2. Полезность китайского опыта определяется более продуманной и целенаправленной кредитно-финансовой и налогов политикой по сравнению с аналогичной политикой России, не способствующей эффективному функционированию СЭЗ в стране и широкому привлечению иностранных инвестиций в российскую ослабленную экономику.
3. Для дальнейшего повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в России с учетом успешного опыта китайских СЭЗ включают следующие мероприятия, которые в первую очередь нужно осуществить в развитии СЭЗ России, а именно: нормализация макрорегулирования; улучшение инвестиционной обстановки; полная системность строительства СЭЗ
Чтобы составить долгосрочную стратегию по развитию СЭЗ в России, необходимо:
· сделать СЭЗ важной ведущей силой в процессе перехода экономической системы России к стадии зрелой рыночной экономики, для этого потребуется изменить экономические, политические, идеологические влияния бывшей центрально-административной системы;
· сделать СЭЗ важным каналом для усиления открытости внешнему миру;
· сделать СЭЗ важным каналом для привлечения иностранных капиталов, передовых технологий и современного менеджмента;
· сделать СЭЗ важным каналом для укрепления комплексной государственной мощи России, при чем начать этот процесс желательно с Дальнего Востока, а потом распространить его на всю страну, тем самым совершить равномерное развитие экономики России;
· с помощью СЭЗ полностью выявить преимущества России в природных ресурсах , сделать СЭЗ каналом восполнения недостатков России в бытовой технике и легкой промышленности;
· сделать СЭЗ базой эксперимента по составлению и совершенствованию законов и правил по внешнеэкономической деятельности, сохранению стабильности и преемственности в проведении внешнеэкономической политики;
· на базе СЭЗ усилить политическое и экономическое сотрудничество с соседними странами, развивать добрососедские отношения.
Начало XXI века характеризуется активной деятельностью разного рода свободных экономических зон в мировом хозяйстве. Создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности, СЭЗ получили широкое распространение, как в развитых странах, так и в развивающихся странах, и играют в важную роль в мировой экономической жизни.
СЭЗ способствует привлечению иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и притоку валюты, увеличению занятости, ускорению процесса структурных изменений в производстве, открытию границ для сотрудничества.
80-е и 90-е годы для КНР были периодом перехода к последовательному проведению открытой экономической политики, включению национального хозяйства в мировое хозяйство и более активному участию в интеграционных процессах. Такая стратегия получила воплощение в создании свободных экономических зон. Эти зоны относятся к числу наиболее развитых регионов Китая, имеют выгодное географическое расположение, хорошую производственную базу и выпускают почти четверть всей валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции страны.
Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. И это доказывается тем фактом, что темпы роста экономики в этих районах значительно выше, чем в других регионах КНР. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.
Как показывает китайский опыт, распространение элементов рыночного механизма в экономике СЭЗ должно сопровождаться разработкой и активным применением экономических рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической обоснованности административных и правовых методов управления экономикой.
Стремление СЭЗ Китая достичь больше эффективности в использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнерами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем объеме инвестиций; контрактные СП, являющиеся лидером и по числу проектов, и по объему инвестиций в 80-е годы, теперь стали уступать как паевым СП, так и чисто иностранным предприятиям; набирает оборот развитие акционерной формы вложения финансовых средств; лидером инвестиций пока остаются паевые СП, но наблюдается тенденция, дающая основание предполагать, что их место со времени займут чисто иностранные предприятия.
Под государственным контролем иностранный капитал в СЭЗ направляется на развитие экспортной базы, причем предпочтение отдается таким отраслям, как электроника, производство средств механизации и автоматизации производства, технологического и химического оборудования, приобретению современных технологий. Государственная отраслевая политика позволяет изменить структуру промышленного производства Китая в направлении налаживания выпуска и экспорта новых видов продукции, расширения ассортимента экспортируемых товаров, а также замены ряда импортируемых изделий отечественными.
На современном этапе для СЭЗ Китая важное значение приобретает процесс технологической оснащенности. Сотрудничество СЭЗ с развитыми странами рассматривается прежде всего как стимул интернационализации научно-технического прогресса за счет постоянного внедрения достижений НТП и распространения их на всю промышленную систему СЭЗ.
Немало важно и то обстоятельство, что развитие СЭЗ заметно оживило внешнеэкономическую деятельность в целом. Активное привлечение внешних финансовых средств позволило Китаю развернуть широкомасштабную экспортную программу и тем самым стимулировать общий объем внешней торговли.
По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.
Наряду с высоким темпом экономического роста в СЭЗ имеют место и некоторые проблемы. Нередко случается потеря контроля над инвестициями, объемом и структурой потребления.
Макроэкономические колебания отрицательно влияют на развитие экономики СЭЗ. Особую негативную роль играет инфляция, которая подает ложные сигналы, порождающие фиктивный бум и ошибочное размещение ресурсов в народном хозяйстве. Эти проблемы необходимо устранять, чтобы добиться рациональной увязки роста экономики и ее стабильности.
Практика показывает, что наблюдающаяся в современном мире неуклонная тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами все более набирает силу. В этих условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не единовременной акцией, а сложным и длительным процессом, требующим периодического возврата к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пересмотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.
Но несмотря на трудности, Китай, все же добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда.
Курс на либерализацию в области внешнеэкономических отношений в России, приносящий положительные результаты, создал возможность успешного развития китайско-российских торговли. А общность социально-политических целей, географическая близость, исторически сложившиеся хозяйственные связи между Россией и Китаем, создают предпосылки для многогранного сотрудничества между двумя странами.
В результате проделанной работы можно сделать следующие основополагающие выводы:
1. Существует традиционное понятие «свободной экономической зоны», предполагающее выделение особых территорий, которые предназначены служить местом прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги, и в которых устанавливается особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Однако при более деятельном рассмотрении понятия СЭЗ можно увидеть в нем органическое единство трех подсистем: экономической, природно-географической и социальной. Прочность такого единства предопределяет экономическую эффективность функционирования СЭЗ.
2. Предложенная классификация свободных экономических зон в Китае позволяет выделить: особые экономические районы; открытые города и территории; зоны экономического и технологического развития; зоны экономического развития; зоны свободной торговли; зоны приграничного экономического сотрудничества.
3. Особенность китайских СЭЗ заключается в полной систематичности, то есть модель «точка — линия — поверхность».Сначала в восточных приморских районах создавались СЭЗ, экономика и торговля которых была наиболее благоприятной для их развития. Затем, СЭЗ стали создаваться в центральных районах. И наконец, в последнюю очередь начался процесс « большого освоения запада Китая».
4. Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.
5. Позитивные факторы функционирования СЭЗ в Китае, обеспечили стране резкий рывок в развитии национальной экономики с выходом на передовые позиции по ряду важнейших видов промышленной продукции (например, легкая промышленность, в том числе текстильная, пищевая электронная, угольная, стройматериалы, машиностроение, черная металлургия, химическая промышленность), сельское хозяйство, сфера обслуживания и туризм.
6. Одновременно создание и функционирование СЭЗ в Китае воспроизвели и некоторые негативные факторы в системе национального хозяйства, а именно неразвитость структуры экономики, несоответствие поставленным задачам существующей внешнеторговой системы, уровня управления предприятиями, квалификации работников, неполнота законодательства. Однако баланс позитивных и негативных факторов складывается к началу XXI в. в пользу позитивных факторов.
7. Современное состояние СЭЗ в России свидетельствует о том, что в стране более или менее успешно функционируют всего лишь три СЭЗ из пятнадцати. Сравнительный анализ СЭЗ в России и Китае дает основание утверждать, что Китай намного опережает Россию в деле создания и функционирования СЭЗ благодаря более фундаментальному правовому регулированию со стороны государства привлечения и использования иностранных инвестиций в Китае по сравнению с Россией.
8. Активно функционирующие СЭЗ Китая, несмотря на существование недостатков в их организации и деятельности, могли бы стать моделью для создания подобных СЭЗ в России в 2000-2010 гг., для скорейшего вывода российской экономики из кризисного состояния. Китайские и российские СЭЗ или российско-китайские СЭЗ могли бы стать прочной экономической базой российско-китайского широкомасштабного сотрудничества в начале XXI в. и далее в долгосрочной перспективе.
9. С учетом успешного опыта китайских СЭЗ, выяснены проблемы, которые в первую очередь нужно решить в развитии СЭЗ России: нормализация макрорегулирования; улучшение инвестиционной обстановки; полная систематичность строительства СЭЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
3. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497
6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".
8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
9. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".
10. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
11. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".
12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
13. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области".
14. Готмахер А. «Счет потерь и приобретений: Китай вступил в ВТО, но дискриминация сохранится». 2005 г.
15. Карлусов В. Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки. 2006г. №8.
16. Моисеев С. «Тигры спрятались за драконами». Эксперт №16 2004.
17. Севастьянов М. Международное экономическое сотрудничество. 2003. №10. С. 4.
18. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2005 г.;
19. Перспективы развития мировых СЭЗ// БИКИ 2004 №64; 71-72; 77; 100
20. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения; Учебное пособие. — М.: Юристь, 2004.
21. Белоус Т.Я. «Экономическое развитие Китая и прямые иностранные инвестиции». В: «Вестник Московского Университета» Сер.6, №5 2005.
22. Бергер Я.М. «Использование иностранных инвестиций в Китае». В: «Внешнеэкономический бюллетень» 2005.
23. Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
24. Савин В.А. Свободные экономические зоны в Китае. Международный бизнес России, 2005.
25. Михеев В.В. «Глобализация экономики Китая». Москва, «Памятники исторической мысли» 2004 г.
26. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина/ ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.
27. Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2007.
28. Потапов М.А.: «Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и перспективы». Москва «Буква» 2002 г.
29. Пи Цяньшэн, Ван Кай. Опыт китайских зон технико-экономического развития/ Пер. с кит.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
30. Халдин, М. А., Россия в оффшорном бизнесе /. - М.: Международные отношения, 2005.
31. Шеньшина, М.А. Особые административные районы КНР Сянган и Аомэнь; образование, политическое и экономическое развитие/ —М.: ACT: Восток-Запад, 2006.
32. #"#">#"#">#"#">#"#">#"_Toc169936558">Приложение
Провинция ГУАНДУН.
Три СЭЗ располагаются в провинции Гуандун: Шеньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай.
Провинция Фудзянь (Сямэнь).
Провинция Хайнань (он же остров).
Схемы расположения приграничных городов провинций Цзилинь и Хэйлунцзян: Хуньчунь и Суйфэньхе иХэйхе .
[1] Газета.ru. № 10, от 20 января2007.
[2] Ианьхай цзинмао. 2002. № 9. Стр.15.
[3] Свободные экономические зоны мира. Москва 1999 г. Стр.23
[4] Газета "Жэньминь жибао", 2002.№ 4 С.53
[5] Ежегодник событий Китая 2004
[6] КонституцияКНР.Пекин.1982. ст.18.
[7] Жэньминь жибао.04.06.2005
[8] КНР: Законодательные акты. М., 2004.С.287.
[9] Савин В.А. Свободные экономические зоны в Китае. Международный бизнес России, 2005, №5, стр. 45
[10] Пи Цяньшэн, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического развития/ Пер. с кит.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. —82 с.
[11] В. Карлусов Власть и бизнес в условиях вступления страны в ВТО: китайские уроки. 2006г. №8.
[12] Севастьянов М... Международное экономическое сотрудничество. 2003. №10. С. 4.
[13] Россия в глобальной политике", 2004.
[14] Чжунго дуйвай цзинцзи няьцзянь (Ежегодник внешнеэкономических связей Китая), 1984—1990 гг.;
Чжунго цзинцзи няньцзянь (Статистический ежегодник Китая), 1996—2003 гг.; Жэньминь Жибао. 2005.
[15] Развитие внешнеторговой деятельности КНР. //Международное экономическое сотрудничество. 2005. №10. С. 6.
[16] Карлусов В.В. Китайская политика открытой экономики. // Российский экономический журнал.2003. №5. С. 105
[17] По материалам Торгпредства РФ в КНР 14.03. 2004, С.5.
[18] ''Китайский статистический ежегодник. Пекин: Издательство «Китайская статистика». 2004. С. 197.
[19] Доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 2004 г.
[20] Шеньшина, М.А. Особые административные районы КНР Сянган и Аомэнь; образование, политическое и экономическое развитие/ — М.: ACT: Восток-Запад, 2006. —55 с.
[21] Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина/ ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007. - 134 с
[22] Ся Сиюньгэ. Развитие специальных экономических зон и процветание экономики Сянгана. //Реалия и потенциал страны. 2004. №5. С. 20; Китайский статистический ежегодник. Пекин: Издательство «Китайская статистика», 1996. С. 597.
[23] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения; Учебное пособие. — М.: Юристь, 2004. стр 123.
[24] UNCTAD, World investment Report – Geneva, 2005- p. 236.
[25] Бочаров Д. Бизнес и политика. 12, 1997. С. 24-25.
[26] Дин Сянхао. Прямые иностранные инвестиции в КНР и тенденции их развития. // Вопросы международной торговли. 2004. №7.С. 47.
[27] Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 176 с
[28] Халдин, М. А., Россия в оффшорном бизнесе /. - М.: Международные отношения, 2005. - 101 с.
[29] Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 198 с
[30] Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2007. — 230 с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16