Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

2.  Полезность китайского опыта определяется более продуманной и целенаправленной кредитно-финансовой и налогов политикой по сравнению с аналогичной политикой России, не способствующей эффективному функционированию СЭЗ в стране и широкому привлечению иностранных инвестиций в российскую ослабленную экономику.

3. Для дальнейшего повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в России с учетом успешного опыта китайских СЭЗ включают следующие мероприятия, которые в первую очередь нужно осуществить в развитии СЭЗ России, а именно: нормализация макрорегулирования; улучшение инвестиционной обстановки; полная системность строительства СЭЗ

Чтобы составить долгосрочную стратегию по развитию СЭЗ в России, необходимо:

·        сделать   СЭЗ   важной   ведущей   силой   в   процессе   перехода экономической системы России к стадии зрелой рыночной экономики, для        этого    потребуется    изменить    экономические,    политические, идеологические      влияния      бывшей      центрально-административной системы;

·        сделать   СЭЗ   важным   каналом   для  усиления   открытости внешнему миру;

·        сделать СЭЗ важным каналом для привлечения иностранных капиталов, передовых технологий и современного менеджмента;

·        сделать СЭЗ важным  каналом  для  укрепления  комплексной государственной мощи России, при чем начать этот процесс желательно с Дальнего Востока, а потом распространить его на всю страну, тем самым совершить равномерное развитие экономики России;

·        с помощью СЭЗ полностью выявить преимущества России в природных ресурсах , сделать СЭЗ каналом восполнения недостатков России в бытовой технике и легкой промышленности;

·        сделать    СЭЗ    базой    эксперимента    по    составлению    и совершенствованию    законов    и    правил    по    внешнеэкономической деятельности, сохранению стабильности и преемственности в проведении внешнеэкономической  политики;

·         на    базе    СЭЗ    усилить    политическое    и    экономическое сотрудничество    с    соседними    странами,    развивать    добрососедские отношения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                             

Начало XXI века характеризуется активной деятельностью разного рода свободных экономических зон в мировом хозяйстве. Создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности, СЭЗ получили широкое распространение, как в развитых странах, так и в развивающихся странах, и играют в важную роль в мировой экономической жизни.

СЭЗ способствует привлечению иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и притоку валюты, увеличению занятости, ускорению процесса структурных изменений в производстве, открытию границ для сотрудничества.

80-е и 90-е годы для КНР были периодом перехода к последовательному проведению открытой экономической политики, включению национального хозяйства в мировое хозяйство и более активному участию в интеграционных процессах. Такая стратегия получила воплощение в создании свободных экономических зон. Эти зоны относятся к числу наиболее развитых регионов Китая, имеют выгодное географическое расположение, хорошую производственную базу и выпускают почти четверть всей валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции страны.

Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. И это доказывается тем фактом, что темпы роста экономики в этих районах значительно выше, чем в других регионах КНР. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

Как показывает китайский опыт, распространение элементов рыночного механизма в экономике СЭЗ должно сопровождаться разработкой и активным применением экономических рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической обоснованности административных и правовых методов управления экономикой.

Стремление СЭЗ Китая достичь больше эффективности в использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнерами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем объеме инвестиций; контрактные СП, являющиеся лидером и по числу проектов, и по объему инвестиций в 80-е годы, теперь стали уступать как паевым СП, так и чисто иностранным предприятиям; набирает оборот развитие акционерной формы вложения финансовых средств; лидером инвестиций пока остаются паевые СП, но наблюдается тенденция, дающая основание предполагать, что их место со времени займут чисто иностранные предприятия.

Под государственным контролем иностранный капитал в СЭЗ направляется на развитие экспортной базы, причем предпочтение отдается таким отраслям, как электроника, производство средств механизации и автоматизации производства, технологического и химического оборудования, приобретению современных технологий. Государственная отраслевая политика позволяет изменить структуру промышленного    производства    Китая    в    направлении    налаживания выпуска и экспорта новых видов продукции, расширения ассортимента экспортируемых товаров, а также замены ряда импортируемых изделий отечественными.

На современном этапе для СЭЗ Китая важное значение приобретает процесс технологической оснащенности. Сотрудничество СЭЗ с развитыми странами рассматривается прежде всего как стимул интернационализации научно-технического прогресса за счет постоянного внедрения достижений НТП и распространения их на всю промышленную систему СЭЗ.

Немало важно и то обстоятельство, что развитие СЭЗ заметно оживило внешнеэкономическую деятельность в целом. Активное привлечение внешних финансовых средств позволило Китаю развернуть широкомасштабную экспортную программу и тем самым стимулировать общий объем внешней торговли.

По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.

Наряду с высоким темпом экономического роста в СЭЗ имеют место и некоторые проблемы. Нередко случается потеря контроля над инвестициями, объемом и структурой потребления.

Макроэкономические колебания отрицательно влияют на развитие экономики СЭЗ. Особую негативную роль играет инфляция, которая подает ложные сигналы, порождающие фиктивный бум и ошибочное размещение ресурсов в народном хозяйстве. Эти проблемы необходимо устранять, чтобы добиться рациональной увязки роста экономики и ее стабильности.

Практика показывает, что наблюдающаяся в современном мире неуклонная тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами все более набирает силу. В этих условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не единовременной акцией, а сложным и длительным процессом, требующим периодического возврата к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пересмотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.

Но несмотря на трудности, Китай, все же добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда.

Курс на либерализацию в области внешнеэкономических отношений в России, приносящий положительные результаты, создал возможность успешного развития китайско-российских торговли. А общность социально-политических целей, географическая близость, исторически сложившиеся хозяйственные связи между Россией и Китаем, создают предпосылки для многогранного сотрудничества между двумя странами.

В результате проделанной работы можно сделать следующие основополагающие выводы:

1. Существует традиционное понятие «свободной экономической зоны», предполагающее      выделение       особых       территорий,       которые предназначены служить местом прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги, и в которых устанавливается особый режим и    особые    льготные    условия    хозяйственной    деятельности    для иностранных   инвесторов       и       предприятий   с       иностранными инвестициями. Однако при более деятельном рассмотрении понятия СЭЗ можно увидеть в нем органическое единство трех подсистем: экономической, природно-географической  и социальной.  Прочность такого    единства    предопределяет    экономическую    эффективность функционирования СЭЗ.

2. Предложенная   классификация свободных экономических зон в Китае позволяет выделить:    особые экономические  районы;     открытые   города  и  территории;      зоны экономического и технологического развития;    зоны экономического развития;          зоны   свободной   торговли;       зоны   приграничного экономического сотрудничества.

3. Особенность китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть модель «точка — линия — поверхность».Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем, СЭЗ стали создаваться в центральных районах. И наконец, в последнюю очередь начался процесс « большого освоения запада Китая».

4. Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных  и  трудовых  ресурсов,  а также  научных  кадров.   СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

5. Позитивные    факторы    функционирования     СЭЗ    в    Китае, обеспечили стране резкий рывок в развитии национальной экономики с выходом    на    передовые    позиции    по    ряду    важнейших     видов промышленной продукции (например, легкая промышленность, в том числе текстильная,  пищевая  электронная,  угольная,  стройматериалы, машиностроение, черная       металлургия, химическая промышленность), сельское хозяйство, сфера обслуживания и туризм.

6. Одновременно   создание   и   функционирование   СЭЗ   в   Китае воспроизвели и некоторые негативные факторы в системе национального хозяйства, а именно неразвитость структуры экономики, несоответствие поставленным задачам существующей внешнеторговой системы, уровня управления    предприятиями,    квалификации    работников,    неполнота законодательства. Однако баланс позитивных и негативных факторов складывается к началу XXI в. в пользу позитивных факторов.

7. Современное состояние СЭЗ в России свидетельствует о том, что в стране более или менее успешно функционируют всего лишь три СЭЗ из пятнадцати.   Сравнительный анализ СЭЗ  в России  и Китае  дает основание утверждать, что Китай намного опережает Россию в деле создания и функционирования СЭЗ благодаря более фундаментальному правовому   регулированию   со   стороны   государства   привлечения   и использования иностранных инвестиций в Китае по сравнению с Россией.

8. Активно     функционирующие     СЭЗ     Китая,     несмотря     на существование недостатков в их организации и деятельности, могли бы стать моделью для создания подобных СЭЗ в России в 2000-2010 гг., для скорейшего  вывода  российской  экономики  из  кризисного  состояния. Китайские и российские СЭЗ или российско-китайские СЭЗ могли бы стать       прочной       экономической       базой       российско-китайского широкомасштабного   сотрудничества   в   начале   XXI   в.   и   далее   в долгосрочной перспективе.

9. С    учетом    успешного    опыта    китайских    СЭЗ,    выяснены  проблемы,  которые  в  первую  очередь  нужно  решить  в развитии СЭЗ России: нормализация макрорегулирования;   улучшение инвестиционной обстановки; полная систематичность строительства СЭЗ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

                                                                           

1.     Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2.     Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства".

3.     Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".

4.     Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.

5.     Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497

6.     Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

7.     Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".

8.     Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

9.     Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".

10.  Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".

11.  Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".

12.  Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

13.  Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области".

14.  Готмахер А. «Счет потерь и приобретений: Китай вступил в ВТО, но дискриминация сохранится». 2005 г.

15.  Карлусов В. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки. 2006г. №8. 

16.  Моисеев С. «Тигры спрятались за драконами». Эксперт №16 2004.

