трудиться, производить мат блага.
Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что:
производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ
строя.
истор процесс, общ бытие носят объект характер
главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы.
средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер
факторах производства.
Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.
В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:
1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это
значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.
2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это
зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и
не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои
цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.
Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц
эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и
формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень
диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это
создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.
Соц законы:
1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам
деятельности.
2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке
3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил.
4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций
5. закон социальной революции
6.закон возрастающей роли нар масс в истории
7. закон относительной самостоятельности общ сознания.
8. закон возвышения потребностей.
Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют в опред
сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба действия соц законы
отражают наличие соц необходимости и объект хода общ жизни.
Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц материя, соц
время, соц пространство, соц противоречие, соц отрицание, соц революция,
общ бытие и общ сознание. Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ
формация, способ производства...
Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,
так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.
“Люди е меют своб в выборе своих производительных сиол, кот образуют основу
всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная сила,
продукт предшеств деятельности.
Тогда имеет ли место свобда в обществе? В чем же она выражается, если сущ
соц законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе
необходимости противостоит случайность. В обществе с ей соотносится
свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость и
свобода в равной степени объективны, хотя их функц нагрузка и различна.
Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что выраж в законах
сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, новых
возможностей, но на базе необходимости. Необход выражает наличное, а
свобода схватывает будущее, каким мир должен или может быть.
Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в каждый истор
период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность едина -
наличие разнообразных возможностей.
2.2 Общество как система. Сфера общественной жизни.
1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг
с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Основные системные принципы:
Целостность
Несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и
невыводимость из последних свойств целого.
Зависимость любого элемента, свойства и отклонения системы от его места,
функций и т.д. внутри целого.
Структурность:
Возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети
связей и отношений.
Обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных
элементов, сколько свойствами ее структуры.
Взаимозависимость системы и среды (Система формирует и проявляет свои
свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом идущим
активным компонентом взаимодействия).
Иерархичность (Любой компонент системы в свою очередь может рассматриваться
как система, которая будет представлять собой один из компонентов более
широкой системы.
Множественность описания системы (в силу принципиальной сложности,
адекватное познание системы требует построения множества различных моделей)
2. Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4
большие сферы:
Экономическая (материально-производственная) единство производства,
потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий
жизни людей:
Компоненты:
I. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в
которой и через которую действуют, функционируют законы материально-
производственной сферы)
II. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-
производственной деятельности человека)
III. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом
(проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального
производства)
Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность, нация
…), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне).
Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная философия
изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые,
большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль
в обществе.
Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его
социальной сферы.
Политическая
на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не
осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему
присуще всегда и везде определенные формы управления.
Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную
степень развитости.
На определенных этапах они образуют целую специфическую систему
общественных институтов управления, включающие в себя самые различные
органы.
Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы
общества.
Социальная философия изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и
т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг
другом, образование целостной системы политического управления, законы ее
развития, функционирования, место политического управления в обществе, его
связь с ним.
Духовное
она включает философию, религию, художественные, правовые политические,
этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции,
представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.
все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии.
Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками.
основываются на формах общественного сознания.
Включают определенные типы духовной деятельности.
Есть институтолизированные подсистемы общества.
3. Эти сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообуславливают друг
друга
они постоянно меняются, совершенствуются, развиваются
разные сферы выполняют разные функции
сферы влияют друг на друга, следовательно и на все историческое развитие
4. Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества,
а их взаимосвязи образуют его основную структуру.
между тем общественые организации дифференцируются не только на основные
сферы
в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, своего рода
элементарные частицы
рассмотрение этих частиц позволит углубить и конкретизировать представление
об обществе, о его структуре.
Признаки элементарных частиц:
относительная простота и неделимость
имеют исключительно широкий ареал общественного существования (т.е.
пронизывают многие сферы)
они представляют собой «кирпичики», из которых определенным образом
«строятся», воспроизводятся более сложные общественные органы
Наиболее часто выдвигаются такие элементарные частицы:
общественные субъекты
его виды деятельности
общественные отношения
5. Цель системного анализа заключается в создании теоретической модели
общества, отражающие его сущностные черты через раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности его основных элементов, роли любых из них в его
функционировании и развитии.
2.3 Общество в историческом измерении
Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение
общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве
и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких
антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов
обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.
Естественно возникает вопрос: что собой представляет собой история
человечества?
Направленность и смысл человеческой истории
По каким законам происходит развитие
Кто делает историю?
О направленности и смысле истории, прогрессивен ли прогресс?
деградация с развитием цивилизации берет начало с древности, христианство:
трактовка всемирного потопа как наказание за грехи.
Цикличность – от Гераклита. Различные общества многократно проходят
замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели.
Восходящее поступательное развитие истории: Кант, Гегель, Маркс.
Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл исторического
процесса и цель.
Цель ставит человек и в соответствии с ней он определяет смысл.
Сейчас цель:
установление нового мирового порядка, основанного на праве
свобода человека и осознание индивидом его свободы; как обеспечивать
наибольшую возможность свободы для всех
необъектированные формы существования людей, а в субъективном мире человека
– индивидуального счастья
Формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса:
Формационный: Маркс, Энгельс.
История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций.
Функционирование и время существование формаций зависит от развития
материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого
характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным
пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические
отношения определяют все другие (понимание в духе экономического
материализма).
Цивилизационный.
Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения
общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития.
Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) –
многоваринтности истории
В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30