синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. Он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в
учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не
понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик
основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.
Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время
-внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и
необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся
априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возм
апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от
поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит
всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а
понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый
чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами
не дают знания.
Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез
ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств
созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого
единства состоит в единстве самосознания. категории
количество: единство, множество, совокупность;
качество: реальность, отрицание, ограничение;
отношения: присущность, самостоятельность, существование;
4) модальность: возможность-невозможность, необходимость -случайность,
существование-несуществование.
Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе
законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам:
1 сохранения субстанции
2.причинности и
3.взаимодействия субстанций.
Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание
само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему
бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он
только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не
формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами
ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,
ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в
себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим
сознанием.
Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое
созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в
эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект
чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.
Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом совсем
не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из
высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок стремится к
решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о
существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о
существовании бога как необходимого существа. предмет метафизики есть
предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих
вопросов, разум впадает в противоречия. выход - в ограничении знания в
пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии
1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или
бесконечен)
2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не
существует ничего простого, все сложно);
3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из
которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную
причинность (все детерминированно, свободы нет).
4) к миру принадлежит (или часть мира).
Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств
сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он
свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или
"категорический императив."
З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он
соверш из уважения к нравст з-ну.
Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и
законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для
каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются
при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых
условиях. Совокупность добродетелей
забота о сохранении жизни и здоровья;
правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д. Важнейшее
значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности -
любовь и уважение.
Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя
приносить ее в жертву даже ради блага общества.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир
жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода,
бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть
истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
"практического разума". Практический разум --- человек если не приучается
быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином.
Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть
аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход
исторического процесса --- антагонизм.
3.9 Философия Гегеля
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих
Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил
и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом
учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым
выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г был
приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях
диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы
диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший
как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он
противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.
Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в
основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное
начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс
идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания
разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее
собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает
свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в
форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь
категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история
духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и
постигает себя в форме челов сознания и самосознания.
ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:
учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность --- ступеньки, по
которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте. в
логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических
категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие. стремится
получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а
определенное бытие. начинается процесс становления абсолютной идеи.
Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее
или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией
количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса
развития, прерывная постепенность.
От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним
закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении
противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть
соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.
Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и
следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,
причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.
Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама
основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.
Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и сущности,
осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая
есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику,
развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс
совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное
единство понятия и предмета.
ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени развития
природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки об их
взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития
логических категорий, составляющих ее духовную сущность.
ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа или
дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права. Он
является свободным волеизъявлением, а система права--- царство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30