17.  Севастьянов М. Международное экономическое сотрудничество. 2003.  №10. С. 4.

18.  Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2005 г.;

19.  Перспективы развития мировых СЭЗ// БИКИ 2004 №64; 71-72; 77; 100

20.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения; Учебное пособие. — М.: Юристь, 2004.

21.  Белоус  Т.Я.   «Экономическое  развитие  Китая  и  прямые  иностранные инвестиции». В: «Вестник Московского Университета» Сер.6, №5 2005.

22.  Бергер  Я.М.   «Использование  иностранных  инвестиций  в  Китае».   В: «Внешнеэкономический бюллетень» 2005.

23.  Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов  — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

24.  Савин В.А. Свободные экономические зоны в Китае. Международный бизнес России, 2005.

25.  Михеев В.В.   «Глобализация   экономики   Китая». Москва, «Памятники исторической мысли» 2004 г.

26.  Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина/  ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.

27.  Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2007.

28.   Потапов   М.А.:  «Внешнеэкономическая  политика  Китая:   проблемы   и перспективы». Москва «Буква» 2002 г.

29.  Пи Цяньшэн, Ван Кай. Опыт китайских зон технико-экономического разви­тия/ Пер. с кит.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

30.  Халдин, М. А., Россия в оффшорном бизнесе /. - М.: Международные отношения, 2005.

31.  Шеньшина, М.А. Особые административные районы КНР Сянган и Аомэнь; образование, политическое и экономическое раз­витие/ —М.: ACT: Восток-Запад, 2006.

32.  #"#">#"#">#"#">#"#">#"_Toc169936558">Приложение

Провинция ГУАНДУН.

Три СЭЗ располагаются в провинции Гуандун: Шеньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай.





































Провинция Фудзянь (Сямэнь).


Провинция Хайнань (он же остров).



































Схемы расположения приграничных городов провинций Цзилинь и Хэйлунцзян: Хуньчунь и Суйфэньхе иХэйхе .



[1] Газета.ru. № 10,  от 20 января2007.

[2] Ианьхай цзинмао. 2002. № 9. Стр.15.


[3] Свободные экономические зоны мира. Москва 1999 г. Стр.23


[4] Газета "Жэньминь жибао", 2002.№ 4 С.53

[5] Ежегодник событий Китая 2004

[6] КонституцияКНР.Пекин.1982. ст.18.

[7] Жэньминь жибао.04.06.2005

[8] КНР: Законодательные акты. М., 2004.С.287.

[9] Савин В.А. Свободные экономические зоны в Китае. Международный бизнес России, 2005, №5, стр. 45


[10] Пи Цяньшэн, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического разви­тия/ Пер. с кит.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. —82 с.


[11]  В. Карлусов Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки. 2006г. №8.  

[12] Севастьянов М... Международное экономическое сотрудничество. 2003. №10. С. 4.

[13] Россия в глобальной политике", 2004.

[14] Чжунго дуйвай цзинцзи няьцзянь (Ежегодник внешнеэкономических связей Китая), 1984—1990 гг.;

    Чжунго цзинцзи няньцзянь (Статистический ежегодник Китая), 1996—2003 гг.; Жэньминь Жибао. 2005.

[15] Развитие внешнеторговой деятельности КНР. //Международное экономическое сотрудничество. 2005. №10. С. 6.

[16] Карлусов В.В. Китайская политика открытой экономики. // Российский экономический журнал.2003. №5. С. 105

[17] По материалам Торгпредства РФ в КНР 14.03. 2004, С.5.

[18] ''Китайский статистический ежегодник. Пекин: Издательство «Китайская статистика». 2004. С. 197.

[19] Доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 2004 г.

[20] Шеньшина, М.А. Особые административные районы КНР Сянган и Аомэнь; образование, политическое и      экономическое раз­витие/ — М.: ACT: Восток-Запад, 2006. —55 с.


[21] Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина/  ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007. - 134 с

[22] Ся Сиюньгэ. Развитие специальных экономических зон и процветание экономики Сянгана. //Реалия и потенциал страны. 2004. №5. С. 20; Китайский статистический ежегодник. Пекин: Издательство «Китайская статистика», 1996. С. 597.

[23] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения; Учебное пособие. — М.: Юристь, 2004. стр 123.


[24] UNCTAD, World investment Report – Geneva, 2005- p. 236.

[25] Бочаров Д. Бизнес и политика. 12, 1997. С. 24-25.

[26] Дин Сянхао. Прямые иностранные инвестиции в КНР и тенденции их развития. // Вопросы международной торговли. 2004. №7.С. 47.

[27] Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов  — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 176 с

[28] Халдин, М. А., Россия в оффшорном бизнесе /. - М.: Международные отношения, 2005. - 101 с.

[29] Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов  — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 198 с

[30] Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2007. — 230 с


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты