Философия

истинным знанием только знание об истинно существующем, каковым они мыслили

лишь само бытие — вечное и неизменное единство; подвиж-ное многообразие

мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое

различение было смягчено последующими онтология, теориями досократиков,

предметом которых было ужо не «чистое» бытие, а качественно определённые

начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита).

Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными

предметами, умопостигаемого с чувств, восприятием.

Платон синтезировал раннегреческая О. в своём учении об «идеях». Бытие, по

Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей,

отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провёл

границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно

воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т.

е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В О. неоплатоников

это различие зафиксировано в соотношении «единого» и «ума». О. у Платона

тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к

истинно сущим видам бытия. Аристотель систематизировал и развил идеи

Платона, однако его вариант О. является скорее описанием физической

реальности с онтологическая точка зрения, чем изображением автономной

реальности «идей». О. Платона и Аристотеля (особенно её неоплатоническая

переработка) ока-зала определяющее воздействие на всю западную Европу

онтологическую традицию.

Средневековые. мыслители приспособили античную О. к решению теология,

проблем. Подобное сопряжение О. и теологии было подготовлено некоторыми

течениями эллинистической философии: стоицизмом, Филоном Александрийским,

гностиками, неоплатонизмом. В средневековой онтологии понятие абсолютного

бытия отождествляется с богом (при этом парменидовское-понимание бытия

соединяется с платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей

сближается с представлением об ангельской иерархии и понимается как бы-тие,

посредугощее между богом и миром. Часть этих сущ-ностей (эссенций),

наделяемых богом благодатью бытия, толкуются как наличное существование

(экзистенция). Зрелая схоластич. О. отличается подробной категориаль-ной

разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанцпального и

акцидентального, актуального и по-тенциального, необходимого, возможного и

случайного п т. п.). Различные онтологпч. установки проявились в споре

схоластов об универсалиях.

Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания,

однако О. остаётся непременной частью филос. доктрины (в частности, у

мыслителей-рацио-налистов). У Декарта, Спинозы, Лейбница О. описывает

взаимоотношение субстанций п соподчинение уровней бытия, сохраняя нек-рую

зависимость от схоластич. О. Однако обоснованием систем рационалистов

является уже не О., а гносеология. У философов-эмпириков онтологич.

проблемы отходят на второй план (напр., у Юма О. как самостоят, доктрина

вообще отсутствует) и. как правило, решение их не сводится к систематич.

единству.

Поворотным пунктом в истории О. явилась «критич. философия» Канта,

противопоставившая «догматизму» старой О. новое понимание объективности как

результата оформления чувств, материала категориальным аппара-том

познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытии са-мом по себе не имеет

смысла вне сферы действит. или воз-можного опыта. Предшествующая О.

толкуется Кантом как гипостазпрование понятий чистого рассудка.

Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской ра-цпоналистич. традиции

построения О. на основе гносео-логии: в их системах бытие является

закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление вы-

являет своё тождество с бытием. Однако характер отож-дествления бытия и

мысли (и соответственно О. и гносео-логии) в их философии, делающей

содержат, основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен

кантонским открытием активности субъекта. Именно по-этому О. нем. классич.

идеализма принципиально отлича-ется от О. нового времени: строение бытия

постигается не в статичном созерпанпи, а в его историч. п логич. порожде-

нии; онтологпч. истина понимается нс как состояние, а как процесс.

Для зап.-европ. философии 19 в. характерно резкое падение интереса к О. как

самостоят, филос. дисциплине и критич. отношение к оптологизму

предшествующей философии. С одной стороны, достижения естеств. наук

послужили основой для попыток нефилос. спнтетич. опи-сания единства мира и

позитивистской критики О. С др. стороны, философия жизни пыталась свести О.

(вместе с её источником — рацпоналистпч. методом) к побочному прагматич.

продукту развития иррационального первона-чала («воли» у Шопенгауэра и

Ницше). Неокантианство и близкие к нему направления развивали гносеологич.

понимание природы О., намеченное ещё в классич. нем. философии.

К кон. 19 — нач. 20 вв. на смену психологич. и гносео-логич. трактовкам О.

приходят направления, ориенти-рующиеся на пересмотр достижений

предшествующей зап.-европ. философии и возврат к онтологизму. В феноменоло-

гии Гуссерля разрабатываются путп перехода от «чистого сознания» к

структуре бытия, к полаганию мира без субъ-ективных гносеологич.

привнесений. Н. Гартман в своей О. стремится преодолеть традпц. разрыв

абстрактного царства онтологпч. сущностей и действит. бытия, рассматривая

раз-личные миры — человеческий, вещественный и духовный— как автономные

слои реальности, по отношению к к-рым познание выступает не определяющим, а

вторичным на-чалом. Неотомизм возрождает и систематизирует О. ср.-век.

схоластики (прежде всего Фомы Аквинского). Раз-личные варианты

экзистенциализма, пытаясь преодо-леть психологизм в трактовке природы

человека, описы-вают структуру человеч. переживаний как характеристи-ки

самого бытия. Хайдеггер в своей «фундаментальной О.» вычленяет при помощи

анализа наличного человеч. бытия «чистую субъективность» п стремится

освободить её от «неподлинных» форм существования. При этом бытие по-

нимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным

проявлениям, т. е. сущему. В совр. бурж. философии подобным тенденциям

противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрож-дения О. как

рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С т. зр. неопозитивизма

все антиномии и проб-лемы О. решаются в рамках науки или устраняются пу-тём

логич. анализа языка.

Марксистско-ленинская философия на основе теории отражения и раскрытия

диалектики субъекта и объекта в процессе практпч. деятельности человека

преодолела характерное для домарксистской и совр. зап. философии

противопоставление О. и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектич.

материализма — совпадение диалек-тики, логики п теории познания:

материалистич. диалек-тика как наука о наиболее общих законах развития

приро-ды, общества п мышления тождественна теории познания п логике. Законы

мышления и законы бытпя совпа-дают по своему содержанию: диалектика понятий

являет-ся отражением диалектич. движения действительного ми-ра (см. Ф.

Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21 с. 302). Категории

материалистич. диалектики имеют онтологич. содержание и одновременно

выполняют гносеологич. функции: отражая объективный мир, они служат

ступеньками его познания.

Совр. науч. познание, для к-рого характерен высокий уровень абстрактности,

порождает ряд онтологич. Проблем, связанных с адекватной интерпретацией

теоретич. понятий и обоснованием теоретич. фундамента новых направлений и

методологич. подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика,

системный подход). См. также Бытие, Теория познания.

1.4.Основные категории философской онтологии: бытие, природа, материя,

пространство, время, развитие, эволюция

(Нету природы, эволиции)

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.

принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое

(абстрактное) понятие, термин «быть» означает наличествовать, существовать.

Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы

и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования

картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который

оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит

категория «ничто». У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность,

пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием

единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической

деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми,

существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и

различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой,

итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть

общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и

духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют,

несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту

своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое –

начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и

превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П.

существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,

которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.

Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с

бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и

источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории

субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка

мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

Пространство и время как философские категории.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не

обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б

взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному: циклическое время (календари); время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории

рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и

вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты