать развитию приграничной торговли, осуществлению совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон.
3.3.Основные проблемы российских СЭЗ
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.
Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных образований не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.
Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.
Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность политики зонирования в нашей стране заключается в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, который до настоящего времени не принят, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ привело к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или парламентские акты) неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16