Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

1.3. Современная классификация СЭЗ в Китае.


Уже длительное время внимание экономистов и широкой общественности в мире привлекает «китайское экономическое чудо». Действительно, Китай совершает в мощный экономический рывок. В течение нескольких лет по темпам роста он является лидером даже в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Успехи, демонстрируемые сегодня Китаем миру, свидетельствуют  об  эффективности  избранной   им   модели  развития, включающей в себя реформу экономической системы и политику внешней открытости. Политика «открытости внешнему миру» имеет целью формирование, и предоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в страну иностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий, современных методов управления в сферах производства и сервиса. В партийных и правительственных документах она неизменно называется долгосрочной государственной политикой, что должно убедить иностранных инвесторов в стабильности данного курса и повысить их доверие. Посредством политики «открытых дверей» предполагалось привлечь в страну иностранных инвесторов, провести на этой основе коренную модернизацию экономики, резко увеличить экспортность хозяйства и тем самым найти пути решения вечных проблем Китая — продовольственной и занятости. Свободные экономические зоны в Китае были задуманы как инструмент открытой экономической политики.

Перед СЭЗ при их создании в Китае ставились многообразные задачи. В их числе — интенсивное привлечение из-за рубежа иностранных инвестиций и передовой технологии, совершенствование отраслевой структуры производства и социально-экономического развития территорий, расширение экспортной базы и увеличение валютных поступлений, подготовка квалифицированных технических и управленческих кадров и др. Китайская практика устройства свободных экономических зон насчитывает более 20 лет, но демонстрирует свою высокую эффективность. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах. Наиболее активно изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В настоящий момент в Китае действует несколько моделей свободных экономических зон:

·        особые экономические зоны;

·        открытые города и территории;

·        зоны экономического и технологического развития;

·        зоны экономического развития;

·        зоны свободной торговли;

·        зоны приграничного экономического сотрудничества.

За последние годы в крупных и средних городах страны создано 14 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического развития и 53 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения.[9] Режим в этих зонах различается видами и уровнем экономических льгот, объемом полномочий органов власти и юридических лиц в сфере внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, условиями аренды земли иностранным и национальным инвесторам.

Начиная с 1980 года, Китай создал пять СЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь), а также остров Хайнань, который является одновременно провинцией страны. Эти особые экономические районы ориентированы, прежде всего, на внешние рынки. Достаточно сказать, что на экспорт из пяти СЭЗ поступает более половины производимой там продукции. В СЭЗ развивается главным образом обрабатывающая промышленность, включающая, кроме собственного производства, также научно-экспериментальную базу и торгово-сбыточную сеть. На территории СЭЗ производится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются на территории СЭЗ многими льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Все это дает свои плоды, позволяя Китаю приобретать передовую технику и технологии, заимствовать современные методы управления бизнесом, получать информацию о положении на мировых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Наряду с созданием СЭЗ с 1985 года начинается распространение льготного режима для иностранного капитала в 14 приморских городах, расположенных вдоль восточного побережья страны. В этих городах, а также некоторых других создаются зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). Наибольшее развитие они получили в таких городах, как Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гаунчжоу. Официально в Китае зарегистрировано 53 ЗТЭР к 2004 г. Особое место среди ЗТЭР занимает зона г. Куныпань, которая создавалась практически без государственной материальной поддержки по принципу опоры на собственные силы.

Открытые приморские города играют роль «окон» и посредников на внешнем рынке, а созданные на их территориях зоны технико-экономического развития стали очень привлекательными для иностранных инвесторов. Число совместных предприятии исчисляется здесь тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает несколько десятков миллиардов долларов США. Кроме того, с 1985 года стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

Наиболее масштабным проектом, который реализуется с 1990 года в Шанхае, является открытие и освоение шанхайской «зоны экономического развития» Пудун. Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства в Китае, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупный торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского   региона.   Словом,   создание   нового   района   Пудун явилось важной составной частью стратегических установок Китая в области экономического строительства на завершающее десятилетие XX века и на начало XXI века. Правительство Китая предоставило новому району Пудун более широкие льготы по сравнению с ОЭР. Сейчас в Пудуне функционирует зона свободной торговли, зона экспортной переработки, зона развития новой и высокой технологии и первая в Китае зона, специализирующаяся на развитии финансового сектора. В 1990 году китайское правительство приняло решение о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны»[10].

Помимо упомянутых выше СЭЗ и ЗТЭР, с середины 80-х годов в Китае заметное развитие получают зоны развития новой и высокой технологии (ЗРНВТ). Последние представляют собой технопарки, созданные в районах концентрации кадрового и материального научно-технического потенциала. Они, как правило, располагаются в непосредственной близости от крупных промышленных центров Китая, там, где сосредоточены университеты, крупные НИИ и лаборатории. С начала 90-х годов в портовых городах, в СЭЗ и ЗТЭР появляются свободные таможенные территории — зоны свободной торговли (ЗСТ). Первая из них «Вайгаоцяо» была образована в 1990 году в Шанхае, а к настоящему времени их число уже достигло 30.

В отличие от СЭЗ в зонах свободной торговли существует более льготный и гибкий режим, обеспечивающий свободный приток товаров, инвестиций, рабочей силы. В них, в частности, отсутствует контроль над свободным обращением иностранной валюты, и всем расположенным там предприятиям предоставляются права осуществления внешнеторговых операций. ЗСТ должны служить связующим звеном между китайской и мировой экономикой, обеспечив тем районам (городам), где они расположены, выход на международный рынок. По свидетельству китайского руководства, развитие, ЗСТ явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики КНР.

Начиная с марта 1992 года, Китай открыл внешнему миру 13 приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ванъдин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-ЧжуанскиЙ автономный район). Некоторое время спустя китайское правительство приняло решение открыть еще и административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов), а именно города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.

Приграничные города обладают существенными географическими преимуществами для развития сотрудничества с соседними странами, включая Россию, с которой у Китая наиболее протяженная граница. В настоящее время в этих городах интенсивно создается необходимая инфраструктура, разворачивается приграничная торговля на основе бартера. Это оказывается не только взаимополезным делом для заинтересованных сторон, но и позволяет извлекать такую выгоду, которую невозможно получить иным способом.

В 2000 г. Госсовет Китая принял решение « большого освоения запада», открыты 11 внутриконтинентальные провинции и автономные районы на западе Китая. С этих пор совершилась разработанная система открытости «точка - линия - поверхность»

Итак, создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности. СЭЗ получили широкое распространение как в развитых странах, так и в развивающихся    странах,    и    играют    важную    роль    в    мировой экономической жизни.


Выводы по первой главе.

В результате проведенного в первой главе анализа проблем, касающихся общей характеристики свободных экономических зон в Китае, можно сделать несколько обобщающих выводов:

1. Существует традиционное понятие «свободной экономической зоны»,    предполагающее    выделение    особых    территорий,    которые предназначены  служить  местом  прямых иностранных инвестиций  в промышленность и услуги, в которых устанавливается особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Однако при более деятельном рассмотрении понятия СЭЗ можно увидеть в нем органическое   единство   трех   подсистем:   экономической,   природно-географической      и      социальной.      Прочность      такого      единства предопределяет экономическую эффективность функционирования СЭЗ.

2. Для успешного функционирования СЭЗ в Китае потребовалось сформировать современную и надежную правовую базу с учетом интересов иностранных инвесторов.

3. Классификация свободных экономических зон в Китае позволяет выделить:

·        особые экономические районы;

·        открытые города и территории;

·        зоны экономического и технологического развития;

·        зоны экономического развития;

·        зоны свободной торговли;

·        зоны приграничного экономического сотрудничества.

4. Особенность строительства китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть система «точка — линия — поверхность». Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем, СЭЗ стали создаваться в центральных районах. И, наконец, в последнюю очередь начался процесс «большого освоения запада Китая».

Все это только первый этап экономических реформ, называемый «наклоном региональной политики». В конце XX века началось развитие второго этапа — «наклон промышленной структуры». Например, переход с экспорта природных ресурсов на экспорт готовой продукции, с трудоемких отраслей промышленности на наукоемкие отрасли промышленности по освоению и эксплуатации высоких новейших технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты