Свободные экономические зоны Китая и возможность применения опыта Китая в России

В зависимости от ранжирования поставленных целей строится и стратегия развития СЭЗ. Однако во всех случаях центральными вопросами являются способы привлечения иностранного капитала и стимулирования совместных и иностранных предприятий. В разных странах применяются различные меры юридического, экономического, административного характера. Что касается юридических мер, то это, прежде всего, относится к созданию правовых гарантий иностранных инвестиций. Во многих странах это решается на конституционной основе.

Как известно, 400 с лишним лет назад люди начали создавать в развитых в транспортном отношении местах и в портах особые зоны, которые хотя и были подконтрольны местным таможням, однако таможенная пошлина здесь не взималась. Вообще в таких зонах проводилась политика, отличная от принятой в других зонах страны. Торговые суда других стран свободно входили в такие порты, их товары не облагались пошлиной, что способствовало развитию торговли, обмену опытом в области техники и управления, увеличивало финансовые доходы,   давало   работу   людям,   что   в   общем,       стимулировало экономическое развитие торгующих сторон, было источником их процветания.

В 90-е гг. международные инвесторы рассматривают такие зоны, как зоны с благоприятным инвестиционным климатом. В результате длительной эволюции и развития к настоящему времени такие районы преобразовались в свободные порты, зоны свободной торговли, районы обработки продукции на экспорт и зоны наукоемкой продукции. При всем различии наименований таких зон и районов они весьма близки по своему характеру и функциям и взаимосвязаны в своей деятельности.

Следует отметить, что колыбелью зарождения и развития свободных портов и свободных торговых зон является Европа. Принято считать, что первым официально признанным, открытым в 1547 г., в Италии портом был порт Ливорно в Генуэзском заливе. Первая зона открытой торговли была создана в Гамбурге в 1888 г[3]. Ко времени второй мировой войны в 26 странах было создано 75 открытых портов и зон открытой торговли. Особенностями СЭЗ в тот период были: немногочисленность, малораспространенность, монофункциональность, ориентация исключительно на внешний рынок и транзитную торговлю.

Считается, что после второй мировой войны прошло три этапа подъема мировых СЭЗ. Первый из них — это период после окончания войны и до конца 50-х годов. Это время восстановления и создания открытых портов и зон открытой торговли в качестве типичного вида их деятельности, ориентированные на коммерциализацию транзитной торговли в качестве основы экономики.

Второй этап развития — 60-е и 70-е годы. В 1959 г. в Шэннон (Ирландия) была создана первая в мире зона, ориентированная на переработку и экспорт. Однако в 60-е годы проблема создания подобных зон еще не привлекала всеобщего внимания. К 1970 г. во всем мире было лишь 9 зон, ориентированных на переработку и экспорт. С начала 70-х годов начинается взлет создания зон переработки и экспорта, ставшими предшественниками формирования СЭЗ. В центре их экономической деятельности было создание промышленности, ориентированной исключительно на экспортное замещение.

В конце 70-х — начале 80-х годов наступил третий этап развития СЭЗ, когда образцом их быстрого становления стали научно-промышленные парки (технопарки). В центре их экономической деятельности стало концентрированное производство, ориентированное на экспорт и сочетающее знания и технологии.

Начиная с середины 80-х годов, СЭЗ получили новое развитие, в конце 90-х гг. во всем мире существовало свыше 600 СЭЗ в почти ста странах и регионах. В настоящее время общее количество всех в мире свободных экономических зон более 1000. [4] За это время СЭЗ приобрели следующие особенности:

Во-первых, развитие СЭЗ способствовало преодолению рамок моноэкономической деятельности. Их функционирование прошло процесс перехода от моноэкономики к многопрофильной экономической деятельности. Начиная с 60-х годов XX столетия, сфера объектов деятельности в СЭЗ остается различной. В некоторых делают упор на торговлю в сочетании с другими отраслями. В других — на промышленность в сочетании с торговлей.

Во-вторых — сочетая развитие и торговли, и промышленности, уделяют внимание комплексному развитию сельского хозяйства и животноводства, транспорта и связи, финансов и страхового дела, жилищного строительства, туризма и сферы обслуживания, а также науки, культуры и спорта.

В-третьих, развитие СЭЗ способствовало расширению рамок местных условий экономической деятельности. СЭЗ из Западной Европы перешли на пять континентов. За исключением Океании, в Азии, Африке, Европе и Америке существует  более чем 200 различного рода СЭЗ.

В-четвертых, развитие СЭЗ способствовало расширению рамок экономического развития.

СЭЗ из развитых стран перешли в развивающиеся. Из более чем 1000 СЭЗ в 82 странах 30%, находились в развитых государствах. Из них больше всего в США — более 130. В 67 развивающихся странах было создано остальные 70% СЭЗ.

СЭЗ в мире развиваются параллельно с развитием мировой экономики и торговли, в соответствии с колебаниями в мировой экономике. Их развитие неодинаково, но они обладают большими потенциальными возможностями и имеют благоприятные перспективы. Исходя из современной ситуации в мировых СЭЗ, перспективы их развития можно разделить на 4 категории:

·        СЭЗ все активнее срастаются с мировым рынком и, используя для развития производства продукции с высокой добавочной стоимостью все   более   интенсифицированные    техноемкости,    станут   наиболее инициативной силой, заинтересованной в постоянной конкуренции на мировом рынке. Гибкость СЭЗ, их приспосабливаемость к меняющейся международной   экономической  обстановке,   а  также   возможность   в некоторых случаях избегать ограничения протекционизма торговли — это главный фактор дальнейшего развития СЭЗ.

·        Многие   СЭЗ   выходят   на   новый   виток  развития.   Главной моделью  СЭЗ  становятся  зоны  открытой  торговли  и   зоны  научно-промышленных парков. Высокие технологии — главное достижение XX

·        Многие страны и регионы главной стратегической и эффективной мерой по стимулированию экономического развития и оживлению общественной жизни сделали создание зон научно-промышленных парков и развитие производств высоких технологий. 90-е годы были не только годами дальнейшего развития зон научно-промышленных парков, но и сыграли всевозрастающую роль в развитии высоких технологий и повышении производства.

·        Количество СЭЗ будет расти, одновременно будет развиваться их многопрофильность и многофункциональность.

·        Вклад СЭЗ в экономический баланс и развитие территорий, на которых они расположены, превратит их в источник подъема экономики, «источник энергии» для развития близлежащих районов.

1.2. Правовая база СЭЗ в Китае.


Существенным для китайских СЭЗ элементом инвестиционного климата    нужно    назвать    развитие         законодательства.         Если

инфраструктура является той экономической базой, на фоне которой должны раскрываться преимущества СЭЗ, то законодательство — это юридическая, а в условиях Китая, можно сказать, политическая основа их функционирования.

Новизна дела, отсутствие прочного доверия со стороны иностранных партнеров в начале развития СЭЗ, значительно поднимают важность этого компонента инвестиционного климата в КНР. Необходимо отметить, что с 1979 г. в стране предприняты радикальные меры по формированию внешнеэкономического законодательства, что в принципе создало фундамент активного включения Китая в международное разделение труда.[5]

Конституция КНР (1982 г.) четко гласит: «Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям, либо отдельным лицам в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями. Их законные права и интересы охраняются законами КНР».[6]

На 2-й сессии ВСНП пятого созыва (июль 1979 г.) был принят первый «Закон Китайской Народной Республики о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом». Вслед за этим, в 1979 -1999 г.г. было опубликовано китайским правительством еще около 260 новых законоположений. К концу 90-х годов насчитывалось больше 400 разного рода законоположений во внешней законодательной сфере, тем самым создавалась целостная правовая основа для деятельности иностранного капитала на территории КНР.[7]

Из базовых нормативных актов по привлечению и использованию иностранного капитала, наиболее важными являются такие, как «Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», «Положение КНР о применении закона о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» (сентябрь 1983 г.), «Закон КНР о совместных предприятиях по китайско-иностранным договорам» (апрель 1988 г.),  «Закон КНР о предприятиях иностранного капитала» (декабрь 1986 г.), «Постановление Госсовета о поощрении иностранных инвестиций» (октября 1986 г.), «Закон КНР о подоходном налоге с совместных предприятий» (1980 г.), «Закон КНР о подоходном налоге с иностранных предприятий» (1981 г.), «Закон КНР об экономических контрактах с зарубежными странами» (1985 г.) и др.

По мере ускорения темпов расширения экономических связей с зарубежными странами в соответствии с конкретными требованиями и обстоятельствами, возникающими в стране, китайским правительством официально разработан и санкционирован ряд таких важных законодательных документов, как «Положение Госсовета о поощрении инвестиций от соотечественников на острове Тайвань» (июнь 1988 г.), «Положение Госсовета о поощрении инвестиций китайских эмигрантов (хуацяо) и соотечественников из Гонконга и Аомыни» (август 1990 г.), «Положения о применении закона КНР о подоходном налоге с совместных предприятий и иностранных предприятий» (июль 1991 г.). Всё это способствовало завершению формирования системы экономических законов и положений КНР, санкционирующей в качестве руководящего принципа и надежного гаранта в деятельности иностранного капитала на территории Китая. Сутью регулирования деятельности зарубежных инвесторов является четкое определение в законодательной форме основных принципов и порядка вложения иностранного капитала в Китае.

Согласно соответствующим законам КНР в целях расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена разрешается иностранным компаниям, предприятиям и прочим хозяйственным организациям или отдельным лицам в соответствии с принципом равноправия и взаимной выгоды создавать в пределах КНР совместные    предприятия    и    предприятия    иностранного    капитала.

Законами охраняются их капиталовложения, доля получаемой прибыли, а также и другие права, и интересы иностранных партнеров. В то же время иностранные инвесторы должны строго соблюдать законы, указы и положения Китая.

В принятом «Законе КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» зафиксировано, что формой совместных предприятий является компания с ограниченной ответственностью. Доля капиталовложений со стороны иностранного партнера составляет не менее 25%. Партнеры совместно получают прибыль, несут риск и убытки согласно доле в зарегистрированном капитале.[8] В совместных предприятиях, как правило, капиталовложения китайского партнера включают земельный участок, помещения, материальные средства, права промышленной собственности, а со стороны иностранного партнера производятся капиталовложения техникой, оборудованием, правами промышленной собственности, или наличной валютой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты