Философия

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам

знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к

бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто

внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен

становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

3.16 Сущность, основные черты и мотивы развития русской философии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”.

Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и

свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и

концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым

тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др

народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм

оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова

(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р

и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф.

развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”.

Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и

связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа

которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех

духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или

“живознанием”, исходное начало кот - религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-

полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании

чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле

жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он

признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от

любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие

внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть -

насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос

должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

В русск. космизме - 3

теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,

Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:

связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество

разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и

пробл. понимания и др.

Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе

ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и

невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во

Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать

свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский.

Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до

тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с

другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло.

Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не

позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать

спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем

спасении. Психократия- община детей для воскрешения отцов. Пороки ко

времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность

человека перед предыдущими и будущими поколениями.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б.

влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового

мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф

- спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я

стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь

поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит

понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие

нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.

Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь -

Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом ---

всеединство.

Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея

положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет

собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера

абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты