Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

Срок договора о совместном предприятии устанавливается по соглашению между партнерами с учетом конкретных условий различных отраслей и проектов. Как правило, срок деятельности совместного предприятия, созданного для обычного проекта, составляет от 10 до 30 лет. Срок деятельности совместного предприятия по проекту с большим объемом капитала, долговременным строительством, низкой прибылью может превышать 30 лет, достигать 50 и более лет.

Совместные предприятия с участием иностранного инвестора получают более выгодные льготы по сравнению с китайскими предпри­ятиями. Необходимые совместному предприятию сырье, топливо, детали комплектного оборудования следует закупать, прежде всего, в Китае, но также можно закупать их непосредственно и на международном рынке.

В рамках своего хозяйствования, предприятию разрешается закупать нужные сырье и топливо и реализовать свою продукцию на международном рынке. Подобного права экспорта и импорта ныне не имеют многие китайские предприятия.

Совместное предприятие по китайско-иностранным договорам является договорной организацией экономического сотрудничества, созданной китайским и иностранным партнерами в соответствии с принципами равноправия и взаимной выгоды и с разрешения правительства Китая. Совместное предприятие с китайским и иностранным капиталом характеризуется четким определением двумя сторонами законных прав, интересов и обязанностей. Согласно подписанному между ними договору производится распределение прибыли, возлагается доля риска и убытка, определяются формы хозяйствования и управления предприятием, а также имущественные права.

Форма хозяйствования и управления предприятием может быть разнообразной. Так, например, совместное управление предприятием, управление предприятием уполномоченным на то партнером, управление предприятием уполномоченным третьем лицом или отдельное управление партнерами определенной производственной операцией и процессом на предприятии. Последнее формально является экономической субстанцией, в которой при создании совместного управленческого аппарата функционируют разные субсистемы, подчиняющиеся отдельным партнерам и отвечающие за определенную производственную деятельность предприятия.

Предприятие иностранного капитала представляет собой хозяйственный объект, созданный в Китае полностью на основе капитала иностранного инвестора согласно соответствующим законам КНР. Предприятие   иностранного   капитала,   соответствующее   требованиям китайских законов о юридическом лице, приобретает на законных основаниях права китайского юридического лица. Его капиталовложения, получаемая прибыль, а также другие законные права и интересы охраняются китайскими законами.

В целях содействия развитию народного хозяйства Китая создаваемое на территории Китая предприятие иностранного капитала должно применять передовую технологию и оборудование, либо экспортировать всю или большую часть продукции. В пределах, разрешенных для осуществления хозяйственной деятельности, такие предприятия могут закупать в Китае и на мировом рынке необходимые сырье, топливо и другие материальные ресурсы. Иностранный инвестор может переводить за границу зарплату и законные доходы иностранных рабочих и служащих, законную прибыль, другие законные доходы и средства.

Согласно ряду принятых законов и нормативных актов КНР определяется весьма широкая сфера приложения иностранного капитала. В программе девятой пятилетки (1996-2005 гг.) были разработаны два основных отраслевых направления использования иностранного капитала в народном хозяйстве: разрешается создание совместных предприятий в таких важных отраслях, как, во-первых, энергетика, транспорт, связь, промышленность строительных материалов, строительство электроэнергетики и портов, добыча нефти, техническая реконструкция машиностроения и электроники; во-вторых, отрасли, стимулирующие увеличение экспорта и импортозамещения. Специально поощряются капиталовложения иностранных инвесторов в высокотехнологичные научно-технические отрасли.

Необходимо отметить, что важную роль играет государственная отраслевая политика в определении и урегулировании направлений иностранных инвестиций в народное хозяйство в целом. С 1989 года в Китае снова началась разработка государственной отраслевой политики. В опубликованном «Решении Госсовета об основных направлениях современной отраслевой политики» правительство рассмотрело ключевые проблемы, сложившиеся в отраслевой структуре экономики и определило основные направления по урегулированию отраслевой структуры и развитию приоритетных отраслей. Главной задачей начала нового столетия является опора на развитие сельского хозяйства, энергетики, транспорта, промышленности строительных материалов и других основных отраслей. Конструктивным методом и средством для привлечения капиталовложений из-за рубежа стала заблаговременная разработка государственной отраслевой политики в соответствии с принципом стабильного и пропорционального развития народного хозяйства и решения актуальных задач экономики страны.

В июле 1995 г. были опубликованы «Временные положения по регулированию направлений иностранных инвестиций» и «Каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения иностранных капиталовложений», в которых уже перечисленные топливо и энергетика, транспорт, важные ресурсы и материалы, новая аграрная техника и новые технологии отнесены к числу тех объектов первой категории, где поощряются иностранные инвестиции. Некоторые другие отрасли, как, например, внешняя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, плавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объектов второй категории, где вложение иностранного капитала вообще запрещалось в прошлом и теперь опускается с определенными ограничениями, то есть его можно привлекать в опытном порядке первоначально в некоторых отраслях.

Исходя из «принципа равноправия и взаимной выгоды», в законодательстве КНР предусматривается, что объект иностранной инвестиции должен быть взаимовыгодным для китайской и иностранной сторон. Предложение о создании совместных предприятий не утверждается, если при этом нарушаются государственный суверенитет Китая, китайские законы, а также в случае несоответствия потребностям развития экономики КНР, наличия явного неравенства сторон в условиях инвестиционного контракта, нанесения ущерба правам и интересам одной из сторон.

В связи с появлением новой формы использования иностранного капитала — акционерной — были разработаны соответствующие законы. В развитии хозяйственного законодательства, касающегося акционерной формы совместного предпринимательства, можно выделить два этапа. На первом, по существу экспериментальном, речь шла главным образом о нормативных актах местных властей. Формально его начало можно отнести еще к сентябрю 1986 г., когда гуандунским Собранием народных представителей было принято «Положение о предприятиях с иностранным участием в специальных экономических зонах провинции Гуандун», в котором впервые, наряду с привлечением капитала в форме совместных и полностью иностранных предприятий, допускалось создание акционерных обществ с иностранным участием.

Реально выпуск акций типа «В» начался после издания Народным Банком Китая (НБК) и правительством Шанхая «Циркуляра о специальных акциях юаневого номинала» (ноябрь 1991 г.), а также аналогичного документа НБК и правительства Шэньчжэня (декабрь 1991 г.). Деятельность компаний-эмитентов регламентировалась «Временным положением г. Шэньчжэня об обществах с ограниченной ответственностью», изданным правительством Шэньчжэня в марте 1992 г., и «Временным положением г. Шанхая об акционерных компаниях», выпущенным шанхайским правительством в мае 1992 г. Эмиссия акций для размещения на зарубежных рынках происходила в соответствии с изданным  в  мае   1992   г.   Госкомиссией   по   экономической  реформе «Циркуляром о требованиях к акционерным компаниям с ограниченной ответственностью».

Начало второго этапа связано с принятием в декабре 1993 г. Закона КНР «О компаниях». Его значение выходит далеко за рамки политики привлечения иностранных инвестиций. По существу речь идет о первом в истории КНР законодательном акте, регламентирующем основные правовые формы предприятий — вне зависимости от формы собственности и функциональных особенностей. Закон описывает две основные формы хозяйственной деятельности — компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании. К первой категории относится широкий круг хозяйствующих субъектов, начиная с государственных и коллективных предприятий и заканчивая паевыми, контрактными совместными предприятиями и предприятиями полной иностранной собственности.

Опыт эмиссии отдельных типов акций для иностранных инвесторов обобщен еще в двух документах, изданных Госсоветом КНР. Вопросам эмиссии акций типов «Н» посвящено «Специальное положение о выпуске акционерными компаниями акций для размещения на зарубежных рынках» (август 1994 г.), а проблемам выпуска акций типа «В» — «Положение о привлечении акционерными компаниями иностранных инвестиций на внутреннем рынке», (декабрь 1995 г.). Достаточно трудно проводить прямое сопоставление этих нормативных актов. Более поздний документ лучше юридически проработан, и в нем присутствуют некоторые разделы, которых не было в документе 1994 г.

Представляется, что слабым местом общенационального законодательства остается регулирование операций на вторичном рынке. Вопросы, связанные с биржевыми котировками акций, рассматриваются в действующих нормативных актах только в самой общей форме. На практике в отношении акций типов «Н» они решаются в соответствии срегламентами бирж Гонконга и Нью-Йорка. Котировки акций типа «В» происходят по правилам шанхайской и шэньчжэньской бирж. Сделки в Шэньчжэне осуществляются в гонконгских, а в Шанхае — в американских долларах. Торговля происходит в бездокументальной форме — через электронные системы, без физического перемещения акций. Результаты сделок оформляются на третий день после совершения торгов.

По мнению китайских экономистов, иностранному капиталу отводится активная стимулирующая роль в осуществлении ускоренной модернизации экономики и достижении передовых рубежей экономического и научно-технического развития. Совокупный эффект от использования всего комплекса преимуществ прямого инвестирования иностранных предпринимателей в экономику КНР заключается в минимальном    расходовании            дополняющих            национальных

инвестиционных          средств,    исключении          роста          внешней

задолженности, непосредственной заинтересованности иностранного инвестора в наиболее результативном освоении и использовании предоставляемых им средств и др.

С начала 80-х гг. Китай, предприняв все возможные меры, привлек огромные материальные, финансовые и людские ресурсы на строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, системы связи, электростанций, объектов водоснабжения и т.д., тем самым создал благоприятные условия для иностранных инвесторов. Вместе с тем, Китай повысил «гибкость» в привлечении иностранных инвестиций. В КНР было разработано и опубликовано более 500 законов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностранных граждан в Китае. Все это создало правовую основу и 115 предоставило юридические гарантии для иностранцев, вкладывающих капитал в Китае.

Не останавливаясь на достигнутом и полностью осознав важность формирования инвестиционного климата в привлечении иностранного капитала в СЭЗ, китайское правительство прилагает все больше усилия в этой области. В докладе на Всекитайском съезде КПК (12.09.1997 г.) Цзян Цзиминя было отмечено, что нужно «активно, рационально и эффективно использовать иностранный капитал. В соответствии с законом охранять права и интересы предприятий с иностранным капиталом, предоставлять им национальный статус. Совершенствовать и соблюдать законы и нормы, регулирующие внешнеэкономические связи и внешнюю торговлю. Правильно регулировать отношения открытости внешнему миру и независимости и самостоятельности, опоры на собственные силы, поддержать экономическую безопасность государства». Это замечание конкретизировало серьезные намерения китайского руководства — больше, дольше и лучше работать с иностранным капиталом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты