Философия

живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)

отсутствие конкретной достаточно высокой степени точности (это мысль в мире

выражает общее через отдельное, особенное).

функциональность: миф выполняет определенные функции:

познавательное – миф описывает, рассказывает интересующее человека.

Коммуникативное – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной

общности

Аксиологическое – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную

систему ценностей, принятую в той или иной общности

Регулятивная – миф через различные образы передает, закрепляет общественные

нормы поведения, действий. Миф – это практическое руководство к действию.

Первобытный человек осваивает свое бытие семантически – эмоционально.

Следовательно, мифическое сознание не производит знания в объективно

достоверной форме и не стремится к этому.

Однако, современная исследовательская мысль упорна в своем стремлении

приписать мифу определенную логику.

Леви-Стросс:

начальные и конечные стадии рассуждения противоположны и однозначны, а

промежуточные – посредник между ними.

В мифическом мышлении работает та же логика, что и в нормальном

Прогресс не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество.

Мифологическое сознание сейчас

Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на

теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном

переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным

восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных

процессов и своей роли в них.

идеи о расовом и национальном превосходстве

идеи о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости

вождей.

2.7 Человек – предмет философского анализа

Антропоориентированность философского знания:

не есть очередная проблема,

идея человека – стержень философского контекста в целом.

Она проникла в различные философские области знаний.

Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать

окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину

(онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был

обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности,

заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать

собственную сущность на реальный мир.

Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она.

Специфика ответа на этот вопрос:

указать сущность человека

философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он

есть сам по себе

Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе

должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над

человеком – саморефлексия.

Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком,

создавая картину мира в человеке и человека в мире.

Человек в его отношении к миру:

объективистская концепция:

мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний

субъектов и человеческих способов видения.

Гегель, Маркс

Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как

считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и

показывает мир таким, как он есть.

субъективизм:

мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров».

Я сам себе вселенная

Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я».

Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное.

огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле

философского поиска:

что в мире от нас и что от самого мира?

Что есть от субъективности и что от объективности?

Что зависит от человека и что нет?

философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том,

возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы

получать объективные знания о мире или все они субъективные?

Два подхода:

никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.

Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать

единые общезначимые представления.

Мир – сплав субъективного и объективного.

Различные определения модели человека:

единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы

пытаются ответить.)

Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум

Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек –

абсолютизирование иррационального начала.

В то же время, философская антропология:

Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью,

что дает ему «внутри себя бытие»

Плеснер:

его собственное бытие скрыто от него

может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство,

философия, религия …

формулирует свой внутренний мир.

Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью

создания им второй природы.

Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо

всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику?

Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии,

по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого

основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя

подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего).

Субъективность выводит человека из природы.

Модель философского объяснения человека.

Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема –

проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним,

социальным миром.

Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и

общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность.

Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике.

2.8 Бытие человека: сущность и специфика

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его

решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.

Основные формы бытия:

Бытие вещей

Бытие человека.

В мире вещей

Специфически человеческое бытие

Бытие духовное

Бытие социальное

Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако

в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой

переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и

естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но

только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.

Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим

(смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что

относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель

переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув,

не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое

состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия

включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого

человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная

предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами

жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…)

удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без

этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм придавал большое внимание данному факту:

Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному

Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного

человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу,

одежду, жилище)

Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его

психикой

Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и

духа:

Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы,

следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида

Работа духа зависит от здоровья тела человека

Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции –

важнейшая сторона целостного бытия человека

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) –

одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению

(характерно для марксистской философии)

Специфика человеческого бытия

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела.

Нежесткость

Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей,

собственной волей и самосознанием индивида.

Неуниверсальность

Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных

потребностей, а духовными, социальными мотивами.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3-

х относительно разных бытийственных измерений. Человек это:

Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело)

Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на

данном витке его развития, существующего мира

Социально – историческое существо

Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия

человека.

Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из

индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое

переходящее существование включено в необратимую историческую цепь

человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и

образует одно из звеньев социально – исторического бытия.

Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от

сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого

себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых:

Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого

рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира

Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия

жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный

«человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и

влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие

и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты