Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», вступивший в силу 22 января 1996 г., при­зван активизировать деятельность этого хозяйственно-территориаль­ного образования. Несмотря на короткий срок существования Осо­бой экономической зоны, можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. Так, за 1999—2003 гг. инвестиции в ос­новной капитал в Калининградской области выросли на 406% (в Рос­сийской Федерации — на 154%), а объем промышленного производства увеличился на 195% (в Российской Федерации — на 137%). В условиях отмены ввозных таможенных пошлин увеличился ввоз в область ком­плектующих изделий и технологического оборудования, что позволи­ло организовать ряд импортозамещающих производств. В области вы­росли новые отрасли — автомобильная (из импортных комплектую­щих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная (продукция, которой стала конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешнем рынках), сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значитель­ный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторго­вых связей России. Одновременно в Особой экономической зоне со­храняются зависимость от бюджетных дотаций центра, высокие базо­вые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из (в) Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения (42-е место среди российских регионов в 2002 г.), огромный торговый дефицит, на финансирование которого тратится более 4% актива пла­тежного баланса России, рост теневой экономики.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического раз­вития региона Правительство РФ 7 декабря 2001 г. приняло Поста­новление «О федеральной целевой программе развития Калининг­радской области на период до 2010 года». Основные цели программы:

а) обеспечение геостратегических интересов России в Балтийском регионе:

·        развитие Калининграда как крупного транспортного узла России;

·        обеспечение устойчивого энергоснабжения области;

·        улучшение экологической обстановки;

·        обеспечение зашиты окружающей среды с учетом выполнения обя­зательств России, определенных международными договорами;

б)  задачи общефедерального уровня:

·        трансформация структуры региона в направлении экспортной

·        ориентации;

·        совершенствование механизма функционирования Особой эко­номической зоны в Калининградской области;

·        развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

·        развитие туристическо-рекреационного комплекса;

в)  задачи регионального значения, требующие государственной

поддержки:

·        комплексное развитие сельского хозяйства;

·        развитие рыбопромышленного комплекса;

·        развитие отраслей социальной сферы.

Объем финансирования Программы составляет 93,049 млрд. руб.

в ценах 2001 г.

Одновременно Правительство России разработало закон об Особой экономической зоне в Калинин­градской области, что вызвано в первую очередь расширением ЕС на восток, еще больше усугубившим анклавное положение зоны. Работа над этим документом потребовала не только согласования позиций разных министерств, но и переговоров с руководством ЕС по различ­ным проблемам, включая транзит грузов в Калининградскую область. Работа над законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», подготовленным администрацией облас­ти и Министерством экономического развития и торговли РФ, была завершена в середине 2005 г[29].

В соответствии с законом ОЭЗ в Калининграде будет дей­ствовать 25 лет, при этом предприятия, работающие в области по нормам закона 1996 г., получат право на сохранение этих условий еще в течение десяти лет. В прежнем законе существовали ограниче­ния на перечень товаров и услуг, подпадающих под свободный тамо­женный режим. Теперь перечень таких товаров и услуг будет утверж­даться отдельно от закона. Согласно предложениям МЭРТа товары и услуги будут ввозиться в Калининградскую область без пошлин и ог­раничений, предусмотренных российским законодательством, за ис­ключением подакцизных товаров, а также товаров, запрещенных к ввозу в Россию и помещению под таможенный режим ОЭЗ. Кроме расширения списка беспошлинных товаров новым законопроектом предполагаются льготы по продаже валютной выручки.

Минэкономразвития и администрация Калининградской облас­ти внесли также предложение освободить инвесторов, вкладываю­щих в проекты на территории Особой экономической зоны более 150 млн. руб., на шесть лет от налога на прибыль, а в последующие шесть лет предоставить им возможность платить только 50% налога. Но поскольку против этого возражало Министерство финансов РФ, то Правительству России пришлось согласиться на со­кращение поступления в бюджет из Калининграда. После согласования позиций по налогу на прибыль Правитель­ство РФ передало документ в Государственную Думу. Как и ожидалось, закон был принят уже к 750-летию Калининграда, т.е. в конце июля 2005 г. Таким образом, крупный экономический потенциал и преференциальный режим хо­зяйственной деятельности в Особой экономической зоне в Калинин­градской области позволяют утверждать, что эта зона имеет хорошие шансы превратиться в эффективно действующий механизм региональ­ного развития.

Особое место во внешнеэкономической политике России занима­ет формирование международных экономических зон, осуществление международных программ по развитию приграничных районов. Так, подготовлен международный проект развития района бассейна реки Туманная (Тумантанский проект) на стыке границ России, Китая и КНДР. В основу проекта положена концепция сотрудничества в рам­ках трех национальных экономических зон по собственным согласо­ванным планам в различных режимах функционирования. Проект рассчитан на 20 лет, его общая стоимость — 30 млрд. долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. К сере­дине 1996 г. в Туманганскую зону были привлечены иностранные ин­вестиции в размере 500 млн. долл., из которых 260 млн долл. прихо­дится на Россию. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.

В настоящее время завершился предынвестиционный этап реали­зации Туманганской программы. В декабре 1995 г. в Нью-Йорке под­писаны три главных межправительственных документа о создании организационных структур для координации экономического сотруд­ничества стран-участниц:

1)  пятистороннее соглашение о создании Консультативной ко­миссии по развитию района бассейна реки Туманная и Северо-Вос­точной Азии;

2)  трехстороннее соглашение о создании Координационного ко­митета трех прибрежных государств (России, КНР и КНДР) по раз­витию района бассейна реки Туманная;

3)  меморандум о взаимопонимании по руководящим принципам охраны окружающей среды в районе бассейна реки Туманная и Севе­ро-Восточной Азии.

В число приоритетных для российской стороны проектов, вклю­ченных в Туманганскую программу, входят такие объекты инфраструк­туры, как модернизация морского порта в пос. Зарубино с созданием на его основе транспортного узла, ориентированного на переработку китайских внешнеторговых грузов; строительство железнодорожной линии Хуньчун (КНР)—Краскино—Зарубино с совмещенной колеей, модернизация железнодорожной линии Хасан—Краскино—Уссурийск и ее веток на порты Посьет и Зарубино с увеличением пропускной способности и др.

Участие России в реализации этой программы позволит ей:

·        увеличить объем транзитных перевозок из Китая и Монголии;

·        стимулировать создание в Приморском крае новых обрабатыва­ющих производств с участием иностранного капитала и разви­тие международного туризма;

·        уменьшить уровень безработицы;

·        активизировать торгово-экономические связи со странами региона;

·        усилить контроль  над экономическими аспектами регионального сотрудничества;

·        получить дополнительные возможности для укрепления своих позиций в Северо-Восточной Азии.

В первой половине 1990-х гг. были разработаны и другие проекты приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке с участием Рос­сии, Китая, Японии и Северной Кореи. Среди них можно выделить проект «Большой Владивосток», проект универсального транспорт­ного узла, проект китайской компании «Ли Фа» и «Стратегический план развития Приморского края». Все эти проекты, несмотря на их различные названия, предусматривают:

·        создание СЭЗ на территории Приморья, Северной Кореи или Китая;

·        реконструкцию или создание морского порта на территории этой СЭЗ и превращение его в международный;

·        создание мощного инфраструктурного узла с расположением же­лезнодорожных линий и нефтепроводов по направлению к Ки­тайской восточной железной дороге (КВЖД) и Транссибу;

·        открытие границы с Китаем и создание свободного перехода на российско-китайской границе.

Однако все проекты из-за пассивности российской стороны не вышли за рамки первоначальной идеи.

Совместное образование и использование приграничных свобод­ных экономических зон со странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Польшей, Украиной, может способствовать развитию приграничной торговли, осуществле­нию совместных проектов на основе использования сырьевых ресур­сов и производственных мощностей обеих сторон.


3.3.Основные проблемы российских СЭЗ


Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, мож­но подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.

Экспертная оценка практики функционирования свободных эко­номических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных образований не способству­ет решению приоритетных для страны проблем в области стабилиза­ции и подъема экономики, регионального развития и укрепления фе­дерализма, развития внешнеэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и спо­собом первоначального накопления капиталов, впоследствии утека­ющих за рубеж.

Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность полити­ки зонирования в нашей стране заключается в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, который до настоящего времени не принят, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федераль­ного закона о СЭЗ привело к тому, что реализация любых принимае­мых по вопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы или парламентские акты) неизбежно упирается в приоритет­ность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодатель­ства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты