живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)
отсутствие конкретной достаточно высокой степени точности (это мысль в мире
выражает общее через отдельное, особенное).
функциональность: миф выполняет определенные функции:
познавательное – миф описывает, рассказывает интересующее человека.
Коммуникативное – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной
общности
Аксиологическое – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную
систему ценностей, принятую в той или иной общности
Регулятивная – миф через различные образы передает, закрепляет общественные
нормы поведения, действий. Миф – это практическое руководство к действию.
Первобытный человек осваивает свое бытие семантически – эмоционально.
Следовательно, мифическое сознание не производит знания в объективно
достоверной форме и не стремится к этому.
Однако, современная исследовательская мысль упорна в своем стремлении
приписать мифу определенную логику.
Леви-Стросс:
начальные и конечные стадии рассуждения противоположны и однозначны, а
промежуточные – посредник между ними.
В мифическом мышлении работает та же логика, что и в нормальном
Прогресс не в мышлении, а в том мире, в котором жило человечество.
Мифологическое сознание сейчас
Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на
теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном
переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным
восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных
процессов и своей роли в них.
идеи о расовом и национальном превосходстве
идеи о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости
вождей.
2.7 Человек – предмет философского анализа
Антропоориентированность философского знания:
не есть очередная проблема,
идея человека – стержень философского контекста в целом.
Она проникла в различные философские области знаний.
Первичность антропологии в генезисе философии. Чтобы начать познавать
окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину
(онтологию), оценивать (аксеология), человек прежде всего должен был
обосновать свою собственную отдельность от окружающей действительности,
заглянуть в себя и затем уже с позиций самосознания проецировать
собственную сущность на реальный мир.
Философия должна ответь на вопрос: «Что есть человек?» – именно она.
Специфика ответа на этот вопрос:
указать сущность человека
философию интересуют отличия человека от других сущностей, а сколько он
есть сам по себе
Философское значение всегда трансцендентно, следовательно человек в природе
должен предстать как абстрактная идея человека. Рефлексия (наблюдение) над
человеком – саморефлексия.
Философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком,
создавая картину мира в человеке и человека в мире.
Человек в его отношении к миру:
объективистская концепция:
мир объективен, не зависит в своем существовании и качествах от желаний
субъектов и человеческих способов видения.
Гегель, Маркс
Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как
считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и
показывает мир таким, как он есть.
субъективизм:
мир, общий для всех живущих, заменяется на множество «миров».
Я сам себе вселенная
Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «Я».
Следовательно, трудно сказать, есть ли что либо объективное.
огромное пространство между двумя крайними полюсами и составляет поле
философского поиска:
что в мире от нас и что от самого мира?
Что есть от субъективности и что от объективности?
Что зависит от человека и что нет?
философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том,
возможно ли вообще его постижение и как именно возможно? Т.е. можем ли мы
получать объективные знания о мире или все они субъективные?
Два подхода:
никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может.
Возможно взаимопонимание между людьми, следовательно, можно формулировать
единые общезначимые представления.
Мир – сплав субъективного и объективного.
Различные определения модели человека:
единого как абсолютно верного нет и, вероятно, не будет. (Многие философы
пытаются ответить.)
Чаще всего ссылаются на отличающую характеристику на его разум
Конец 19-го – начало 20-го веков – философия жизни. Человек –
абсолютизирование иррационального начала.
В то же время, философская антропология:
Отец-Шиллер: человек в отличие от всего остального наделен духовной жизнью,
что дает ему «внутри себя бытие»
Плеснер:
его собственное бытие скрыто от него
может создавать собственные рефлексивные формы сознания – наука, искусство,
философия, религия …
формулирует свой внутренний мир.
Самая очевидная специфика – приспособленность человека к жизни с помощью
создания им второй природы.
Однако, перечисление отличительных черт не решает проблемы определения, ибо
всегда будет оставаться вопрос: не поискать ли еще какую характеристику?
Чтобы снять эти вопросы, надо с самого начала задать основание, критерии,
по которым все характеристики будут назначаться. В качестве такого
основания предполагается считать то обстоятельство, что человека нельзя
подвести под более широкое родовое понятие (под род живущего).
Субъективность выводит человека из природы.
Модель философского объяснения человека.
Экзистенциализм. В центре его внимания практически одна большая проблема –
проблема отдельного человека. Человек рассматривается вне связи с внешним,
социальным миром.
Марксизм. Человек – уникальный феномен. Он одновременно и природное и
общественное существо. Способ бытия человека – его предметная деятельность.
Исходные качества человека, как субъекта, открываются в практике.
2.8 Бытие человека: сущность и специфика
Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его
решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.
Основные формы бытия:
Бытие вещей
Бытие человека.
В мире вещей
Специфически человеческое бытие
Бытие духовное
Бытие социальное
Бытие человека в мире вещей
Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако
в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой
переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и
естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но
только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.
Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим
(смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что
относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель
переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув,
не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое
состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия
включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого
человека.
Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная
предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами
жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…)
удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без
этого вообще невозможно человеческое существование.
Материализм придавал большое внимание данному факту:
Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному
Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного
человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу,
одежду, жилище)
Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности
Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его
психикой
Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и
духа:
Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы,
следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида
Работа духа зависит от здоровья тела человека
Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции –
важнейшая сторона целостного бытия человека
Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) –
одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению
(характерно для марксистской философии)
Специфика человеческого бытия
Особенность человеческого существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной
детерминации бытия человека со стороны его тела.
Нежесткость
Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные
потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями
природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей,
собственной волей и самосознанием индивида.
Неуниверсальность
Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных
потребностей, а духовными, социальными мотивами.
Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3-
х относительно разных бытийственных измерений. Человек это:
Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело)
Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на
данном витке его развития, существующего мира
Социально – историческое существо
Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия
человека.
Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из
индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое
переходящее существование включено в необратимую историческую цепь
человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и
образует одно из звеньев социально – исторического бытия.
Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию
отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от
сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого
себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?
Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых:
Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого
рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира
Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия
жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный
«человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и
влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие
и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30