|регулирования страховых отношений и | |
|деятельности страховых предприятий в | |
|России стал Закон Российской | |
|Федерации от 27 ноября 1992 г. «О | |
|страховании»». В нем впервые дается | |
|правовое понятие страхования: это | |
|отношения по защите имущественных и | |
|личных интересов физических и | |
|юридических лиц при наступлении | |
|определенных событий (страховых | |
|случаев) за счет денежных фондов, | |
|формируемых из уплачиваемых ими | |
|страховых взносов (ст. 2). | |
|Характерными чертами страхования | |
|являются: 1. Не постоянный, а | |
|вероятностный характер отношений. При| |
|страховании нельзя заранее | |
|предусмотреть ни время наступления | |
|страхового случая (определенного | |
|события, с которым связано возмещение| |
|потерь страхователю), ни размер | |
|причиненных убытков. 2. Возвратность | |
|средств. Страховые платежи после | |
|объединения их в страховой фонд | |
|подлежат (за вычетом расходов за | |
|услуги страховой компании) выплате | |
|самим же страхователям. Размер выплат| |
|конкретному страхователю при данной | |
|форме страхования (в отличие от | |
|социального) может зависеть не только| |
|от величины потерь, но и от условий | |
|конкретного страхового договора, | |
|например от размера страховых | |
|платежей, срока договора и т.д. | |
|Возврат средств, согласно | |
|среднестатистическим данным, | |
|осуществляется, как правило, по | |
|истечении пяти — десяти лет после их | |
|внесения. 3. Строго очерченный | |
|(замкнутый) характер | |
|перераспределительных отношений. | |
|Перераспределительные отношения при | |
|страховании заключаются в том, что | |
|сумма ущерба, подлежащая возмещению | |
|при наступлении страхового случая, | |
|распределяется между всеми | |
|участниками этих отношений. 4. | |
|Целевое использование создаваемого | |
|фонда. | |
| | |
|48 Виды страхования. |49. Обязательное страхование. |
| | |
|Виды страхования. В России существуют|Обязательным является страхование, |
|различные виды страхования. При |осуществляемое в силу закона Оно |
|классификации страхования могут быть |может выступать в виде: обязательного|
|использованы разнообразные критерии. |государственного страхования, |
|Если в основу классификации положен |осуществляемого за счет средств |
|организационный признак, то |бюджета, и обязательного страхования,|
|страхование в условиях создания |осуществляемого за счет средств самих|
|страхового рынка подразделяется на: |страхователей. |
|внутреннее (ограниченное), внешнее и |Виды, условия и порядок проведения |
|смешанное. По основаниям |обязательного Страхования |
|возникновения страховых отношений |определяются соответствующими |
|страхование можно подразделить на |нормативными финансово-правовыми |
|обязательже (в силу закона) и |актами. ^ |
|добровольное (в силу соглашения). |Правительству РФ поручено разработать|
|Обязательное страхование может |проект Закона «Об основах проведения |
|осуществляться как за счет |обязательного страхования в |
|федерального бюджета и бюджетов |Российской Федерации», где будет |
|субъектов Федерации (обязательное |опредежени его понятие, а также общие|
|государственное страхование), так и |(в том числе — и обязательного |
|за счет страхователей. |государственного страхования) цели, |
|При классификации страхования в |задачи, принципы и условия проведения|
|литературе используют и такой |страхования в этой форме. |
|критерий, как объект страхования. В |При разработке проектов законов по |
|соответствии с этим критерием |вопросам обязательного страхования в |
|страховые отношения подразделяются |соответствии с основными |
|на: |направлениями государственной |
|— имущественное страхование |политики в этой сфере должны |
|(страхование материальных ценностей),|обеспечиваться: а) первоочередное |
| |правовое урегулирование видов |
|— личное страхование (жизнь, |обязательного страхования, |
|здоровье, трудоспособность); |направленных на защиту |
|— страхование ответственности а |гарантированных Конституцией РФ прав |
|страхование предпринимательского |и свобод гражданина; б) подтверждение|
|риска. |проведения в Российской Федерации |
|Имущественное страхование, в свою |основных видов обязательного личного |
|очередь, подразделяют по роду |и имущественного страхования; в) |
|опасности на следующие виды: |сохранение, а при необходимости — |
|— страхование от огня и других |увеличение установленных страховых |
|стихийных бедствий таких объектов, |сумм по видам обязательного личного |
|как строения, сооружения, |страхования; г) единство основных |
|оборудование, домашнее имущество и т.|положений порядка и условий |
|П.; |проведения обязательного страхования |
|— страхование сельскохозяйственных |в Российской Федерации». |
|культур от засухи и других стихийных |Так, характерными чертами страховых |
|бедствий; |правоотношений по обязательному |
|— страхование на случай падежа или |страхованию, как и финансовых |
|вынужденного забоя животных; |правоотношений, являются: во-первых, |
|— страхование от аварий, угона и |установление государством видов, |
|других опасностей средств транспорта.|порядка и условий обязательного |
|Добровольное страхование возникает на|страхования, осуществляемого за счет |
|основании договора имущественного или|средств самих страхователей, наличие |
|личного страхования, заключаемого |государственного контроля (надзора) в|
|гражданином или юридическим лицом |этой сфере либо непосредственное |
|(страхователем) со страховой |участие государства (уполномоченного |
|организацией (страховщиком). |им органа) в качестве обязательного |
|Гражданский кодекс РФ в ст. 929 |субъекта отношений по обязательному |
|закрепляет легальное определение |государственному страхованию; |
|договож имущественного страхования, а|во-вторых, применение при |
|в ст. 934 — определение договора |регулировании возникновения, |
|личного страхования. |изменения и прекращения этих |
| |правоотношений методом |
| |государственно-властных велений. |
| | |
|50. Обязательное государственное |51. Денежная система РФ: понятие, |
|страхование. |правовые основы. |
| | |
|Обязательным является страхование, |Денежная система любого государства |
|осуществляемое в силу закона Оно |является объектом правового |
|может выступать в виде: обязательного|регулирования. Конституция Российской|
|государственного страхования, |Федерации относит финансовое и |
|осуществляемого за счет средств |валютное регулирование, денежную |
|бюджета, и обязательного страхования,|эмиссию, федеральные банки к |
|осуществляемого за счет средств самих|предметам ведения Российской |
|страхователей. |Федерации (см. п. «ж» ст. 71 |
|Виды, условия и порядок проведения |Конституции Российской федерации). |
|обязательного Страхования |Следовательно, денежная система имеет|
|определяются соответствующими |конституционный статус, а нормы |
|нормативными финансово-правовыми |Конституции о ней являются |
|актами. ^ |одновременно нормами конституционного|
|Правительству РФ поручено разработать|(государственного) права и нормами |
|проект Закона «Об основах проведения |финансового права, |
|обязательного страхования в |Нормы финансового права детально |
|Российской Федерации», где будет |фиксируют статус денежной системы |
|опредежени его понятие, а также общие|Российской Федерации. Кроме того, с |
|(в том числе — и обязательного |помощью норм финансового права — о |
|государственного страхования) цели, |признаках платежеспособности денежных|
|задачи, принципы и условия проведения|знаков, об обеспечении порядка |
|страхования в этой форме. |обращения наличных денег, основ |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31