проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам
знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к
бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто
внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен
становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем
он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он
свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
3.16 Сущность, основные черты и мотивы развития русской философии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,
что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”.
Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям
природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл
естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,
объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо
свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и
свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и
концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.
Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым
тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др
народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм
оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро
овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова
(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р
и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели
залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап
культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж
в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф.
развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.
Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”.
Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и
связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа
которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с
отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех
духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или
“живознанием”, исходное начало кот - религия.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-
1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев
демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не
без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали
принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -
мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот
и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:
природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,
движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:
возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового
со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-
полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании
чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле
жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он
признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от
любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие
внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть -
насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос
должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил
несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке
Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением
религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но
религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.
человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество
христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.
В русск. космизме - 3
теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,
Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:
связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество
разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и
пробл. понимания и др.
Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе
ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и
невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во
Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать
свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский.
Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до
тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с
другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло.
Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не
позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать
спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем
спасении. Психократия- община детей для воскрешения отцов. Пороки ко
времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность
человека перед предыдущими и будущими поколениями.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б.
влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового
мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф
- спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я
стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь
поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит
понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие
нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.
Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь -
Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное
второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом ---
всеединство.
Необходимо
подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея
положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет
собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера
абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30