заменить понятия «подозреваемый» и «обвиняемый» единым, более широким
понятием «подследственный», которое в большей степени отражает объективное
положение лица, а не субъективное представление следователя о его отношении
к преступлению (подозревать – значит догадываться, предполагать). Тертышник
В.М. предлагает ст.43' УПК Украины изложить в следующей редакции:
«Подследственным является лицо, в отношении которого возбуждается
уголовное дело, вынесено постановление о привлечении его в качестве
обвиняемого или подследственного, а также лица, задержанного по подозрению
в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения».
Подследственный должен наделяться всеми действующими правами
обвиняемого в полном объёме [5, с.134].
Несовершенство самого понятия подозреваемого как самостоятельной
процессуальной фигуры, содержащееся в УПК Украины, отмечают авторы Научно-
практического комментария УПК. Они справедливо указывают, что понятие
подозреваемого должно быть раскрыть с тем, чтобы придать процессуальный
статус подозреваемого всем лицам, в отношении которых возбуждено уголовное
дело [6, с.78].
Подозреваемый – факультативный участник уголовного процесса. Лицо,
совершившее преступление, может и не быть им. Подозреваемый – временная
процессуальная фигура. Срок, в течение которого лицо считается
подозреваемым, не может превышать 72 часов согласно Конституции Украины
(ст.29) , а также УПК Украины (ст.106). Но в любом случае в положении
подозреваемого лицо может находиться не более десяти суток. Если собрано
достаточно доказательств и лицу предъявлено обвинение, то оно становится
обвиняемым.
Если же будет, установлено, что подозреваемый совершил
малозначительное или не представляющее большой общественной опасности
преступление, выносится постановление о прекращении уголовного дела и
применении мер общественного воздействия.
В случаях, когда подозрение отпадает и устанавливается непричастность
лица к расследуемому преступлению, выносится постановление об отмене меры
пресечения. Когда же будет установлено, что действия подозреваемого не
содержат состава преступления, и он подлежит привлечению к административной
ответственности, выносится постановление об этом, а лицо при необходимости
может быть допрошено в качестве свидетеля.
Итак, анализ научных трудов некоторых ученых-юристов приводит к выводу
о необходимости совершенствования правового статуса подозреваемого. Прежде
всего, нужно уточнить понятие этого субъекта на законодательном уровне. В
проекте УПК Украины, подготовленном рабочей группой Кабинета Министров,
предпринята достаточно удачная попытка всесторонне раскрыть в законе
понятие подозреваемого, не ограничивая его двумя словами. Согласно ст. 33
проекта УПК Украины подозреваемым признаётся:
1) лицо, на которое заведено уголовное дело;
2) лицо, к которому до привлечения в качестве обвиняемого применена мера
пресечения;
3) лицо, от которого до привлечения в качестве обвиняемого отобрано
письменное обязательство о явке по вызову следователя, дознавателя или
суда, а также о том, что он сообщит о перемене места жительства [7,
ст.33].
Сравнительная характеристика понятия подозреваемого, содержащегося в
действующем УПК и проекте УПК более наглядно содержится в Приложении Б.
Таким образом, в проекте УПК понятие подозреваемого дано более точно,
чем в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Такое
понятие позволяет признавать лицо в качестве подозреваемого на самых ранних
этапах предварительного расследования, что влечет за собой реализацию его
прав и законных интересов, а самое важное – возможность воспользоваться
своим конституционным правом на защиту.
Практика свидетельствует о том, какое бы уголовное дело не взять – всё
начинается с человека – юриста, следователя, потерпевшего, подозреваемого,
обвиняемого, их деятельности, чувств, их отношения к себе и обществу, к
своим обязанностям. Одни совершают добро, стоят на защите прав и интересов
человека, другие – совершают зло, беззаконие, убийства, кражи и другие
преступления. Уголовно-процессуальное право учит специалистов, как
раскрывать такие тяжкие преступления, какие действия необходимо совершать,
чтоб защитить честное имя гражданина, его права и свободы, материальное
благосостояние личности. В этой связи очень важно определиться с понятием
подозреваемого как лица привлекаемого к уголовной ответственности на самых
ранних этапах предварительного расследования и не допустить неправомерного
привлечения или задержания невиновного лица.
1.2 Личные права подозреваемого, и их гарантии, предусмотренные
Конституцией Украины
Целью современного развития общества является утверждение прав
человека, обеспечение достойных условий жизни, чести и достоинства. Идеи
гуманизма, приоритетные общечеловеческие ценности находят своё отражение в
деятельности современных государств, которые характеризуются как
демократические, социально ориентированные и правовые. В послании
Президента Украины к Верховной Раде "Україна: поступ у ХХІ століття.
Стратегії економічної і соціальної політики на 2000-2004 рр."
провозглашено: мы должны уяснить, что наивысшей ценностью современного
цивилизованного процесса является человек, его права и свободы и особенно
на жизнь, уважение достоинства человека, его свободу и
неприкосновенность.[8, с.1].
Человек и гражданин в Украине имеют всю полноту гражданских,
политических, социально-экономических, экологических, культурных, семейных,
личных и других прав и свобод, которые тесно между собой связаны.
Многие принципы уголовного процесса нашли себе место в статьях
Конституции Украины. Вообще в действующей Конституции их гораздо больше,
чем в любой прежней союзной или российской. Объясняется это одним: резко
возросла роль судебной власти в государстве, которое стремиться стать
правовым. Поэтому принципы организации и деятельности судебной власти,
другими словами, принципы правосудия, в том числе правосудия по уголовным
делам, надежно, прочно утвердились в Конституции.
Исходя из того, что принципы процесса представляют собой руководящие
правовые нормы, их систему следует строить в соответствие с положениями
Конституции Украины, которые относятся к правосудию и судопроизводству.
Система принципов уголовного процесса включает в себя следующие принципы:
законность, публичность, равенство граждан перед законом и судом, охрана
прав и свобод, чести и достоинства граждан, гласность суда, осуществление
правосудия независимым и беспристрастным судом, презумпция невиновности,
обеспечение обвиняемому права на защиту, состязательность, национальный
язык судопроизводства.
В системе личных конституционных прав и свобод важное место
принадлежит субъективному праву на индивидуальную свободу и личную
неприкосновенность (ст. 29 Конституции Украины).
В литературе существуют разные подходы к пониманию анализируемого
конституционного права.
Широкое понимание – охватывает такие конституционные возможности, как
личная свобода, безопасность, неприкосновенность жилья, неприкосновенность
тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой
корреспонденции, личной и семейной жизни, чести и достоинства, жизни и
здоровья, свободы передвижения, мысли и слова, защиту в суде и другие.[9,
с.13-20], [10, с.4-11].
Узкое понимание конституционного права на свободу и личную
неприкосновенность включает лишь возможность свободы от незаконных и
необоснованных арестов и задержаний, личных обысков, осмотров и других
принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц и
свободу от противоправных посягательств отдельных лиц [11, c.42-47].
На мой взгляд, наиболее правильным определением права на свободу и
личную неприкосновенность является следующее: это право индивидуума,
которому гарантированна личная свобода и неприкосновенность не допускающая
противоправных арестов и задержаний и других принудительных мер,
обеспеченное государственными органами и органами местного самоуправления,
создающее возможность возмещению убытков и восстановлению нарушенного
права.
Статья 55 Конституции Украины предусматривает защиту прав и свобод
человека и гражданина непосредственно судом [12, с.138]. В тоже время
позволительно утверждение о наличии правового разрыва между
гарантированными Конституцией Украины свободами, с одной стороны, и
действующим уголовно-процессуальным законодательством страны – с другой
стороны. Верховенство законности, составляющее основу внутреннего
содержания прав и свобод человека, не всегда взаимоувязано с их уголовно-
процессуальными аналогами.
Наиболее яркий тому пример – задержание подозреваемого или заключение
его под стражу. С одной стороны подозреваемый, как человек и гражданин
имеет право на личную свободу и неприкосновенность, с другой стороны,
органы дознания и предварительного следствия должны раскрыть совершенное
преступление и изобличить преступника. О некоторых предложениях как решить
данное противоречие будет рассмотрено в разделе 2.3.
Сейчас же будет уместно вспомнить, что именно на основании нарушенного
права на личную свободу и неприкосновенность человека действует право и
создаются возможности для возмещения убытков и восстановления нарушенного
права. В ст. 56 Конституции Украины закрепляется положение о том, что
"каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного
самоуправления материального и морального вреда, причинённого незаконными
решениями, действиями или бездеятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при
осуществлении ними своих полномочий".
В развитие принципа разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Украины) ст.
29 Конституции Украины предусматривает, что арест или содержание под
стражей могут производиться не иначе как на основании мотивированного
решения суда. Одновременно ч.4 ст. 29 Конституции Украины предусматривает
право задержанного в любое время обжаловать в суде своё задержание. Таким
образом личности конституционно гарантируется право на свободу и личную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23